Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

Проблематика получения официальных разъяснений по сводам правил, утвержденных Минстроем России

За последние 10 лет в сфере разработки и пересмотра сводов правил сложилась негативная практика по предоставлению официальных разъяснений по сводам правил, утверждаемых за подписью министра строительства. Основная проблематика с копиями таких писем и выдержек из сводов правил представлена в очередной аналитической работе автора портала ЕРЗ.РФ эксперта Александра БЛИНДЕРА.

 

Фото: www.edsro.center

 

Главные выводы, к которым пришел специалист, таковы.

 

Выявленная проблематика

1. Большинство сводов правил Минстроя России по оформлению и содержанию не соответствуют основополагающим стандартам элементов ВВЕДЕНИЕ и ПРЕДИСЛОВИЕ. Фонд Росстандарта на 13.07.2021 содержит 383 СП.

2. Разработчики сводов правил Минстроя России не имеют действительных сертификатов по ГОСТ Р 1.17-2017 (п.4.1 и п.4.2) на разработку сводов правил. Это одна из причин общего непонимания в изложении, оформлении и других особенностей работы со сводом правил, полагает специалист.

 

Фото: www.minstroyrf.ru

 

Предложения

1. Предложение рассмотреть возможность вынести разработку нормативных технических документов — сводов правил из-под действия основополагающих стандартов и Постановления Правительства РФ. (ч. 4 ПП от 01.07.2016 №624). Регулирование осуществлять на уровне организационно-распорядительного документа — приказа Минстроя России, установив при этом все требования в одном нормативном акте;

2. Требуется введение новой практики по установлению и закреплению организаций-разработчиков нормативных документов за разъяснением сводов правил в срок, установленный федеральным законом 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Правовой вакуум должен уйти;

3. Предложение ввести во «Введении» к сводам правил запись об Организации-разработчике свода правил. Определить статус организаций по пересмотру или внесению изменений в свод правил;

 

Фото: www.b2bplankonzept.de

 

4. Предложение ввести во «Введении» к сводам правил запись об Авторском коллективе свода правил. Определить статус организаций по пересмотру или внесению изменений в свод правил;

5. Предложение ввести во «Введении» к сводам правил запись по установлению работы над разделом или приложением конкретных лиц. Это позволяет идентифицировать ответственные лица, которые работали над частью документа;

6. Новый подход Минстроя России — «суперсервис».

Предложение 2 раза в год издавать на площадке ФАУ «ФЦС» при поддержке ТК 465 «Строительство» Сборники по нормативным техническим документам.

Формат «вопрос-ответ» в электронном виде PDF/WORD. Сборники издавать по принципу или аналогии комплексов 10—01, то есть в один Сборник может войти несколько сводов правил.

 

Фото: www.c.pxhere.com

 

Настоящие справочные материалы будут служить качественным сопровождением тех сводов правил, которые ежегодно утверждает Минстрой России;

7. Предложение для сводов правил и стандартов, разрабатываемых за счет бюджетных средств включить обязательное базовое условие в Технические задания ФАУ «ФЦС» по рассмотрению заявок на допуск организаций к закупкам на сайте госзакупок zakupki.gov.ru, где организация в случае ее победы в закупке должна иметь в штате на постоянной основе ответственных исполнителей, имеющих действующий сертификат эксперта по стандартизации ГОСТ Р 1.17-2017 (п. 4.1 и п. 4.2).

 

Фото: www.gov.cap.ru

 

В случае если организация, выигравшая закупку, передает на субподряд на отдельные лоты или виды работ, то сторона, принимающая такие работы, должна подтвердить (направить заверенное подтверждение) оператору закупки ФАУ «ФЦС» действующие сертификаты экспертов по стандартизации, которые по итогу будут вписаны как руководители тем в документ.

Настоящие предложения направлены на повышение качества разрабатываемых документов и рациональное расходование бюджетных средств.

Полностью с презентацией «Анализ механизма разработки сводов правил» можно ознакомиться здесь.

Александр БЛИНДЕР
aeblinder@mail.ru

 

 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Анализ технико-экономических показателей жилых многоквартирных домов

Проблемы технического нормирования в строительстве РФ

Аналитический обзор по классификации зданий и сооружений общественного назначения: комментарий автора

+

Специфика проектов достройки объектов незавершенного строительства

Одной из основных проблем градостроительного комплекса, регулярно выносимой на обсуждение на самом высоком уровне, являются так называемые обманутые дольщики. Данным обобщающим термином принято описывать все ситуации, в которых застройщик по тем или иным причинам не довел до конца проект строительства многоквартирного дома и не ввел его в эксплуатацию.

Публикуем аналитическую статью, посвященную этой теме, преподавателя Академии девелопмента, соучредителя и Генерального директора инжинринговой компании Fizir Андрея НОЗДРЯКОВА. 

        

Фото: ©  Евгений Харитонов / Фотобанк Лори

   

В случаях недостроенных или брошенных по разным причинам объектов власти пытаются изыскивать способы максимально избегать социальных взрывов и находить пути достройки таких проблемных зданий, особенно если это жилой дом, в котором люди планировали получить жилье.

Как правило, бремя по достройке таких объектов посредством тех или иных механизмов и/или договоренностей перекладывается на плечи другого инвестора. Для состоявшегося мастер-девелопера это может быть возможностью согласовать технико-экономические показатели (ТЭП) по другому объекту или получить другие преференции.

Для начинающего игрока участие в подобных мероприятиях может являться «точкой входа», возможностью наработать первичный GR-ресурс и «засветиться» в регионе.

При этом и тем и другим необходимо иметь четкий ответ на вопрос «стоит ли овчинка выделки», и как раз с этим, как показывает наша многолетняя практика, возникает огромное количество трудностей. А неверно оцененный на входе проект, в свою очередь, ведет к многомиллионным, а иногда миллиардным убыткам на выходе.

    

Иллюстрация предоставлена Академией девелопмента

    

Вместе с тем аудит частично построенных объектов имеет ряд существенных отличий от анализа новых перспективных площадок (тех, где не успел «потоптаться» другой горе-девелопер). И сегодня мы поговорим о том, как правильно оценить риски реализации таких проектов и, самое главное, сроки и бюджет доведения их до логичного результата. Изложенная далее информация также релевантна для случаев достроя любых незавершенных объектов (в том числе вне поля 214-ФЗ).

Задача реализации подобных проектов, как правило, осложняется следующим «джентльменским» набором факторов:

 полное или частичное отсутствие проектной, рабочей и исполнительной документации;

• непринятие должных мер по консервации объекта;

• отсутствие актуализированного комплекта исходно-разрешительной документации, договоров об осуществлении технологического присоединения, результатов изысканий, согласований с органами исполнительной власти и пр.

   

Иллюстрация предоставлена Академией девелопмента

    

Для определения точной стоимости и сроков работ, а также составления дорожной карты реализации объекта техническому заказчику нового застройщика необходимо провести обследование и установить, в каком техническом состоянии находится объект, детально обследовать внутренние инженерные системы, а также наружные сети объекта, провести комплекс необходимых испытаний в случае, если сети уже смонтированы.

Особое внимание необходимо уделить качеству выполненных работ на фасаде, проверке наличия проектного армирования, анализу марки и класса бетона. В большинстве случаев будет необходимо проведение дорогостоящих работ по усилению несущих конструкций, локальный ремонт участков бетона, устранение последствий длительного замачивания поверхности бетона путем обработки указанных участков специальными составами.

Обследования зачастую показывают, что кладка выполнялась со значительным количеством дефектов, не проводилось армирование раствора, предписанное рабочей документацией, а крепления к стенам и перекрытиям отсутствуют.

Внутренние инженерные системы выполнены, как правило, настолько плохо, что требуется их полная замена. С момента монтажа наружных сетей они приходят в непригодность без обслуживания и эксплуатации. Кроме того, требования к участкам наружных сетей за последние годы значительно возросли, и для их дальнейшей сдачи в эксплуатацию требуется проведение дополнительных испытаний с целью обоснования возможности их использования.    

Помимо перечисленного, требуется проводить специализированные виды обследований, такие как: внутренняя дефектоскопия трубопроводов, оценка технического состояния стыков, запорной арматуры, оценка качества материалов. Для тепловых сетей обязательна оценка ранее смонтированных систем СОДК, оценка технического состояния сварных стыков. Для наружных электрических кабелей проводятся замеры электрической лабораторией с подготовкой отчета, на основании которого принимается решение о замене кабельных линий.

В случае наличия на объекте или в архивах проектной (ПД), рабочей (РД) и исполнительной документации, необходимо детально сопоставить факт на площадке и технические документы.

С большой долей вероятности объект строился со значительным количеством отклонений от ПД, РД, а исполнительная документация отсутствует (в том числе необходимые паспорта и сертификаты на изделия).

Все дефекты как строительных конструкций, так и внутренних и наружных инженерных сетей требуют оформления дефектовочных актов и ведомостей работ с целью уточнения итогового бюджета строительства.

   

Иллюстрация предоставлена Академией девелопмента

   

Кроме того, необходимо отдельно проработать вопрос прохождения негосударственной или государственной повторной экспертизы проекта с учетом выявленных дефектов строительных конструкций и инженерных систем, особенно в случаях если разрешение на строительство не было продлено и требуется его повторное получение.

Многие нормативы, по которым был спроектирован ранее объект, устаревают, и фактически приходится «примерять» новую нормативно-техническую базу на законсервированный (или брошенный) объект.

Особо остро стоят вопросы применения 123-ФЗ, поэтому приходится заказывать специальные технические условия, схему расстановки пожарной техники, в исключительных случаях, другие специализированные отчеты во ВНИИПО МЧС.

Отдельное место в рамках достройки объекта занимает работа с обновлением всей исходно-разрешительной документации: часто встречаются случаи, когда объекты попадают в санитарно-защитную зону (СЗЗ) рядом действующих предприятий, не увязаны с проектами улично-дорожной сети.

Кроме того, зачастую необходимо внесение изменений в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), утверждение архитектурно-градостроительного решения/архитектурно-градостроительного облика (АГР/АГО) и получение комплекта новых договоров технологического присоединения.

       

Фото: © Сергей Гавриличев / Фотобанк Лори

  

Проработки требует вопрос получения заключения о соответствии (ЗОС) и Разрешения на ввод на указанные объекты. Необходимо выстроить дорожную карту с инспекторами надзорного ведомства. В случае если речь идет про работу в рамках 214-ФЗ, где были затронуты интересы дольщиков, объект подпадает под особый контроль со стороны Госстройнадзора.

На основании проведенных обследований, а также ведомостей работ разрабатываются проектная и рабочая документация для достройки объекта, проводится экспертиза проекта и начинаются работы.

В некоторых случаях необходимо организовать работы на площадке параллельно с разработкой рабочей документации. Сам процесс работы на объекте незавершенного строительства очень схож с работами по реконструкции зданий, поскольку в ходе производства работ возникает большое количество сложностей, дефектов и строительного брака, которые по разному ряду причин не могли быть выявлены в ходе обследования объекта.

    

Фото:  © Алексей Смышляев / Фотобанк Лори

     

Требуется оформление дополнительных дефектовочных актов, повторное многократное включение новых пунктов в отчет по обследованию, а также включение соответствующих работ в контрактные сметы. Именно поэтому первоначальная смета контракта на подобных объектах будет превышена в 90% случаев.

К данной практике следует относиться как к норме, поскольку выявить все дефекты можно только после проведения работ по демонтажу части элементов строительных конструкций или в ходе проведения работ, а в ходе начального обследования существуют допущения по количеству отбираемых проб и зондажей.

Для генерального подрядчика на данных объектах существует сложность в подборе исполнителей на все виды работ по причинам, указанным выше, в связи с чем рекомендуется подписывать контракты с подрядчиками согласно этапам исполнения.

    

Фото: © Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори

     

С точки зрения последовательности реализации проекта, первое и самое главное в работе технического заказчика — комплекс работ по обследованиям, уточнению методов производства работ на объекте и анализу имеющихся в наличии материалов.

Второй этап — защита объемов работ и дефектовок у инвестора совместно с генеральным подрядчиком, поиск согласованных всеми сторонами решений, утверждение ведомости работ и расценок.

Для более полного понимания ситуации рассмотрим следующий пример: на основании проведенного визуального обследования Инвестор планировал не осуществлять полную сплошную замену внутренних инженерных систем, на основании чего была сделана финансовая модель проекта. Но далее на основании совместной оценки генподрядчика, субподрядчика и изыскателей установлена невозможность окончания работ в рамках ремонта систем, и требуется их полная замена. Подобные нюансы на объектах незавершенного строительства присутствуют на всех этапах реализации.

По итогу необходимо отметить, что реализация проектов незавершенного строительства требует наличия высокой квалификации, значительного опыта и системного подхода в первую очередь со стороны технического заказчика, а также должной осмотрительности, итеративного подхода и детального финансового планирования со стороны инвестора. Кроме того, к начальной смете рекомендуется добавлять не менее 10% непредвиденных расходов в связи с обозначенными выше факторами.

     

Фото: Академия девелопмента

    

В заключение автор, соучредитель инжинринговой компании Fizir Андрей Ноздряков (на фото) отмечает, что изложенная в статье информация — выжимка из опыта инжиниринговой компании, успешно прошедшей путь достроя двух незавершенных объектов в рамках 214-ФЗ (одного в Москве, другого в Московской области).

Хочется надеяться, что она поможет инвесторам и застройщикам, которым предстоит работать с объектами такого типа, избежать распространенных ошибок и связанных с ними убытков.

    

      

Реклама. ИП Тугарев Алексей Львович.  ИНН: 772480003006

   

   

    

Другие публикации по теме:

Вкалывают роботы — счастлив человек? Системы динамического ценообразования в жилом девелопменте

Феодальные колодцы: темная сторона девелоперских компаний

Общий обзор ситуации на девелоперском рынке России

Как управлять финансами в девелопменте

Оптимизация расходов в девелопменте