Новый порядок согласования строительства в границах придорожных полос автомобильных дорог
Постановлением Правительства РФ №1486 от 27.09.2025 утверждено Положение о придорожных полосах автомобильных дорог. Документ вступит в силу с 1 марта 2026 года.
Положение определяет порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении и прекращении существования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, частных автодорог, а также порядок получения от владельца автодороги согласования строительства, реконструкции объектов в границах ее придорожных полос.
В соответствии с документом правообладатели земельных участков (ЗУ), расположенных в придорожных полосах автодорог (ППА), осуществляют деятельность на таких ЗУ при условии недопущения нанесения вреда автодорогам и входящим в их состав искусственным дорожным сооружениям, соблюдения условий эксплуатации автодорог и безопасности дорожного движения.
В границах ППА без получения согласования владельца автодороги запрещаются строительство, реконструкция объектов, предусмотренных ч. 8 ст. 26 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 (257-ФЗ).
Для строительства, реконструкции объектов в границах ППА общего пользования физическое лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо или его уполномоченный представитель направляет владельцу дороги общего пользования заявление о предоставлении согласования. Такое заявление передается в бумажном виде почтой или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или документооборота.
В заявлении должны быть указаны следующие данные:
• информация о лице, осуществляющем строительство, реконструкцию объекта;
• наименование объекта, его параметры и характеристики;
• цель получения согласования (строительство, реконструкция объектов);
• кадастровые номера ЗУ, на которых планируется размещение объектов (в случае если ЗУ образованы и осуществлена их постановка на государственный кадастровый учет);
• планируемое место размещения объекта относительно автодороги (идентификационный номер и наименование дороги с указанием участка (километра, метра начала и окончания протяженности участка) и его стороны (правая или левая), в том числе с указанием географических координат места размещения объекта);
• перечень запланированных работ и сроки их выполнения.

Фото: © Igor Skripachev /Фотобанк Лори
Также к заявлению прилагаются:
• документ, подтверждающий полномочия уполномоченного представителя лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта (в случае направления заявления о предоставлении согласования таким лицом);
• схема размещения объекта на ЗУ придорожной полосы автодороги в масштабе 1:200 — 1:1000 с отображением объекта, границ полосы отвода и придорожных полос дороги, а также планируемого примыкания объекта к дороге (в случае если требуется организация такого примыкания).
Такое заявление должно быть зарегистрировано в течение одного рабочего дня со дня его поступления.
Владелец дороги в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления о предоставлении согласования осуществляет проверку заявления и прилагаемых документов на соответствие требованиям действующего законодательства и принимает решение о предоставлении согласования или об отказе.

Фото: © Сергей Гавриличев / Фотобанк Лори
Основаниями для отказа могут служить следующие причины:
• отсутствие у владельца дороги полномочий на предоставление согласования;
• несоответствие планируемого к строительству или реконструкции объекта ч. 8 ст. 26 257-ФЗ и требованиям, установленным ч.8.4 ст.26этого закона;
• несоответствие требованиям положения заявления и (или) прилагаемых к нему документов.
В случае принятия владельцем дороги решения об отказе в предоставлении согласования он должен направить лицу, осуществляющему строительство, реконструкцию объекта, соответствующее уведомление с указанием оснований отказа.
При этом заявитель имеет право на досудебное обжалование отказа.
Установление придорожных полос автодорог не влияет на осуществление владельцами объектов деятельности по их содержанию, ремонту и капитальному ремонту, а также не влечет их снос, если такие объекты были размещены на ЗУ, попавших в границы ППА до вступления в силу постановления.
Положение не применяется к отношениям, связанным со строительством, реконструкцией объектов, при условии что строительство, реконструкция таких объектов осуществляются на основании разрешения на строительство (РС), выданного до вступления в силу постановления. Также действие положения не распространяется на случаи, когда строительство, реконструкция объектов начаты до вступления в силу постановления, если для строительства, реконструкции указанных объектов не требуется выдача РС.
Постановление начнет действовать с 1 марта 2026 года.
Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-канале ЕРЗ.РФ НОВОСТИ.
Присоединяйтесь к нам!
Другие публикации по теме:
Как изменят методику определения стоимости работ по инженерным изысканиям
Новый свод правил по проектированию стоянок для автомобилей заменяет два действующих СП
Росреестр разъяснил, как исключаются из ЕГРН сведения о приаэродромной территории
Росреестр разъяснил вопросы размещения объектов недвижимости в границах приаэродромной территории
Новый порядок установления и согласования приаэродромной территории стал законом





