Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

Московская практика КРТ: без вопросов не обошлось

Актуальную тему комплексного развития территории применительно к жилой недвижимости анализирует эксперт портала ЕРЗ.РФ Павел МЕЛЬНИКОВ.

     

Фото: www.investmoscow.ru

      

Заместитель мэра Москвы Владимир Ефимов (на фото ниже) в интервью программе «Вести» телеканала «Россия 24» анонсировал городскую программу «Индустриальные кварталы».

Программа предполагает реконструкцию территорий, занятых бывшими промышленными объектами на площади около 2 тыс. га. Планируется строительство 35 млн кв. м недвижимости, из которой 11 млн «квадратов» приходится на жилье, в том числе 30% будет использовано под нужды реновации.

   

Фото: www.cdn.bfm.ru

    

Реализация программы возможна благодаря механизму комплексного развития нежилых территорий. Применение данного механизма приведет к перераспределению собственности. Для правообладателей недвижимости в границах КРТ актуальным станет вопрос справедливой компенсации за изъятие недвижимости.

Москва опубликовала первые проекты решений о комплексном развитии 7 территории нежилой застройки на 77,21 га с потенциалом застройки около 1,4 млн кв. м, из которых порядка 1 млн кв. м отводится под жилье. При этом половина предполагаемого жилья планируется использовать по программе реновации. Краткие сведения приведены в таблице.

    

Источник: Сайт Мэра Москвы

     

Как рассказал Владимир Ефимов, Москва адаптировала механизм КРТ нежилой застройки под нужды реновации. В частности, проект КРТ ПЗ №56 Грайвороново и ПЗ №49 Бескудниково дают фактическую возможность принудительно изымать нежилую недвижимость третьих лиц под нужды программы реновации.

   

Фото: www.edsro.center

     

Заметно участие крупных застройщиков в КРТ нежилой застройки. Город определился с застройкой территории ЖБИ №9 (ПЗ №39 Кунцево), можно поздравить ГК Главстрой  с согласованием ТЭПов. Несмотря на низкое обеспечение района рабочими местами (менее 50 рабочих мест на 100 жителей), ТЭПы согласованы без обременений с плотностью около 40 тыс. кв. м жилья, а застройка под реновацию, видимо, будет размещена на смежном участке Совтрансавто.

       

  

Для крупных девелоперов КРТ нежилой застройки предоставляет возможность использовать смежные участки под размещение объектов инфраструктуры, мест приложения труды, объектов природного комплекса.

Кроме того практика изъятия недвижимости показывает, что размер возмещения правообладателям ниже как кадастровой, так и рыночной стоимости. Так что для крупных застройщиков КРТ предоставляет возможность за символические затраты расширить границы застройки.

    

Фото: www.msk.mosreg.ru 

    

Конечно, еще рано судить о преимуществах программы. Пока понятно, что указанные выше территории будут развиваться в рамках КРТ по инициативе правительства Москвы. Интригой остается, по каким территориям правообладатели смогут договориться и реализовать КРТ по своей инициативе, по каким столица объявит торги и какие территории город в лице КП «Управление гражданского строительства» будет реализовывать самостоятельно.

Утвержденные проекты планировки территории покажут, какие правообладатели смогли получить максимальные преимущества по сравнению со своими соседями. Ну, а судебную систему ждет активизация споров по размеру возмещений за изымаемую недвижимость.

    

Фото: www.legal.report

    

Осталось дождаться первых решений и итогов торгов, которые покажут интерес инвесторов. В текущем году планируется провести 35 аукционов для определения инвесторов по реорганизации бывших промышленных территорий с градостроительным потенциалом 7,5 млн кв. м недвижимости. На данной территории может быть размещено 146 тыс. рабочих мест.

  

Объявленные и фактические параметры КРТ

Параметры

Доля жилой недвижимости в ТЭПах

Доля реновации в жилой застройке

Объявленные

30%

30%

Фактические (по 7 проектам КРТ)

70%

55%

  

Пока сложно разделить оптимизм правительства Москвы о том, что инвесторы проявят интерес к проектам КРТ нежилой застройки, в рамках которых планируется создание рабочих мест. Скорее всего, при реализации программы произойдет перераспределение в сторону строительства жилья. Собственно, в рамках первых 7 проектов КРТ на долю жилья планируется отвести 70% застройки.

     

  

Рекомендую правообладателям недвижимости в границах потенциальных КРТ отслеживать ситуацию, провести аудит своих объектов и надлежащим образом оформить имущественные права. А также озадачиться вопросом защиты своих интересов с целью получения справедливой компенсации или участия в реализации инвестиционно-строительных проектов.

Павел МЕЛЬНИКОВ (на фото), эксперт Центра земельных отношений

     

    

  

  

  

  

  

Другие публикации по теме:

Места приложения труда и жилая застройка в Москве

Определены случаи предоставления субсидий лицам, заключившим договоры о КРТ

Особенности договора о комплексном развитии в отношении части территории, предусмотренной ПЗЗ

Чего не хватает бизнесу в законе о КРТ

Виды комплексного развития территорий

Максим Степанов (Правительство РФ): Для правоприменения нового законодательства о КРТ будут выпущены методические рекомендации

Избыточные требования при подготовке документации по планировке территории исключат

Правила согласования включения в границы территории, подлежащей КРТ, откорректируют

Порядок проведения торгов на право заключения договора о КРТ

Как изменятся правила согласования изъятий земельных участков в целях КРТ

Закон о комплексном развитии территорий принят

+

Поддержка низкомаржинальных девелоперских проектов: как, кому и на каких условиях

Прошло больше года с даты запуска программы, направленной на поддержку региональных застройщиков, которые хотят, но не могут строить из-за низкой маржинальности своих жилых проектов. Бюджетные деньги на эту поддержку есть. Однако при выделенных государством 6,3 млрд руб. соглашения о финансировании заключены только на 464,8 млн руб. Возможно, проблема кроется в отсутствии информации у застройщиков о существующих механизмах финансовой поддержки. Если это так, то портал ЕРЗ.РФ попытается восполнить данный пробел.

    

  

  

Как застройщику низкомаржинального проекта получить финансовую поддержку

Правовой базой для поддержки низкомаржинальных проектов является Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 №629 «Об утверждении правил возмещения кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства, и правил предоставления в 2020…».

В рамках действующей редакции, начиная с 17 января 2021 года банкам разрешено предоставлять застройщикам проектное финансирование в целях реализации низкомаржинальных проектов строительства с последующим возмещением недополученных доходов. На реализацию программы (для возмещения банкам недополученных доходов) выделены бюджетные средства в размере 6,3 млрд руб. на три года. Использование указанных средств банками возможно до 31 декабря 2023 года.

Условиями программы предусмотрена возможность оказания государственной поддержки застройщикам в рамках реализации проектов строительства в 49 субъектах РФ. В соответствии с пп. б п. 3(3) Правил, данный список формируется на основании данных Росстата за I квартал 2020 года.

   

Источник: ДОМ.РФ 

    

Требования к кредитным договорам, по которым могут возмещаться недополученные доходы

Недополученные доходы возмещаются банкам по договорам проектного финансирования, заключенным до 01.05.2020, либо заключенным после 17.01.2021. В настоящее время востребованной является государственная поддержка строительства новых низкомаржинальных проектов.

Условия для заключения договоров проектного финансирования низкомаржинальных проектов после 17.01.2021 (и для получения банками возмещения) следующие:

1) кредитный договор должен быть заключен с застройщиком, соответствующим требованиям 214-ФЗ, в частности:

не находящемуся в процессе реорганизации, ликвидации; в отношении которого не введена процедура банкротства, а его деятельность не приостановлена;

• у которого отсутствуют включенные в единый реестр проблемных объектов проекты жилищного строительства, неисполненные обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, налоговых пеней, штрафов и процентов;

• чьи кредитные средства не были направлены заемщиком на исполнение обязательств по сделкам с компаниями, зарегистрированными на территории иностранных государств;

2) кредит предоставляется в целях реализации проекта жилищного строительства;

    

Фото: www.news.sarbc.ru

    

3) прогнозные денежные потоки проекта жилищного строительства, рассчитанные без учета временной стоимости денег; накопленным итогом за весь период действия кредитного договора, заключенного застройщиком, а также иные денежные средства, которые могут быть использованы застройщиком для исполнения им обязательств заемщика по полученному им кредиту; превышают сумму основного долга и процентов по кредиту за весь период действия кредитного договора менее чем в 1,15 раза, но не менее чем в 1,05 раза;

4) реализация проекта жилищного строительства осуществляется застройщиком, на территории субъекта РФ, среднедушевые денежные доходы населения в котором на 15% и более ниже среднедушевых денежных доходов населения в целом по РФ, по данным Росстата за I квартал 2020 года;

5) привлечение застройщиком денежных средств всех участников долевого строительства в связи с реализацией проекта жилищного строительства осуществляется с размещением таких средств на счетах эскроу;

6) планируемая стоимость строительства (создания) проекта жилищного строительства в соответствии с проектной декларацией застройщика не превышает 500 млн руб.;

7) валютой кредитного обязательства является рубль.

Указанным выше актом Правительства также установлены даты, на которые определяются соответствующие показатели, используемые термины. Кроме того, определен ряд случаев, при которых кредитная организация не может получить возмещения.

  

Источник: ДОМ.РФ

    

Где можно получить проектное финансирование

В реализации программы участвуют 12 кредитных организаций, которым установлены лимиты средств на возмещение недополученных доходов. Выплата возмещения в рамках программы осуществляется в соответствии с решениями Межведомственной комиссии при Минстрое России.

Проектное финансирование застройщик может получить напрямую у кредитора — участника программы или воспользовавшись агрегатором проектного финансирования, к которому подключены 5 из 12 кредитных организаций, участвующих в программе поддержки низкомаржинальных проектов.

Решение о возмещение недополученных кредитной организацией доходов принимается Межведомственной комиссией. Порядок принятия решений и положение о комиссии установлены приказом Минстроя России от 18.05.2020.

По состоянию на 21.07.2021 Межведомственная комиссия одобрила государственную поддержку застройщикам по 19 проектам строительства, реализуемым на территории 8 субъектов РФ, общей стоимостью порядка 6 млрд руб. Совокупный размер государственной поддержки, которая будет оказана застройщикам за период реализации программы, составит 464,8 млн руб.

В результате реализации указанных проектов ожидается ввод в эксплуатацию почти 140 тыс. кв. м жилья. Если средняя процентная ставка по проектному финансированию без субсидирования составляет 9,77%, то для участников программы эта ставка составила в среднем 3,01%.

    

 

Фото: www.note.taable.com

  

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Очередные восемь жилых комплексов в четырех субъектах РФ будут профинансированы на льготных условиях как низкомаржинальные проекты

Застройщикам с низкорентабельными проектами государство субсидирует ставки по кредитам

Малорентабельный проект в Калининградской области будет реализован на средства Банка ДОМ.РФ

По программе поддержки региональных застройщиков Банк ДОМ.РФ выделил полмиллиарда рублей владимирскому девелоперу СЗ Ренова

Сбербанк провел первую сделку в рамках госсубсидирования кредитов для низкомаржинальных жилых проектов

Льготное кредитование низкомаржинальных жилых проектов начнется с Владимирской и Саратовской областей

ДОМ.РФ: первые субсидии для поддержки низкомаржинальных жилищных проектов будут доступны застройщикам уже в апреле

Сбербанк предложил упростить и расширить механизм господдержки низкорентабельных жилищных проектов

Малые региональные застройщики получат финансовую помощь от государства не только для низкобюджетных проектов

Скорректированные правила возмещения кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным никомаржинальным застройщикам