Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Эксперты: средняя цена частного дома в России приблизилась к 6 млн руб.

Специалисты федерального портала «МИР КВАРТИР» провели очередное исследование рынка индивидуального жилищного строительства (ИЖС), в рамках которого выявили устойчивый тренд на подорожание частных домов с начала текущего года.

 

Фото: www.mirkvartir.ru

   

В ходе ценового мониторинга, охватившего 84 из 85 субъектов РФ было зафиксировано снижение цены за десять месяцев лишь в трех регионах: Краснодарском крае (–12,1%), Крыму (–10,7%) и Московской области (–0,5%).

В остальных цены росли. Особенно сильно, как можно увидеть из таблицы ниже, в Карачаево-Черкесии (+36,5%), Кабардино-Балкарии (+36,3%), Магаданской области (+35,9%), Тыве (+34,8%), Калмыкии (+32,9%), Марий Эл (+31,6%), Воронежской области (+30,6%), Хакасии (+30,6%), Алтайском крае (+30,2%) и Адыгее (+27,6%).

  

Регион

 

Цена дома, руб.

 

Прирост за III квартал

Прирост с начала года

1

Москва

21 787 747

2,5%

3,6%

2

Санкт-Петербург

19 005 301

0,9%

6,7%

3

Московская область

15 303 121

7,2%

-0,5%

4

Севастополь

11 600 990

-0,8%

3,5%

5

Ямало-Ненецкий АО

10 840 472

4,4%

13,0%

6

Краснодарский край

10 807 400

-4,6%

-12,1%

7

Калининградская область

10 536 848

-5,4%

1,8%

8

Сахалинская область

10 403 124

6,0%

6,7%

9

Чеченская республика

10 259 773

-2,2%

13,6%

10

Ленинградская область

10 099 880

3,9%

14,3%

11

Крым республика

9 848 828

1,8%

-10,7%

12

Дагестан республика

9 533 772

2,9%

16,0%

13

Мурманская область

8 375 074

1,5%

10,8%

14

Ингушетия республика

8 051 360

3,2%

18,7%

15

Якутия республика

 7 498 794

-1,7%

9,0%

16

Адыгея республика

7 166 614

3,6%

27,6%

17

Татарстан республика

6 972 190

5,7%

19,0%

18

Камчатский край

6 967 007

1,0%

5,2%

19

Карачаево-Черкесская республика

6 942 288

7,9%

36,5%

20

Кабардино-Балкарская республика

6 767 068

5,7%

36,3%

21

Ставропольский край

6 586 646

0,2%

19,1%

22

Тюменская область

6 512 985

3,4%

8,8%

23

Ростовская область

6 444 665

0,2%

22,0%

24

Ненецкий АО

5 986 789

-6,4%

7,0%

25

Северная Осетия — Алания республика

5 954 540

6,2%

20,9%

26

Карелия республика

5 950 135

1,0%

20,9%

27

Магаданская область

5 904 273

12,6%

35,9%

28

Новосибирская область

5 696 540

22,8%

16,0%

29

Приморский край

5 636 385

24,4%

24,7%

30

Самарская область

5 480 391

9,4%

24,3%

31

Тыва республика

5 460 926

6,5%

34,8%

32

Калужская область

5 380 923

2,8%

15,4%

33

Белгородская область

5 371 679

3,3%

20,1%

34

Томская область

5 220 754

20,4%

15,1%

35

Ханты-Мансийский АО — Югра

5 217 311

6,5%

7,1%

36

Тверская область

5 153 209

10,4%

22,4%

37

Хабаровский край

5 135 983

24,9%

16,4%

38

Амурская область

5 133 918

21,0%

26,9%

39

Нижегородская область

5 123 651

21,0%

25,7%

40

Тульская область

4 937 255

11,2%

18,5%

41

Алтай республика

4 921 754

13,3%

30,2%

42

Красноярский край

4 921 231

11,4%

13,5%

43

Воронежская область

4 919 343

9,5%

30,6%

44

Калмыкия республика

4 861 686

15,9%

32,9%

45

Башкортостан республика

4 698 936

7,5%

17,7%

46

Костромская область

4 653 442

10,0%

0,8%

47

Ярославская область

4 647 805

8,2%

24,8%

48

Астраханская область

4 633 912

11,3%

18,5%

49

Свердловская область

4 608 315

16,7%

16,0%

50

Иркутская область

4 549 060

4,2%

13,1%

51

Челябинская область

4 363 671

16,8%

24,8%

52

Курская область

4 300 626

10,3%

26,5%

53

Марий Эл республика

4 250 903

12,7%

31,6%

54

Хакасия республика

4 223 358

20,4%

30,6%

55

Пензенская область

4 189 864

23,9%

26,1%

56

Смоленская область

4 129 618

10,0%

20,7%

57

Оренбургская область

4 108 284

5,0%

11,2%

58

Волгоградская область

4 058 079

13,5%

16,2%

59

Пермский край

4 037 177

19,6%

21,4%

60

Ульяновская область

4 036 289

22,9%

27,2%

61

Забайкальский край

4 035 200

10,7%

23,8%

62

Владимирская область

3 992 898

11,9%

26,7%

63

Орловская область

3 989 666

4,9%

13,8%

64

Бурятия республика

3 988 985

11,1%

19,8%

65

Удмуртская республика

3 984 994

11,8%

18,5%

66

Омская область

3 819 825

16,7%

19,5%

67

Саратовская область

3 819 222

4,9%

12,6%

68

Ивановская область

 3 736 512

18,0%

23,5%

69

Вологодская область

3 734 802

12,9%

9,2%

70

Тамбовская область

3 689 377

6,3%

22,4%

71

Липецкая область

3 559 033

10,8%

21,9%

72

Новгородская область

3 547 042

15,6%

22,0%

73

Коми республика

3 454 031

2,9%

2,1%

74

Кировская область

3 434 996

16,8%

25,5%

75

Псковская область

3 379 814

5,9%

19,8%

76

Брянская область

3 341 240

3,9%

8,8%

77

Алтайский край

3 337 225

15,3%

22,4%

78

Рязанская область

3 322 922

12,0%

20,0%

79

Архангельская область

3 241 983

-2,8%

11,5%

80

Еврейская АО

3 117 805

14,4%

22,0%

81

Мордовия республика

3 036 490

9,4%

25,1%

82

Чувашская республика

2 959 445

11,5%

21,3%

83

Кемеровская область

2 546 548

15,3%

22,6%

84

Курганская область

2 207 216

19,7%

21,7%

 

 Среднее

5 874 372

6,7%

18,8%

Источник: МИР КВАРТИР

   

В Москве с начала года рост составил +3,6%, в Санкт-Петербурге — 6,7%, в Ленинградской области — 14,3%.

За десять месяцев в среднем по стране частные дома подорожали, согласно данным исследования, на 18,8%. При этом в масштабах III квартала средний дом в РФ вырос в цене на 6,7% — до 5,87 млн руб.

  

Фото: www.mirkvartir.me

  

«Явное увеличение цен на индивидуальные дома продиктовано общим подъемом цен на недвижимость в последние годы», — пояснил директор федерального портала «МИР КВАРТИР» Павла Луценко (на фото). 

Он отметил, что с ростом стоимости квартир рано или поздно вырастает и ценность частных домов, которые многими россиянами рассматриваются как более комфортное и желаемое жилье.

  

Фото: www.cian.ru

 

«Не секрет, что часто по цене квартиры можно купить больший по площади дом, и в условиях сворачивания “нулевой” ипотеки на квартиры [от застройщика Ред.] спрос частично переключается на такие объекты», — заключил эксперт.

  

 

  

  

 

 

 

Другие публикации по теме:

Эксперты: построить в России бюджетный частный дом стало дешевле

Виталий Мутко: Доля ипотеки на частные дома растет

Эксперты: самые дешевые частные дома продаются в Волгоградской, Челябинской и Омской областях

Эксперты: с начала года наибольшее снижение цен зафиксировано в Набережных Челнах — на 13%

Эксперты: Краснодар, Сочи, Рязань, Кемерово, Ростов-на-Дону и Липецк лидируют по росту цен на жилье

+

Конституционный Суд разъяснил законодательные нюансы при рассмотрении дел о деприватизации земель

Опубликовано постановление Конституционного Суда РФ №3-П от 28.01.2025 «По делу о проверке конституционности статей 12, 209 и 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в связи с жалобами граждан Н. И. Гришиной, Н. З. Гулордавы и других».

 

Фото: земля.дом.рф

 

Изначально судебный спор касался земельных участков (ЗУ), предоставленных в 1988 году гражданам для образования коллективного садоводства. ЗУ выделялись из состава земель Сочинского национального парка. В дальнейшем ЗУ перешли в частную собственность и пожизненное наследуемое владение.

В 2021 году прокуратура г. Сочи посчитала, что права граждан на ЗУ оформлены с нарушением действующего законодательства, и подала иски в суд о признании отсутствующими прав собственности граждан, возникших на основании договора купли-продажи, или прав пожизненного наследуемого владения.

Суды иски прокуратуры удовлетворили, в удовлетворении же встречных исковых требований граждан к Российской Федерации в лице территориального управления Росимущества, в частности об устранении препятствий в уточнении границ ЗУ и государственной регистрации права собственности, а также о признании права Российской Федерации отсутствующим, а заявителей — добросовестными приобретателями, отказали.

Тогда граждане обратились в Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ), оспаривая нормы законодательства, которые, по их мнению:

 позволяют произвольно использовать иск о признании права отсутствующим, лишать граждан зарегистрированного за ними в ЕГРН права собственности на ЗУ;

• допускают признание права собственности и права пожизненного наследуемого владения ЗУ отсутствующими по иску в защиту интересов публично-правового образования к гражданину ввиду нарушения самими органами государственной власти порядка предоставления этих прав, без учета добросовестности гражданина.

 

 

КС РФ, рассматривая дело, указал, что для удовлетворения заявленного в защиту интересов Российской Федерации требования о признании зарегистрированного за гражданином или учтенного в ЕГРН в качестве ранее возникшего у гражданина права на участок отсутствующим достаточно установления нахождения участка в границах такой территории. Однако, если при определении последствий удовлетворения этого требования не учитываются поведение ответчика по поводу права на ЗУ, длительность бездействия уполномоченных в сфере защиты федеральной собственности органов и должностных лиц, иные обстоятельства, связанные с предоставлением и реализацией соответствующего права, это не отвечает принципу справедливости.

Исходя из анализа норм права, КС РФ 28.01.2025 сформулировал свою позицию по данному делу.

При рассмотрении споров о передаче ЗУ в частную собственность из публичной суды должны учитывать принцип защиты интересов лиц, ведущих себя в гражданских правоотношениях добросовестно и проявляющих при реализации своего права разумность и осмотрительность. Добросовестность участников гражданских правоотношений оценивается судом с учетом обстоятельств конкретного дела.

При нахождении ЗУ в местности, о расположении на которой особо охраняемой природной территории (ООПТ) федерального значения было известно или должно было быть известно гражданину или которая имеет явные признаки наличия на ней леса, содержание требований разумности и осмотрительности (добросовестности) предполагает, что гражданин должен уделить повышенное внимание подтверждению законности предоставления и использования соответствующего участка.

 

Фото: © Igor Skripachev /Фотобанк Лори

 

Следовательно, одно лишь то обстоятельство, что гражданин, например, полагался на сведения ЕГРН в совокупности с иными фактическими обстоятельствами при наличии таких особенностей участка, может и не свидетельствовать о его должной разумности и осмотрительности. Однако то, что ответчик по иску о признании зарегистрированного права на ЗУ отсутствующим не приступил к фактическому использованию участка, хотя и может служить одним из критериев для оценки разумности и осмотрительности его поведения, не является единственным признаком их отсутствия.

Применительно к течению срока исковой давности по заявленному в защиту интересов публично-правового образования требованию о признании зарегистрированного за гражданином или отраженного в ЕГРН в качестве ранее возникшего у гражданина права на ЗУ, предоставленный для личных нужд, отсутствующим, нужно учитывать следующее:

• применительно к правам на ЗУ, который не имеет видимых признаков освоения правообладателем и сведения о расположении которого с топографической привязкой к смежным участкам и географическим координатам не отображены в кадастре недвижимости, само издание акта органа публичной власти о предоставлении ЗУ (земельного массива) гражданину (для целей предоставления гражданам), как и государственная регистрация права на участок (включение в ЕГРН сведений о ранее возникшем праве), во всяком случае не начинает безусловно течения срока исковой давности (как трехлетнего, так и десятилетнего) для предъявления направленного на защиту права собственности публично-правового образования требования о признании зарегистрированного за гражданином или учтенного в ЕГРН в качестве ранее возникшего у гражданина права на ЗУ отсутствующим;

  

Фото: Александр Тарасенков / Фотобанк Лори 

 

• первое по времени из указанных обстоятельств — появление на ЗУ видимых признаков его освоения правообладателем, либо отображение в кадастре недвижимости конкретных сведений о расположении участка, либо правовой спор, из содержания которого уполномоченному органу (организации) должно было стать очевидным, что в ЕГРН внесено право гражданина на ЗУ, либо отмена органом публичной власти правового акта, которым ЗУ был предоставлен, — должно рассматриваться в качестве дня, с которого начинается течение срока исковой давности, если судом из обстоятельств конкретного дела не будет установлено, что истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права раньше.

Фактор добросовестности или истечения срока исковой давности должен влиять на последствия удовлетворения иска, т. е. предполагать, что если гражданин при приобретении (предоставлении) такого ЗУ (права на него) действовал добросовестно или что истек срок исковой давности, — признание права на участок отсутствующим в связи с его нахождением в границах ООПТ федерального значения должно быть компенсировано.

Наиболее справедливой формой возмещения в таком случае является предоставление аналогичного по параметрам участка, а при объективной невозможности его предоставления — иной способ компенсации. Также компенсации должны подлежать законно возведенные на данном участке объекты.

Так как основной предпосылкой возникновения спора были действия публичных органов власти, незаконно предоставивших ЗУ, принцип справедливости предполагает возложение именно на них обязанности соответствующей компенсации.

В случае же когда требование о признании зарегистрированного права гражданина на ЗУ отсутствующим заявлено в отношении права на участок, относящийся к землям лесного фонда, не имеется столь жестких, как применительно к ООПТ федерального значения, оснований для удовлетворения иска, разъяснили в Конституционном Суде РФ.

Исходя из этого, высший судебный орган конституционного контроля постановил пересмотреть в установленном порядке все судебные постановления, вынесенные по делам с участием вышеуказанных граждан из числа подавших иск в КС РФ.

   

Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-канале ЕРЗ.РФ НОВОСТИ.

Присоединяйтесь к нам!

 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Конституционный Cуд приостановил возможность накладывать штрафы за неиспользование в срок земельного участка для ИЖС

Регистрация прав на здания и сооружения в ЕГРН станет обязательной

Данные из портала пространственных данных будут отражаться на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории

Порядок присвоения уникального кода идентификации в ЕИСЖС при строительстве жилых домов по договору подряда

ФНС: организации, использующие участок для ИЖС как актив, не вправе применять пониженную ставку земельного налога

Верховный Суд: объект может быть введен в эксплуатацию, даже если срок действия договора аренды ЗУ истек

Суд решил снести офис продаж застройщика, размещенный на земельном участке, выделенном для строительства МКД

Верховный Суд решил спор между Росреестром и застройщиком по поводу строительства двух МКД на одном земельном участке

Высшая судебная инстанция встала на сторону застройщика в споре с региональной властью по вопросу аренды

Новые позиции Верховного Суда по делам, связанным с самовольным строительством

Конституционный Cуд: следует срочно изменить законодательство, регулирующее строительство в охранных зонах ЛЭП

Верховный Суд разъяснил, когда можно взыскать моральный вред с застройщика за несвоевременную передачу объекта по ДДУ

Верховный Суд объяснил, когда наследники должны платить налоги за наследодателя-банкрота

Верховный Суд ограничил права граждан-инвесторов в случае банкротства застройщика

Верховный Суд: заниженная стоимость недвижимости может свидетельствовать о недобросовестности покупателя