Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Максим Федорченко: Поправки в 214-ФЗ разрушают единственный эффективный механизм решения проблемы обманутых дольщиков

Во многих регионах создан механизм спасения обманутых дольщиков через предоставление сильному застройщику, достраивающему проблемный объект, в качестве компенсации земельного участка «для реализации масштабного инвестиционного проекта» без торгов. Принцип «один застройщик – одно разрешение на строительство» разрушает этот механизм. Свое мнение по этой теме в редакцию портала ЕРЗ представил Максим ФЕДОРЧЕНКО, генеральный директор Строительного регионального партнерства, г. Новосибирск.

 

19 июля полпред по Сибирскому федеральному округ Сергей Меняйло провел совещание по проблемам обманутых дольщиков. Озвучено, что в Сибирском федеральном округе насчитывается 124 проблемных объекта и более 2,7 тыс. дольщиков признаны обманутыми.

Было отмечено, что завершение долгостроев сталкивается с трудностями: до конца 2017 года планируется сдать только 36 долгостроев. Проблема в том, что еще в 2016 году регионы потеряли право без торгов отдавать участки сильным застройщикам, которые соглашались за свой счет достроить проблемные объекты. Сейчас субъекты могут лишь принять собственные законы о масштабных инвестпроектах. Именно такой механизм сейчас наиболее перспективен, в частности он успешно заработал в Новосибирской области. Говорилось и о необходимости совершенствования законодательства в этой сфере.

Однако, новые поправки в 214-ФЗ, принятые Государственной Думой, не только не помогают, а окончательно разрушают такой механизм. Очевидно, что раз застройщик не вправе будет вести строительство нескольких объектов, то он и не сможет браться за окончание долгостроев.

За счет каких же средств тогда будет вестись достройка проблемных объектов? Страхование застройщиков (которое, напомню, тоже подавалось как панацея от проблемы обманутых дольщиков) с треском провалилось. Компенсационный фонд застройщиков будет работать только в отношении будущих объектов. Бюджетных средств не хватает даже на программы по расселению аварийного жилья.  А недостроенными стоят сотни многоквартирных домов, многие из которых — наследие кризиса еще 2008 года!

Но проблема не просто замораживается. Можно ожидать, что в результате принятия поправок число обманутых дольщиков будет стремительно нарастать. Дело в том, что в текущих условиях резкого падения спроса (особенно в некоторых сегментах рынка жилья), застройщики пока могут маневририровать, перебрасывая средства с объектов, на которых дела идут успешно, на те, по которым продажи встали, чтобы не сорвать темпы строительства. Ведь понятно, что если из-за недофинансирования стройки краны останавливаются, то возобновить продажи становится практически невозможно: новые покупатели уже не верят в успешность проекта. При отсутствии иных источников финансирования такая стройка обречена стать тем самым долгостроем, а люди купившие там квартиры по ДДУ,  обманутыми дольщиками.

И это не говоря, о том, что даже успешным застройщикам придется туго, учитывая, что их собственные средства новыми поправками в закон фактически изымаются из оборота. Сами посудите: значительные средства вкладываются застройщиком на первоначальном этапе строительства. Обычно интенсивные продажи начинаются «от четвертого этажа», соответственно затраты до этого этапа ложатся на застройщика. А по новому закону они уже не могут быть возмещены за счет средств, привлеченных по ДДУ. Другая часть средств будет необходима для поддержания огромного норматива по собственному капиталу (10% от стоимости объекта!), а это — просто замороженные в уполномоченном банке деньги.

Мне просто даже любопытно: а что именно, по мнению законодателей, следует предпринимать органам надзора в случае, если у абсолютно добросовестного застройщика встанут продажи и для поддержания темпов стройки он использует свободные средства из этого «собственного капитала»? Останавливать стройку? А что дальше? Остановить — значит немедленно получить сотни обманутых дольщиков. Дольщиков, по сути обманутых законодателем, который под видом заботы об их правах фактически загоняет и застройщиков, и участников долевого строительства в правовой тупик.

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Позиция автора публикации абсолютно противоположна позиции Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, которую председатель этого Комитета Николай Николаев разъяснил в эксклюзивном интервью нашему порталу. Редакция приглашает участников рынка, как застройщиков, так и представителей обманутых дольщиков, высказаться по поднятой теме.

Другие новости по теме:

Закон о компенсационном фонде долевого строительства принят. Что дальше?

Долевое строительство: с 1 июля 2018 года на рынке останутся немногие

Стало известно содержание правительственных  поправок в законопроект о компенсационном фонде долевого строительства

Депутат Николай Николаев: Компанию, которая будет достраивать объекты вместо другого застройщика, нужно определять на конкурсе

+

При выдаче семейной ипотеки Минфин планирует делать упор на ИЖС

Ведомство прорабатывает специальные условия по «Семейной ипотеке» для малых городов, при этом ставка будет не ниже 6%, а упор сделан на ИЖС, сообщили «Известия» со ссылкой на заместителя министра финансов Ивана Чебескова.

 

Фото: © Николай Винокуров / Фотобанк Лори

     

Напомним, что ранее Президент России Владимир Путин поручил продлить программу «Семейная ипотека» до 2030 года.

Одно из поручений главы государства касается создания специальных условий по этой льготной программе для малых городов, при этом упор хотят сделать на поддержку индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

    

Фото: minfin.gov.ru

 

Замминистра финансов Иван Чебесков (на фото) рассказал, что в малых городах строится ограниченное количество многоквартирных зданий. Кроме того, большое число граждан хотят жить именно в своих домах.

Поэтому в настоящее время Минфин прорабатывает условия льготной ипотеки для ИЖС в рамках программы «Семейная ипотека». Чиновник подчеркнул, что ставка точно будет не ниже 6%.

Однако в пресс-службе Минстроя отметили, что говорить о конкретных параметрах по кредитам пока преждевременно, уточнили «Известия». В ЦБ также не прокомментировали, какую ставку и условия для этой категории поддерживает регулятор.

 

Фото: cian.ru

   

Главный аналитик Совкомбанка Анна Землянова (на фото) полагает, что в малых городах следует установить такие параметры, чтобы покупка жилья в ипотеку была доступна с учетом доходов населения. Кроме того, считает эксперт, необходимо распространить льготные условия на вторичное жилье.

«Сейчас интерес к ИЖС стремительно растет, — подчеркнула Землянова, — по итогам I квартала 2024 года доля ипотеки на собственные дома в общем объеме выдач выросла уже до 14%».

    

Фото: Промсвязьбанк

  

Управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич (на фото) убежден, что льготная программа может решить такие важные задачи, как улучшение жилищных условий семей с детьми и обновление жилого фонда малых городов.

«Многоквартирное жилищное строительство зачастую экономически нерентабельно для небольших поселений, — пояснил он, — Поэтому фокус "Семейной ипотеки" для таких субъектов действительно должен смещаться на ИЖС».

При этом ставку следует установить на уровне 6%, считает аналитик.

   

Фото: n1event.ru

   

Ранее портал ЕРЗ.РФ приводил мнение вице-президента Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКСВалерия Казейкина (на фото), который заявил, что перспективы жилищного строительства — за рынком индивидуального домостроения.

Он предлагает ввести проектное финансирование и счета эскроу при строительстве малоэтажных поселков: ведь в отличие от рынка многоквартирного жилья, здесь не было переходного периода. По его словам, только пять компаний работают с применением проектного финансирования.

  

Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-канале ЕРЗ.РФ НОВОСТИ.

Присоединяйтесь к нам! 

 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Эксперты: после 2008 года доступность жилья постоянно росла, а в последнее время она снизилась до уровня 2013-го

Эксперты: повышение ставки по «Семейной ипотеке» до 12% не поможет отсечь инвесторов

Эксперты: в июле 2024 года планируется запустить единую ипотечную программу по ИЖС

Эксперты: сумма финансирования проектов ИЖС по договорам подряда с использованием эскроу составит 2 млрд руб.

Эксперты: спрос на льготную ипотеку в марте остался на уровне 40%

Эксперты: где в I квартале частные дома дорожали активнее всего

Эксперты: средний доход заемщика в России по программе «Семейная ипотека» вырос почти на 80%

Эксперты: выдача ипотеки на ИЖС к концу 2026 года увеличится в 13 раз

Эксперты определили регионы с наибольшим объемом ипотечного кредитования на ИЖС

Банкиры оценили перспективы и риски ипотечного кредитования ИЖС

«Семейная ипотека» продлевается до 2030 года, на инфраструктуру, расселение «аварийки» и благоустройство малых городов выделяются миллиарды

Эксперты: вырос интерес россиян к семейной ипотеке