Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Отраслевая наука-2021: от BIM-технологий до деревянного домостроения

Минстрой России приказом от 13.04.2021 №223/пр утвердил Программу прикладных научных исследований на 2021 год.

   

Фото: www.mosmonolit24.com

    

Программа включает в себя 106 мероприятий. Сбором предложений для формирования Программы занимался Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России.

   

Фото: www.c.pxhere.com

    

Функции организатора и координатора работ по совершенствованию нормативной базы в сфере строительства выполняет подведомственное Минстрою России Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС»).

Особый блок научно-исследовательских работ будет посвящен информационному моделированию (ИМ). Программа предусматривает:

   

 

 

• разработку XML схемы для обмена данными между государством и остальными участниками инвестиционно-строительного процесса для каждого этапа жизненного цикла объекта капитального строительства (ОКС), что позволит перейти к электронному формату обмена данными, сократит сроки согласования и проверки документации с повышением ее качества;

• разработку единого подхода к кодированию ИМ, учитывающий промышленные объекты, что позволит однозначно интерпретировать данные проектов во всех информационных системах, автоматизировать процесс кодирования информации и сократить трудозатраты на кодирование ИМ;

   

Фото: www.stroykat.com

    

• исследовательские работы классификационных таблиц классификатора строительной информации, что должно позволить проводить государственную экспертизу проектов ОКС в формате ИМ;

• разработку первой очереди цифровых аналогов нормативно-технической документации (ЦНТД) в строительстве. Внедрение ЦНТД совместно с переходом строительной отрасли на ИМ позволит не только в несколько раз сократить сроки проверки проектов на соответствие требованиям НТД на каждом этапе жизненного цикла ОКС, но и повысить качество таких проверок за счет автоматизации процесса;

   

   

• выполнение работ по мониторингу и анализу международных и зарубежных стандартов, регламентирующих применение технологий ИМ для решения задач управления и мониторинга строительства, а также оценка целесообразности их использования при разработке технических нормативов в РФ.

Программа предусматривает сразу несколько исследований, целью которых является развитие в России деревянного домостроения. Среди них:

    

Фото: www.vega01.ru

     

• внедрение в практику строительства конструкций древесины перекрестно клееной (CLT Cross Laminated Тimber);

• изучение огнестойкости различных видов применяемых деревянных конструкций, в том числе из бруса многослойного клееного из шпона (LVL);

• изучение огнестойкости различных видов применяемых деревянных конструкций, в том числе из LVL;

    

Фото: www.iskik.elsos-design.ru

   

• изучение теплотехнических и акустических характеристик различных видов применения деревянных конструкций;

• исследования, направленные на изучение работоспособности деревянных конструкций, их ремонтопригодности и т.д.

В 2021 году запланировано выполнение работ по мониторингу и анализу утвержденных специальных технических условий (СТУ) для дополнения и совершенствования нормативной базы строительства в целях сокращения количества разрабатываемых СТУ.

    

Фото: www.parocdom.ru

     

Сразу несколько исследований связано с исследованием стеновых конструкций навесных фасадных систем, среди них:

• исследование дополнительных потерь через кронштейны (создающие от l0% до 40% тепловых потерь через стену);

• исследования влияния эксплуатационных характеристик теплоизоляционных слоев на теплотехнические свойства.

    

Фото: www.sbrks.ru

      

Также запланировано проведение исследований и разработка новых требований к проектированию инженерных сетей и систем зданий и сооружений, среди них:

• исследование механизмов коррозионного разрушения труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ) и разработка рекомендаций по их защите от коррозии;

• разработка метода испытания регулирующей арматуры в системах водяного отопления для определения развиваемого перепада давления.

• интеллектуальное управление распределительными сетями вентиляции и кондиционирования воздуха.

Программа предусматривает мероприятия по выполнению работ по мониторингу и анализу действующих нормативных технических документов, содержащих требования к проектированию и строительству жилых, общественных и производственных зданий, а также к градостроительному проектированию на предмет наличия избыточных и дублирующих друг друга требований.

   

Фото: www.znaybeton.ru

      

В Программе запланировано определение нормируемых параметров новых видов бетона и заполнителей, новых методик испытаний бетонных образцов на изгиб, оценка экологической безопасности химических добавок для бетонов и строительных растворов, а также новые неразрушающие способов определения прочности бетона.  

Особый блок научно-исследовательских работ посвящен требованиям к проектированию сооружений транспорта, трубопроводного транспорта нефти и газа, а также газораспределительным системам.

      

 

Фото: www.omskrielt.com

    

  

  

  

   

Другие публикации по теме:

Какие ученые степени будут получать специалисты в области BIM-технологий

С 2022 года формирование и ведение информационной модели для всех бюджетных объектов будет обязательным

Методика определения сметной стоимости подготовки проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели

Утвержден профстандарт специалиста по информационному моделированию в строительстве

Покупку деревянных домов сделают доступной через механизмы субсидирования производителей и банков: мнение экспертов 

Новые правила субсидирования приобретения деревянных домов

Вице-премьер Виктория Абрамченко: Необходимо распространить ипотечные программы на деревянные дома

Мощь ГК «Эталон» прирастает фондовым рынком, Сибирью и деревянным домостроением

Начал действовать классификатор строительной информации

Как изменится положение об авторском надзоре

Как обновится классификатор объектов капстроительства

Застройщики и эксперты обсудили готовность российского рынка жилищного строительства к BIM-проектированию

Утверждены правила формирования и ведения классификатора строительной информации

+

Утверждена концепция подготовки кадров для строительства и ЖКХ до 2035 года

На портале правовой информации опубликовано Распоряжение Правительства РФ №3030-р от 28.10.2024, которым утверждена «Концепция подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года».

  

Фото: © Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори

 

Минстрою России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено:

 в трехмесячный срок разработать план мероприятий (дорожную карту) по реализации Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года (Концепции) и представить его в Правительство РФ в установленном порядке;

• обеспечить исполнение дорожной карты по реализации Концепции.

Концепция разработана в целях совершенствования формирования и укрепления кадрового потенциала строительной отрасли и сферы ЖКХ для обеспечения эффективности национальной экономики, содействия достижению национальных целей и задач.

В документе отмечается, что в настоящее время строительная отрасль и жилищно-коммунальное хозяйство испытывают серьезную нехватку кадров всех уровней, специальностей и направлений подготовки. За последнее десятилетие, по данным отраслевых ассоциаций, союзов и объединений, обеспеченность отраслевых компаний специалистами, обладающими необходимыми компетенциями, снижается, выросла доля лиц пенсионного возраста и одновременно сократилась доля персонала в экономически активной возрастной категории — произошло старение рабочей силы.

Система подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ по состоянию на 2023 год включает:

• профильные образовательные организации высшего образования (8 федеральных и одну региональную);

• более 270 образовательных организаций, осуществляющих деятельность по программам высшего образования, среднего профессионального образования и профессионального обучения.

   

 

В Стратегии определена прогнозная численность занятых в строительной отрасли при базовом сценарии реализации документа: в 2024 году — 6,5 млн человек, в 2030 году — 6,8 млн человек, в 2035 году — 7,3 млн человек.

С учетом прогноза кадровой потребности, в 2030 году по отношению к 2024 году численность занятых в строительстве вырастет на 313 тыс. человек. При необходимости замещения лиц, выходящих на пенсию (по данным официальной статистики, в строительной отрасли трудятся около 8% — более 500 тыс. человек), лиц старше 55 лет, в отрасль в ближайшие 6 лет необходимо привлечь более 850 тыс. молодых специалистов различной квалификации.

Концепция исходит из необходимости модернизации и совершенствования системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, соответствия этой системы национальным целям и современным направлениям научно-технологического развития.

Первоочередной задачей обеспечения кадрового потенциала строительной отрасли и ЖКХ является опережающая подготовка рабочих и специалистов среднего звена по профессиям, которые будут востребованы в ближайшие годы.

Целесообразным является развитие системы среднего профессионального образования на базе профессиональных образовательных организаций во взаимодействии с организациями строительной отрасли, ЖКХ и профильными организациями высшего образования.

Обучение по программам ускоренной подготовки, в том числе для трудовых мигрантов, а также по программам профессиональной переподготовки граждан, высвободившихся из других отраслей экономики, снизит кадровый дефицит и повысит профессиональную мобильность, подчеркивается в Концепции.

Большое значение придается проведению конгрессов, конференций, форумов, семинаров, выставок и чемпионатов. Участие в указанных мероприятиях на регулярной основе обучающихся в образовательных организациях, специалистов и представителей компаний строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, а также обмен мнениями и опытом положительно влияют на развитие кадрового потенциала.

Развитие системы подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ включает в себя:

 

Фото: © Сергей Гавриличев / Фотобанк Лори

 

• модернизацию системы подготовки кадров;

• создание конкурентоспособной системы подготовки кадров;

• стимулирование спроса на образовательные продукты;

• развитие научной (научно-исследовательской) деятельности.

Устанавливаются следующие ключевые направления, определяющими развитие системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства:

• ориентация на ликвидацию разрыва между требованиями к результатам обучения по образовательным программам и потребностями строительной отрасли и ЖКХ, актуальными запросами общества и государства;

• разработка и внедрение образовательных программ для подготовки специалистов, обладающих навыками применения принципов бережливого производства и инструментов, повышающих производительность труда;

• увеличение доли практических занятий, ориентированных на решение задач реального сектора экономики в целях выработки у обучающихся навыков применения знаний, полученных в процессе трудовой деятельности;

• акцент на интерактивные методы обучения и реализация возможностей проектной работы в междисциплинарных командах;

• расширение использования инструментов виртуальной и дополненной реальности, а также технологий с применением искусственного интеллекта;

• развитие сетевой формы реализации образовательных программ с использованием материально-технического и кадрового потенциала нескольких организаций образования и реального сектора экономики по профилю образовательных программ;

• управление жизненным циклом образовательной программы во взаимодействии с заказчиками — организациями реального сектора экономики;

• массовое внедрение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения как вспомогательного инструментария;

• внедрение модели «Цифровой университет» («Цифровой колледж»), обеспечивающей управление образовательной организацией на основе больших данных с применением платформенных решений;

• формирование универсальных компетенций (системное мышление, коммуникации, принятие решений, командная работа, навыки самообучения, компетенции цифровой экономики);

• участие работодателей в разработке и реализации образовательных программ, в том числе на основе развития целевого обучения, оценке результатов подготовки студентов в организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, а также участие в формировании возможных профессиональных траекторий по выбранной специальности или направлению подготовки;

• международное трансграничное образование с учетом региональной специфики и интересов Российской Федерации в продвижении своего экономического влияния.

 

Фото предоставлено пресс-службой компании Брусника

 

Среди основных задач модернизации системы подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ на период до 2035 следует выделить такие:

• разработку, реализацию и актуализацию в соответствии с запросами строительной отрасли и ЖКХ образовательных программ, направленных на развитие кадрового потенциала, обеспечение квалифицированным персоналом для стабильного функционирования и комплексного развития данных отраслей;

• актуализацию образовательных программ в части формирования компетенций по управлению и эксплуатации объектами строительства и ЖКХ, в том числе на основе цифровых моделей и больших данных, с учетом необходимости повышения производительности труда;

• вовлечение работодателей в управление качеством реализации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ;

• модернизацию и цифровизацию образовательной деятельности, а также других ключевых процессов, приведение образовательных программ в соответствие современным требованиям;

• инфраструктурное развитие, укрепление материально-технической базы профильных образовательных организаций;

• разработка и внедрение системы мер и эффективных моделей по выявлению, отбору, привлечению и сопровождению обучающихся 6—11 классов общеобразовательных организаций, ориентированных на строительные профессии, для обучения в профильных образовательных организациях, включая реализацию программ предпрофессионального развития и профориентационных мероприятий;

• развитие института наставничества и обучения на рабочем месте; модернизация научной (в том числе научно-технической) и инновационной деятельности, создание точек генерации исследований мирового уровня, развитие международного научного сотрудничества.

   

Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-канале ЕРЗ.РФ НОВОСТИ.

Присоединяйтесь к нам!  

 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Новые профессиональные стандарты для специалистов в области проектирования

Эксперты признали строительство самой «кадровоуязвимой» отраслью в России

За строительство в Москве теперь будут отвечать два департамента вместо одного

Марат Хуснуллин: Фундамент для дальнейшего роста строительной отрасли — квалифицированные кадры

Эксперты определили самые дефицитные профессии в строительстве 

Минстрой разъяснил, как следует проводить независимую оценку квалификации специалистов технических служб

Как расширят перечень специалистов, которые могут претендовать на включение в национальный реестр

Опрос ЕРЗ.РФ: самые значимые специалисты в девелопменте отвечают за управление строительством

Строительной отрасли страны не хватает 1 млн специалистов, Москве — более 30 тыс.

Новые требования к специалистам в сфере информационного моделирования в строительстве

Для утверждения АГР застройщик должен представить 3D-модель объекта

Утвержден предварительный нацстандарт для цифровых моделей жилых зданий

В России появится еще одно нацобъединение специалистов в сфере строительства

Карта компетенций BIM-специалистов поможет работе на рынке недвижимости

Эксперты проанализировали проблемы перехода на BIM

Новый национальный стандарт для технического заказчика

Утвержден госстандарт обучения информационному моделированию в строительстве