Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Эксперты: Нельзя лишать граждан права самим выбирать организацию, управляющую многоквартирным домом

Но именно такое предложение содержится в подготовленном в Минстрое проекте Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года, который сейчас разработанном Минстроем проходит стадию общественных слушаний.

 

Фото: www.invalid.expert

 

Согласно документу, жильцы многоквартирного дома (МКД) могут лишиться права выбирать организацию, управляющую таким домом. Это полномочие посредством механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) предлагается передать региональным операторам по управлению жильем, пояснили опрошенные «Известиями» эксперты.

На регоператоров проектом Стратегии возлагается также обязанность по возмещению ущерба от нарушений, приводящих к авариям в МКД. Но деньги для покрытия ущерба, вероятно, станут собирать с жильцов, предположили отраслевые специалисты.

 

Фото: www.kvobzor.ru

 

«Очевидно, имеется в виду, что предоставление гарантий возмещения ущерба будет осуществляться на платной основе, в ином случае для этого могли бы использоваться бюджетные средства, но об этом нет ни слова в проекте Стратегии», — уточнила свою точку зрения руководитель Комиссии в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое, генеральный директор Фонда «Институт экономики города» (ИЭГ) Надежда Косарева (на фото).

 

Фото: www.iz.ru

 

Ряд ее коллег по отраслевому экспертному сообществу полагает, что наличие регионального оператора приведет к сворачиванию рынка и возврату государственного управления частным жилищным фондом.

«Кроме того, неясно, о каком государственно-частном партнерстве может идти речь, если жилищный фонд на 92% сегодня частный», — приводит издание выдержку из отзыва профильной комиссии Общественного совета при Минстрое на проект Стратегии.

В то же время в материале отмечается, что сегодня около 90% решений или протоколов собраний собственников жилья по поводу выбора и смены управляющей компании (УК) могут быть сфальсифицированы.

 

Фото: www.cnis.ru

 

«Сегодня государство все больше пытается вмешаться в управление не своей собственностью — жилищным фондом. Но власть уже сегодня несет ответственность за УК — речь идет об институте лицензирования компаний», — напомнил председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков (на фото).

По его мнению, собственники жилья сами должны управлять им, поскольку государство сегодня не может справиться с имеющейся у него собственностью (школами, детсадами, поликлиниками) в плане эффективного взимания платы за коммунальные ресурсы, текущее содержание и капремонт таких объектов.

 

Фото: www.yandex.ru

 

Из существующей сегодня задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере 1,33 млрд руб. больше половины относится к бюджетным организациям, указал Широков. Долги населения, по его оценке, составляют примерно 300—400 млн руб. — то есть менее трети всей задолженности за услуги ЖКХ в стране.

Развернутое мнение по поводу спорного пункта в проекте Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ в эксклюзивном комментарии порталу ЕРЗ.РФ представил известный эксперт, член Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-Промышленной палаты РФ Дмитрий Гордеев (на фото).

 

Фото: www.urbaneconomics.ru

 

«По сути, в размещенном Минстроем РФ проекте Стратегии речь идет о том, что региональными властями будут созданы подконтрольные им структуры — "региональные операторы по управлению жильем", — пояснил эксперт, — которые станут отбирать управляющие организации для "профессионального управления" отдельными МКД путем проведения открытых конкуров вместо собственников.

Это, во-первых, ограничит права собственников помещений по выбору управляющих организаций исходя из своих предпочтений и интересов. Во-вторых, приведет к ограничению конкуренции на рынке управления МКД с закономерным следствием: цены на услуги повысятся, а качество — ухудшится.

 

Фото: www.23kvartiri.ru

 

Иными словами, с помощью формальной процедуры открытых конкурсов (очень даже не исключающей протаскивание в победители "нужных" участников) региональные главы осуществят передел рынка управляющих организаций на территории подведомственных им субъектов РФ.

Я полагаю, что внесение соответствующего пункта в проект Стратегии развития строительной сферы и ЖКХ лоббировал один из бывших высокопоставленных чиновников Минстроя, представлявший в федеральном ведомстве интересы губернаторского корпуса.

Бенефициары новых правил формально обосновывают их пассивностью собственников, не желающих принимать участие в общедомовых собраниях по выбору управляющих организаций, вследствие чего власти вынуждены брать на себя решение этой задачи.

 

 

Но последние данные Росстата говорят об обратном: в РФ собственники помещений только 3% МКД не выбрали сами управляющие организации: вместо них на основании норм ЖК РФ это сделали муниципальные власти. Остальные 97% решили этот вопрос путем принятия решений на своих общих собраниях.

Но решать данную проблему путем отстранения собственников от выбора управляющих организаций неоправданно, и свидетельствует о крене в сторону администрирования в потенциально рыночном секторе городской экономики.

 

Фото: www.vseogkh.ru

 

Другое дело, что за эти годы во многих домах назрела проблема замены управляющих организаций, а созвать и провести сегодня общее собрание собственников помещений в МКД сложно. Поэтому надо совершенствовать и упрощать сами механизмы принятия собственниками общих решений, устранить фальсификации решений собраний и подделки решений собственников.

Полагаю, что данный пункт в проекте Стратегии развития строительства и ЖКХ все же будет отвергнут еще на этапе обсуждения документа. Но даже если он там останется, реализовать его на практике можно будет только через внесение соответствующих изменений в действующий Жилищный кодекс РФ. А законодатели, думаю, на это не пойдут», — резюмировал Дмитрий Гордеев.

 

 

 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Эксперт: Замена управляющих компаний на назначенных властями региональных операторов — это удар по интересам жильцов

Опубликована Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ

Строительству посвящены семь из сорока двух стратегических инициатив, утвержденных Правительством

Как изменится лицензирование управляющих компаний

Эксперты: лицензирование управляющих компаний надо заменить их вступлением в СРО

Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ планируется утвердить в начале 2021 года

Стратегии развития строительной отрасли и сферы ЖКХ сведут в один документ

+

Эксперты: ипотечные кредиты, которые берут граждане, становятся меньше и по сумме, и по срокам

В октябре 2024 года на фоне роста ставок по рыночной ипотеке и ужесточения условий по льготной ипотеке россияне стали брать ипотечные кредиты на меньшие суммы и более короткие сроки. К такому выводу пришли аналитики Объединенного кредитного бюро (ОКБ), с отчетом которого ознакомился РБК. 

  

Фото: © Валерий Елистратов / Фотобанк Лори

 

По подсчетам экспертов, средний размер ипотечного кредита в России в октябре 2024 года уменьшился на 7% год к году и на 10% за месяц, до 3,93 млн руб. Суммы ипотечных кредитов снизились почти во всех регионах страны.

Наибольшее снижение по сравнению с показателями сентября 2024 года зафиксировано в Красноярском крае (-20%, до 3,32 млн руб.), Мурманской (-19%, до 3,31 млн руб.) и Новосибирской (-16%, до 3,68 млн руб.) областях.

На уровне сентября сохранился показатель в Воронежской области (3,59 млн руб.). Близки к нулевому значению изменения (не более 3% снижения) в Оренбургской, Белгородской и Тульской областях, Ямало-Ненецком АО.

    

Средний чек по новым ипотечным кредитам

Источник: ОКБ

 

В Москве средняя сумма ипотечного кредита в октябре равнялась 6,99 млн руб. (-6% за месяц), в Подмосковье — 5,36 млн руб. (-8%), в Санкт-Петербурге — 5,24 млн руб. (-8%), в Ленинградской области —4,17 млн руб. (-10%).

В октябре текущего года средний срок ипотечного кредита в России составил 21 год и три месяца. Это на полгода меньше, чем в сентябре, и на семь месяцев меньше, чем год назад, подсчитали аналитики.

В ряде регионов России сокращение еще больше: в Татарстане — на 18 мес. (до 21 года и 9 мес.), в Краснодарском крае — на 17 мес. (до 23 лет и 2 мес.), в Новосибирской области — на 16 мес. (до 21 года и 5 мес.).

   

Средний срок по новым ипотечным кредитам

Источник: ОКБ

 

В Москве и Санкт-Петербурге сроки стали меньше на десять месяцев (21 год и 11 мес.).

Самый длинный срок среднего ипотечного кредита в октябре зафиксирован в Ингушетии (28 лет и 7 месяцев), а самый короткий — в Ненецком АО (13 лет и 3 месяца).

Общее количество ипотечных кредитов, выданных в октябре 2024 года в России, сократилось на 64% год к году, до 71,18 тыс., на общую сумму 279,53 млрд руб.

В денежном выражении годовое падение составило 66%. По сравнению с сентябрем выдача ипотеки также уменьшилась: на 14% и 22% соответственно.

   

Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-канале ЕРЗ.РФ НОВОСТИ.

Присоединяйтесь к нам! 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Росреестр: количество ипотечных сделок за месяц выросло почти на четверть

Эксперт: в октябре выдачи ипотеки продолжали падать, и прежде всего за счет рынка новостроек

Эксперты: в сентябре выдачи льготной ипотеки сократились на 70%

ЦБ: объем ипотечного кредитования для долевого строительства в сентябре уменьшился на 61,3% по отношению к прошлому году (графики)

Эксперты: выдача ипотеки в России за три квартала сократилась почти на треть

Эксперты: выдачи жилищных кредитов по льготным программам после летнего спада вновь начали расти

Эксперты: несмотря на повышение ключевой ставки ЦБ, структура ипотеки в сентябре практически не изменилась

Росреестр: рынок ипотечного кредитования в столице сохранил ежемесячный объем

Эксперты: в сентябре доля льготной ипотеки сохранилась на уровне 48%

Эксперт: на рынке новостроек без перемен, выдачи ипотеки продолжают падать

Марат Хуснуллин: Объем ипотечного портфеля в России увеличился до 25 трлн руб.