Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Минстрой изменил порядок ведения ЕГРЗ: комментарии экспертов

На портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект приказа Минстроя России «О внесении изменений в Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденный приказом… от 22 февраля 2018 г. № 115/пр».

  

Фото: www.gge.ru

  

Как сказано в пояснительных материалах к документу, цель предлагаемых изменений — приведение положений Порядка ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ) и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденного приказом Минстроя от 22.02.2018 №115/пр, в соответствие ч. 6.5 ст. 23.3 214-ФЗ (в редакции 478-ФЗ от 25.12.2018) в связи с необходимостью размещения в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) сведений и документов, содержащихся в едином государственном реестре заключений.

   

    

 

Проект документа, общественное обсуждение которого продлится до 28 июня, для портала ЕРЗ прокомментировал директор Департамента нормативно-методического обеспечения Ассоциации экспертных организаций в строительстве Алексей МАТВЕЕВ (на фото).

«Изменения, предполагаемые к внесению данным проектом, — отметил эксперт, — в Порядок ведения ЕГРЗ и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденный приказом Минстроя от 22.02.2018 №115/пр (далее — Порядок), содержат технические правки к тексту нормативного правового акта и направлены на обеспечение обмена сведениями посредством системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) между операторами государственных информационных систем (ГИС) ведения (ЕГРЗ), оператором которой является ФАУ «Главгосэкспертиза России», и единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС), оператором которой является АО «ДОМ.РФ», для целей ведения ЕИСЖС.

  

  

Причем, несмотря на то, что это уже не первое изменение, вносимое в Порядок, регулятором игнорируется проблема размещения в федеральной ГИС ЕГРЗ документов, не соответствующих требованиям, установленным для таких документов российским законодательством.

Так, заключения экспертизы должны:

быть выданы органом или организацией, полномочия на подготовку и выдачу заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий соответствующих объектов капитального строительства установлены ч. 3.4 и ч. 4.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) от 29.12.2004 (190-ФЗ);

 соответствовать требованиям к составу, содержанию и порядку оформления заключений экспертизы, установленным приказом Минстроя России от 08.06.2018 года №341/пр, в том числе к наличию подписей всех экспертов, исходя из соответствия их направлениям деятельности рассматриваемой документации.

     

Фото: www.fs.4geo.ru

    

При этом проектная документация, на которую выдано заключение экспертизы, не должна иметь оснований для отказа в принятии направленных на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, предусмотренных ч. 8 ст. 49 ГрК РФ, и оснований для принятия решения об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения экспертизы, предусмотренных п. 23 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 года №145.

В настоящий момент в ЕГРЗ размещаются любые документы, независимо от их соответствия законодательству РФ, а проверка осуществляется только на соответствие сведений, вносимых в реестр, информации, указанной в заключении.

   

Фото: www.tehproektstroy.ru

     

Ассоциация экспертных организаций в строительстве (АЭОС) вносила в Минстрой России предложения, предполагающие установить обязательную проверку при внесении в ЕГРЗ заключений и проектной документации на предмет соответствия таких заключений требованиям, предъявляемых к ним законодательством РФ.

К сожалению, эти предложения остались без внимания. Между тем, кроме исключения размещения в государственных информационных системах документов, которые не могут являться основанием для оказания государственных услуг, данная проверка позволит уменьшить нагрузку на персонал и системы хранения данных федеральной информационной системы, и, соответственно, снизить стоимость эксплуатации системы, что приведет к экономии бюджетных средств», — резюмировал эксперт.

    

Николай Малышев

    

Для портала ЕРЗ нововведение прокомментировал генеральный директор общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства» Николай МАЛЫШЕВ (на фото). 

«Подготовленный Минстроем России проект изменений в Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ) в значительной степени носит технический характер, — отметил эксперт. — С 25 декабря 2018 года в ст. 23.3 214-ФЗ был расширен перечень сведений (документов), которые подлежат размещению в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС).

Согласно ч. 6.5 указанной статьи оператор единого государственного реестра заключений (Главгосэкспертиза России) размещает в системе:

    

Фото: www.gis96.ru

    

• сведения о заключениях экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также о представленных для проведения такой экспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий;

заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проектную документацию и результаты инженерных изысканий, по итогам рассмотрения которых подготовлены такие заключения.

Для реализации указанной нормы закона предлагается предоставить доступ к ЕГРЗ оператору ЕИСЖС в лице АО «ДОМ.РФ».

Не так давно Минстрой России приказом от 21.01.2019 №19/пр уже вносил изменения в Порядок ведения ЕГРЗ и расширил перечень лиц, которые получают доступ к сведениям и документам, содержащимся в едином реестре.

По какой-то причине тогда не предусмотрели нормы, регламентирующие порядок размещения в ЕИСЖС сведений о выданных заключениях экспертизы», — заключил специалист.

    

Фото: www.omskrielt.com

   

    

  

  

  

Другие публикации по теме:

Плюсы и узкие места реформы строительной экспертизы: комментарий специалиста

Изменены правила формирования ЕГРЗ: комментарий эксперта

Новый перечень информации, которую застройщики обязаны размещать в ЕИСЖС

Состав проектной документации предлагают изменить

ЕГРЗ введена в промышленную эксплуатацию, но проблемы остались: комментарий эксперта

С 1 июля все заключения экспертизы будут вноситься в ЕГРЗ

Минстрой утвердил порядок ведения ЕГРЗ: комментарий эксперта

Введение ЕГРЗ отложили на полгода: мнения экспертов

Эксперты объяснили тонкости работы с ЕГРЗ

Минстрой России унифицирует состав сведений, включаемых в заключение экспертизы и ЕГРЗ

Через ЕГРЗ будет проходить 60 тыс. экспертных заключений в год

+

Верховный Cуд поддержал муниципалитет, отказавший застройщику в выдаче разрешения на строительство из-за отсутствия технических условий

Верховный Суд РФ 3 декабря 2024 года вынес Определение №303-ЭС24-12863 по делу об оспаривании решений администрации муниципального образования об отказе в выдаче разрешений на строительство трех многоквартирных жилых домов из-за отсутствия технических условий подключения МКД к сетям электроснабжения, на отвод ливневых вод и организации проезда к земельным участкам.

      

Фото: Александр Тарасенков / Фотобанк Лори   

     

Как следует из материалов дела, Застройщик (Общество) 23.08.2023 обратился в Администрацию с заявлениями о выдаче разрешения на строительство (РС) в отношении трех многоквартирных домов (МКД). Администрация письмами от 28.08.2023 отказала Обществу в выдаче РС исходя из того, что в разделе I «Пояснительная записка» прилагаемой проектной документации (ПД) отсутствуют технические условия (ТУ) подключения МКД к сетям электроснабжения, ТУ на отвод ливневых вод, ТУ организации проезда к земельным участкам (ЗУ).

Полагая, что данные отказы Администрации не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд. Арбитражный суд первой инстанции решением от 26.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.02.2024 и постановлением кассационной инстанции от 22.04.2024, удовлетворил требования Общества, признав незаконными решения Администрации и обязал Администрацию восстановить нарушенные права Общества путем выдачи ему разрешений на строительство трех МКД.

Суды исходили из того, что у Общества отсутствовала обязанность по представлению с заявлениями о выдаче РС ТУ, поименованных Администрацией в оспариваемых решениях, поскольку:

 выдача ТУ, предусмотренных ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, является государственной услугой, реализуемой органом муниципальной власти на территории РФ;

• несоответствие проектных решений потребности в электрической энергии ТУ подключения к сетям электроснабжения, а также начало строительства без получения соответствующего разрешения не относятся к законным основаниям для отказа в выдаче РС;

• Администрация не указала, какие именно проектные решения потребности в электрической энергии не соответствуют ТУ подключения к сетям электроснабжения и в чем данное несоответствие выражается;

• поскольку Общество, начиная с 20.03.2023, неоднократно обращалось в Администрацию за выдачей РС, получая отрицательные решения по данным обращениям, а иных, помимо четырех изложенных в оспариваемых решениях, оснований Администрацией не указано, с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества на Администрацию необходимо возложить обязанность выдать разрешения на строительство МКД.

  

       

Верховный Суд не согласился с данными выводами, указав, что из совокупного толкования норм градостроительного законодательства следует, что ТУ подключения (технологического присоединения) МКД к сетям инженерно-технического обеспечения (электроснабжение, водоотведение, водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение) являются исходными и обязательными документами на этапе подготовке ПД.

В отношении ПД, разработанной в отсутствие ТУ подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства (ОКС) к сетям инженерно-технического обеспечения, не подлежит выдаче положительное заключение экспертизы, поскольку такая документация не может быть признана соответствующей законодательству.

Вывод судов о том, что у Общества отсутствовала обязанность по представлению с заявлениями о выдаче РС ТУ, поименованных Администрацией в оспариваемых решениях, поскольку выдача ТУ является государственной услугой, реализуемой органом муниципальной власти на территории РФ, является неправомерным.

По смыслу действующего законодательства, обязанность по предоставлению в составе пояснительной записки и ПД ТУ на подключение объекта к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе к сетям электроснабжения, возложена непосредственно на застройщика, обращающегося с заявлением о выдаче РС.

 

Фото: © Татьяна T / Фотобанк Лори 

 

Выдача ТУ подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям инженерно-технического обеспечения (электроснабжение, водоотведение, водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение) не является государственной или муниципальной услугой и осуществляется соответствующими ресурсоснабжающими (сетевыми) организациями по заявлениям застройщика.

РС как документ, получению которого предшествует подготовка ПД и ее экспертиза, является гарантией, выдаваемой государственными органами и подтверждающей надежность конструкций строящегося объекта и его безопасность для жизни и здоровья людей.

Поскольку суды не исследовали документацию, представленную Обществом для выдачи разрешений на строительство МКД, и не дали оценку ее соответствия требованиям законодательства, отсутствовали правовые основания для возложения на Администрацию обязанности выдать соответствующие РС.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда РФ посчитала, что суды трех инстанций существенно нарушили нормы материального и процессуального права, неполно исследовали обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

   

Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-канале ЕРЗ.РФ НОВОСТИ.

Присоединяйтесь к нам!

 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Эксперты выяснили, может ли количество судебных разбирательств повлиять на стоимость квартир

Разработан новый порядок подготовки проектов по сохранению объектов культурного наследия

Конституционный Cуд приостановил возможность накладывать штрафы за неиспользование в срок земельного участка для ИЖС

Верховный Суд поддержал компанию в ее споре с Росреестром об исправлении технической ошибки

Вместо разрешения — запись в реестре: Правительство РФ планирует упростить получение документов в сфере строительства

Правительство установит случаи, когда не требуется разработка рабочей документации

Ростехнадзор переходит на реестровую модель выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок

Критерии для отнесения строений и сооружений к объектам вспомогательного использования

Мосгосстройнадзор теперь уполномочен проводить судебную строительно-техническую экспертизу

Минстрой разъяснил, как следует проводить независимую оценку квалификации специалистов технических служб

В разрешениях на строительство и на ввод появится дополнительная информация

Верховный Суд о вине подрядчика при просрочке выполнения договорных работ