Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

Жизнь в апартаментах: быть или не быть?

Год назад Совет Госдумы снял с рассмотрения нижней палаты законопроект №488847-7, регулирующий правовой статус многофункциональных домов и жилых апартаментов. Юридическо-правовые нюансы и «подводные камни» этой темы для портала ЕРЗ.РФ анализирует заместитель генерального директора компании MR Group, к.ю.н. Андрей КИРСАНОВ.

    

Фото: www.gospress.ru 

  

В октябре прошлого года Совет Государственной Думы снял с рассмотрения законопроект №488847-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования правового статуса многофункциональных домов и жилых апартаментов» в связи с его отзывом субъектом права законодательной инициативы.

Законопроект был разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений по использованию гражданами для постоянного проживания нежилых помещений, называемых апартаментами, и направлен на решение важных для дальнейшего развития рынка жилья задач, в том числе:

   

   

 

• защиту жилищных прав собственников и иных правообладателей апартаментов;

• обеспечение публичных интересов городов, включая повышение контроля строительства и использования апартаментов;

ликвидацию разрыва между фактическим и юридическим статусом апартаментов.

В последние годы апартаменты получили широкое распространение в российских мегаполисах, и это порождает некоторые проблемы как для граждан (невозможность регистрации по месту жительства в таких нежилых помещениях и пр.), так и для городов (необеспеченность проживающих в апартаментах граждан объектами социальной инфраструктуры и пр.). При этом спрос на апартаменты сохраняется, и в настоящее время они продолжают конкурировать по ценам с квартирами в многоквартирных домах.

В связи с этим остаются вопросы, так и не нашедшие своего решения в связи со снятием с рассмотрения Госдумой законопроекта №488847-7.

Ключевое место среди этих вопросов занимает проблема регистрации граждан по месту жительства в апартаментах, что является отражением проблемы права выбора места жительства.

    

Фото: dom-i-zakon.ru

   

Конституция РФ установила, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27).

Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» №5242-1 от 25.06.1993 со ссылкой на Конституцию РФ и международные акты о правах человека также содержит указание на то, что каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. При этом ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (ст. 1).

Упоминание о международных актах в этом законе не случайно. Согласно ч. 4. Ст.  15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Протоколом №4 от 16.09.1963 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено, что каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства.

Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц (ст. 2. Свобода передвижения).

   

Фото: www.voicesevas.ru

   

Международным Пактом от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» также установлено, что каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства, при этом эти права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других (ст. 12).

Необходимость соблюдения основных принципов международного права в части обеспечения свободы выбора места проживания подтверждает и международная судебная практика. Например, Постановление Европейского суда по правам человека от 20.06. 2006 года по делу «Бабилонова против Словакии» [Babylonova v. Slovakia] (жалоба №69146/01) отмечает, что никакие публичные интересы не могут служить оправданием такой системы регистрации, при которой официальная регистрация по постоянному месту жительства не соответствует фактическому месту проживания (курсив мной — А. К.).

Подтверждением следования России общепризнанным принципам и нормам международного права является позиция Конституционного Суда РФ, который в Постановлении №9-П от 04.04.1996 отметил, что свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека. Российская Федерация, как социальное государство, должна проводить политику, обеспечивающую такое развитие. Нормативное содержание названного конституционного права включает:

   

Фото: www.autoassa.ru

     

1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации;

2) свободу выбора места пребывания;

3) свободу выбора места жительства.

Еще одним примером позиции Конституционного Суда РФ по вопросу регистрации по месту жительства является Постановление от 30.06.2011 №13-П. Тогда был рассмотрен вопрос о регистрационном учете по месту жительства на дачах. При этом Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на особенности постоянного проживания на дачах:

Выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.

• Вместе с тем, собственникам таких земельных участков следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина.

   

Фото: www.slavutalis.com.ua

  

Надо ли говорить, что невозможность регистрации граждан по месту их постоянного проживания в апартаментах нарушает не только общепризнанные принципы и нормы международного права, но и закрепленное в Конституции РФ право на выбор места жительства?

Между тем граждане обязаны регистрироваться по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ №713 от 17.07.1995. 

Согласно ст. 3 закона РФ №5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан РФ осуществляется по месту пребывания или по месту жительства.

  

Фото: www.kkoop.ru

   

Регистрация по месту пребывания — это постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина РФ о его нахождении в данном месте пребывания.

Регистрация по месту жительства — постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте жительства.

Очевидно, что если гражданин постоянно проживает в апартаментах, то он должен иметь право встать на регистрационный учет по этому месту жительства.

Эту проблему можно было бы решить без внесения изменений в ст. 16 Жилищного Кодекса РФ, которая определяет виды жилых помещений.

          

Фото: www.st.novostroy.su

  

Для этого достаточно дополнить апартаментами перечень объектов, указанных в п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ №713 от 17.07.1995.

В действующей редакции этот пункт определяет, что местом жительства может являться жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Апартаментами можно было бы признавать структурно обособленное помещение в многофункциональном здании, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком здании и состоящее из одной или нескольких комнат, в том вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Так же, как и в рассмотренном выше случае постоянного проживания и регистрации по месту жительства на дачах, постоянное проживание в апартаментах имеет свои особенности. Участники долевого строительства иногда даже упрекают застройщиков в том, что они не предоставляют им информацию об особенностях владения и пользования апартаментами. Эти особенности заключаются, в основном, в следующем:

  

Фото: www.vedomosti.ru

   

рассмотренная выше проблема регистрации по месту жительства;

• налогообложение, отличное от налогообложения жилых помещений;

• жилищно-коммунальные услуги, которые могут отличаться по цене от предоставляемых в жилом секторе;

• невозможность применения налоговых вычетов, предоставляемых гражданам при приобретении жилых помещений.

В связи с этим можно было бы предложить следующее. В соответствии со ст. 10 закона РФ №2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя могут устанавливаться Правительством РФ.

На основании этого положения можно было бы Постановлением Правительства РФ установить перечень и способы доведения до сведения участников долевого строительства информации об особенностях владения, пользования и распоряжения апартаментами.

   

  

 

Сегодня следует признать наличие имеющихся в правовом регулировании гражданского оборота апартаментов проблем, которые надо сначала обсуждать, а затем и решать, чему явно не способствовало внесение и последующее снятие с рассмотрения вышеуказанных законопроектов. 

А что касается вопроса, вынесенного в заголовок статьи, то сама жизнь ответила на него: ЖИЗНИ В АПАРТАМЕНТАХ — БЫТЬ!

Андрей КИРСАНОВ, заместитель генерального директора компании MR Group, к.ю.н.

   

 

    

    

   

   

  

Другие публикации по теме:

К вопросу об ответственности застройщиков по статье 200.3 УК РФ

В Северной столице не регистрируют ДДУ на апартаменты без эскроу

Минэкономики: нужно запретить продавать апартаменты банкротов и определиться с понятием роскошного жилья

Минстрой намерен включить апартаменты в общую статистику объемов строительства жилья

Депутаты планируют распространить требования по счетам эскроу на апартаменты

Госдума отказалась приравнять апартаменты к жилью

МЭР: перевод помещений из нежилых в жилые — прерогатива Федерального центра

Москомстройинвест: Покупатели апартаментов не гарантированы от судьбы обманутых дольщиков

В Госдуму внесен законопроект, приравнивающий апартаменты к квартирам

Минстрой подготовил законопроект, разрешающий регистрацию в апартаментах

Власти Москвы: В законопроекте Минстроя об апартаментах надо прописать требования к этому виду жилья

Минстрой России вынес на обсуждение законопроект об апартаментах. Комментарий эксперта

Многофункциональным домам нужен особый правовой режим

Дмитрий Медведев: необходимо законодательно развести понятия апартаментов и жилого фонда

+

Как строительным компаниям в кризис сэкономить на закупке товаров и услуг

Комплексная автоматизация как инструмент контроля закупок и сокращения рисков перерасхода.

       

    

Куда я опять потратил свою прибыль?

MACRO — команда специалистов с многолетним опытом работы в строительном бизнесе, которая занимается разработкой цифровых систем для застройщиков. 

На протяжении нескольких лет мы решали проблемы потери плановой прибыли в строительстве с помощью автоматизации. Сегодня мы разберем такой важный операционный процесс, на котором большинство застройщиков теряет деньги, как тендеры/закупка материалов и услуг.

Застройщик часто находится в статусе «Мы знаем всех игроков на рынке» — это  изначально ошибочное убеждение, т.к. рынок постоянно развивается и на нем всегда есть конкуренция.

Безусловно, есть ниши с узкой специализацией, и найти даже одного подрядчика бывает непросто, но, в большинстве случаев мы пользуемся услугами таких высококонкурентных сфер, как, например:

благоустройство;

• внутренние и наружные отделочные работы;

• услуги охраны;

• монтаж систем отопления, вентиляции;

• электрика и т.д.;

• поставка строительных материалов и т.д.

Как в вашей компании устроен поиск и отбор подрядчиков? Скорее всего, этот процесс замыкается на конкретном специалисте, и к нему возникает ряд вопросов:

вопрос №1: есть ли у него мотивация к тому, чтобы «перелопачивать» весь рынок и искать самое лучшее предложение? 

вопрос №2: есть ли у него личная мотивация к тому, чтобы предоставлять неполную и/или некорректную информацию и предлагать конкретного подрядчика в своих интересах?

вопрос №3: насколько сильно зависит мой бизнес от этого специалиста, как от «агрегатора» информации по контрагентам?

вопрос №4: как часто ситуация аврала на строительной площадке приводит к перерасходу и переплатам за «накрученные объемы» по материалам и услугам?

Это неприятные вопросы, но они имеют место быть. Отвечая на них, мы поняли, с чего нужно начать и какие задачи необходимо решить, чтобы сделать этот процесс контролируемым без погружения руководителя в операционную деятельность отдела снабжения и закупок.

    

 

Что и где нужно починить?

Задача №1: систематизировать и централизовать базу контрагентов

Чем больше аккредитованных контрагентов будет в нашей базе — тем больше шансов получить живую конкуренцию и выгодное предложение от рынка, а не от одного-двух подрядчиков, которые уже давно «сидят на шее».

Пора перестать зависеть от конкретных специалистов и начать создавать собственный актив в виде базы данных по контрагентам, с которым может начать работать любой новый сотрудник компании уже в первый день своего пребывания в офисе.

База контрагентов накопительно формируется в одном месте, по единому регламенту. История взаимодействия, запроса цен также должна храниться централизовано и быть всегда доступной.

Задача №2: соблюдать объемы и сроки закупок

Нам понадобится увязка с планом снабжения и графиком производства работ. 

Мы расширим круг ответственных лиц (прорабы, начальники ПТО), и создадим цепочки согласований. 

Исходными данными будут служить локальные сметы рабочей документации и первичная корректировка объемов ответственными лицами и подразделениями.

Таким образом, имея согласованную всеми отправную точку или план снабжения, мы снизим до минимума риски срыва сроков и закупки ненужных «выдуманных» объемов, т.к. каждое отклонение от плана теперь имеет идентификацию, причину и ответственного.

Задача №3: следить за надлежащим исполнением задач

После реализации первых двух задач нам понадобится функционал для контроля всей цепочки закупки. В любое время и в любом месте мы должны понимать, что, в какой объеме и у кого мы покупаем. 

Следует определить критические триггеры, например такие, как «объем превышает плановый» или «выбран победитель с большей ценой», и реализовать механизмы уведомлений для руководителей.

       

  

Долой потери, приступаем к реализации!

Сейчас уже очень трудно посчитать, сколько человеко-часов и средств было вложено в реализацию цифровой экосистемы MACRO.

Однако мы заявляем со всей ответственностью: игра стоила свеч. Мы создали, по сути, полную оцифровку бизнес-процессов для застройщика, и теперь нашими решениями в России и за ее пределами пользуются уже более 70 строительных компаний.

Глобально, в вопросе закупок, мы добились следующего:

1. Перестали зависеть от степени «порядочности» отдела снабжения и человеческого фактора в принципе.

2. Систематизировали работу смежных структур компании и обеспечили соблюдение плана снабжения по объему и срокам.

3. Ввели управленческий учет, позволяющий контролировать затраты на закупку материалов и услуг по выгодной цене.

Важно, что теперь мы можем спокойно делегировать задачи по снабжению и не думать о тех неприятных вопросах, которые упомянуты в начале.

Подробнее о том, как это работает, мы расскажем в кратком обзорном видео в конце статьи. Отразим цепочку закупки и вы поймете, как «попасть из точки А в точку Б» с минимальными рисками для плановой прибыли.

Тем не менее, для застройщиков и девелоперов, которые уже готовы рассматривать цифровые системы для своего бизнеса, мы предлагаем оценить плюсы и минусы вариантов автоматизации, которые сегодня имеются на рынке.

          

   

«Огласите весь список, пожалуйста!»

  

Готовые коробочные решения

Плюсы:

Большая часть уже реализованных модулей и сценариев работы

Относительно быстрое внедрение

Минусы:

Большие капитальные вложения на покупку рабочих мест и доработку «коробки» под свои нужды

● Дорогие доработки, расширения и интеграции в процессе использования

● Неликвидный продукт — если вы перестали пользоваться системой или приостановили деятельность бизнеса

Собственная IT-разработка

Плюсы:

Относительная независимость в создании и последующих доработках системы

Минусы:

Огромные капитальные вложения на разработку

● Дополнительные операционные расходы на расширение штата программистов, администраторов

Большой срок реализации (не менее 2 лет)

Облачный сервис

Плюсы:

Готовые решения и сценарии использования

Относительно быстрая настройка под регламент работы клиента

Централизованные универсальные доработки сервиса за счет разработчика

● Недорогая абонентская плата и отсутствие дополнительных операционных затрат на содержание сервиса

Нет привязки к количеству рабочих мест

Система, готовая к использованию здесь и сейчас (без ожидания)

Платите только если пользуетесь

Работа в облаке — доступ из любой точки мира 

Минусы:

Не выявлены

   

Заявляем со всей ответственностью: минусы использования облачных сервисов с готовыми решениями нами не выявлены.

Продукты экосистемы MACRO решают абсолютно все задачи строительных компаний, поскольку за ними стоит многолетний труд и лучшие практики реального строительного бизнеса, которыми мы готовы делиться с Вами.

Предлагаем посмотреть короткое видео и оценить возможности облачного сервиса для организации закупочной деятельности на примере системы MacroTender.

    

   

   

   

 

  

  

Другие публикации по теме:

Как в кризис снизить риски и затраты в строительстве

Строительная отрасль в условиях турбулентности: стресс-тест на импортозамещение

5D Смета: взять под контроль бюджет строительного проекта

7 задач управления строительством, которые решают сервисы Autodesk BIM 360

Система автоматизации рабочих процессов «М2ЛАБ I ЗАСТРОЙЩИК» говорит с девелоперами на одном языке

Платформа BIMLIB 2.0: революция в отраслевом ценообразовании?