Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Паркинг как объект недвижимости: что изменил 315-ФЗ

По мнению экспертов, возможность совершать сделки с машино-местами как с объектами недвижимости, а значит, регистрировать права на них, — главный законодательный прорыв в этой сфере, обеспечивший взрывной рост количества регистраций машино-мест.

  

Фото: www.most11.ru

  

С 1 января 2017 вступил в силу Федеральный закон 315-ФЗ от 03.07.2016, согласно которому машино-места — части зданий, сооружений — являются самостоятельными объектами права. Все ли правовые вопросы с паркингами позволил снять этот закон? Есть ли нерешенные проблемы, в частности с регистрацией парковочных мест, и если да, то как они отражаются на реализации парковочных мест?

Эти и другие вопросы обсуждались на недавнем круглом столе «Паркинг как объект недвижимости и инвестиций», который прошел в Санкт-Петербурге в рамках Ярмарки недвижимости. Его участники обменялись мнениями о том, какие качественные изменения в регистрации машино-места как самостоятельного объекта недвижимости произошли за истекший год.

  

Фото Никиты Крючкова, АСНинфо

  

Помощник руководителя Управления Росреестра по Ленинградской области Нелли Абайдуллина разъяснила вопрос, подлежит ли сделка по продаже машино-места обязательному нотариальному удостоверению.  «Позиция законодателя однозначна: машино-место приравнивается к нежилым помещениям, поэтому такие сделки обязательному нотариальному удостоверению не подлежат», — подчеркнула она.

Кроме того представитель Росреестра рассказала о практических вопросах, касающихся учета и регистрации машино-мест. «Требования к техпланам урегулированы Приказом Минэкономразвития РФ №953, — напомнила г-жа Абайдулина. — Несоответствие документации этим требованиям приводит к приостановлению учетно-регистрационных действий». По ее словам, несоответствием являются разного рода погрешности: неуказание каких-либо характеристик объектов недвижимости, нарушение порядка уведомления иных сособственников (в случае, если количество парковочных мест составляет 20 и более) и др.

«Если собственник решил выделить «в натуре» такой объект — провести общее собрание по причине многочисленности сособственников не всегда представляется возможным, — отметила чиновник. — Законодатель прописал, что в таком случае извещение сособственников проводится путем размещения информации на электронном информационном ресурсе», — пояснила она.

«Поскольку Технический план изготавливается на совершенно иной вид объекта недвижимости (нежилое помещение), приходится вносить массу дополнительных сведений, дополнять техпланом на каждое машино-место в формате pdf для определения необходимых параметров (расстояний между характерными точками и т. д.)», — рассказала руководитель Управления кадастровых работ и информационного взаимодействия ГУП «ГУИОН» Нурлана Прокопенко.

  

Фото: www.31tv.ru

  

Генеральный директор ОАО «Региональное управление геодезии и кадастра» Роман Парыгин рассказал об основных этапах регистрации машино-мест и определении их границ: «Границы машино-места определяются проектной документацией, обозначаются путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки лицом, осуществляющим строительство и эксплуатацию здания, либо самим обладателем машино-места. Минимально допустимые размеры одного машино-места установлены в размере 5,3 х 2,5 м, а максимально допустимые — 6,2 х 3,6 м (Приказ Минэкономразвития России от 07.12.2016 №792 «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места»)».

По словам специалиста, на вновь возводимых объектах недвижимости (отдельно стоящий паркинг или МКД) кадастровый учет машино-мест проходит в два этапа: «Сначала, после ввода объекта в эксплуатацию, производится кадастровый учет машино-мест на основании технического плана всех помещений, а затем осуществляется регистрация права на основании ДДУ либо регистрируется право собственности застройщика на конкретный объект недвижимости. На уже существующие объекты проводится единая процедура государственного кадастрового учета и регистрации права», — уточнил Роман Парыгин.

  

  

А вот начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент» Светлана Денисова пока не столь оптимистична. «Законодательство о паркингах изобилует пробелами, само кадастрирование проблемно, — считает она, добавляя: — До сих пор не существует подзаконных актов, которые делают процедуру регистрации машино-мест однозначной и унифицированной. Так, вопросы вызывают определенные законом параметры машино-места, которое можно использовать и для хранения прицепов, и миникаров. Подвис и вопрос содержания общего имущества в паркинге. Застройщики работают до первого судебного разбирательства, в ходе которого суд решит, обязан ли собственник машино-места содержать общее имущество или нет».

«В сегменте эконом-класса реализация парковочных мест идет туго. Кадастровая оценка таких объектов очень высока, а за этим следуют и высокие налоги, — делится г-жа Денисова. — В таком чувствительном для дополнительных трат сегменте, как эконом-класс, — это однозначный аргумент не в пользу покупки машино-места. Если мы добавим сюда ограниченное количество программ для паркингов, существующих на рынке ипотечного кредитования, высокие ставки по таким кредитам и в принципе ограниченную платежеспособность приобретателей жилья эконом-класса, станет понятно, почему даже после введения в эксплуатацию объектов у многих застройщиков паркинги остаются нераспроданными».

  

Фото: www.timspan.ru

  

По мнению управляющей проектами «Новое строительство» АН «Итака» Ольги Степановой, изменение статуса машино-места в законодательстве не привело к увеличению покупательского интереса на такие объекты. «Хотя в этом отчасти есть и вина самих застройщиков, считает она, пояснив: — Многие из них пока не сформировали предложение для паркинга как самостоятельного продукта, а не дополнения к квартире. При этом, действительно, покупатели эконом-жилья не готовы к таким тратам, особенно в тех жилых комплексах, где есть возможность свободного въезда во двор и парковки автомобиля на придомовой территории», — резюмировала она.

По словам директора по продажам ГК «Доверие» Ольги Козимянец, если раньше паркинг считался качественной характеристикой, отличающей высокий класс объекта, то сегодня это необходимая опция комфорта, которая закладывается и при проектировании жилых комплексов невысокого класса. «Для застройщика машино-места не генерируют основной поток денежных средств, и возведение паркинга, особенно подземного, — «золотые» затраты для строительной компании, — высказала свое мнение директор по продажам ГК «Доверие» Ольга Козимянец. — Цена машино-места часто устанавливается чуть выше себестоимости. Стоимость парковочного места в зависимости от класса объекта и вида паркинга варьируется в среднем от 400 тыс. рублей до 3,5 млн руб.».

По ее словам, для стимулирования спроса на паркинги застройщики разрабатывают различные акции и программы. «Акция «Паркинг в подарок» обычно позиционируется, как пакетное предложение и привязана к определенному типу квартир — как правило, крупногабаритным, — пояснила Ольга Козимянец. — Также компании начинают использовать дополнительные скидки, беспроцентные рассрочки, снижать размер первоначального взноса на покупку паркинга. Некоторые застройщики прибегают к таким акциям как «Тест-драйв машино-места», когда покупателю предлагают взять в аренду парковочное место, а затем, привыкнув к комфорту, он может принять решение о выкупе парковочного места в личное пользование».

Между данные Росреестра опровергают пессимистические заявления, прозвучавшие на круглом столе. Количество регистраций права собственности на машино-места растет в геометрической прогрессии и скоро достигнет 2 тыс. в месяц (см. график).

  

  

Так, за два месяца 2018 года в России зарегистрировано 2 856 права собственности на машино-места, сообщает Росреестр. Количество зарегистрированных с начала года прав на машино-места оказалось в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2017 года: 542 права. За февраль 2018 года в РФ зарегистрировано 1971 право собственности на машино-места. Это на 122,7% больше, чем в январе (885 прав), и на 47,5% — чем в декабре прошлого года, когда было зарегистрировано 1336 прав.

Это свидетельствует об одном: несмотря на все остающиеся в этой сфере сложности, покупатели рублем голосуют за парковки.

Своим видением проблемы с порталом ЕРЗ поделился специалист в этой сфере — региональный директор по правовым вопросам Группы ЛСР (1-е место в ТОП застройщиков РФ) Михаил ГОРЕЛИКОВ (на фото):

 

 

«315-ФЗ решил основной вопрос — отнесения машино-места к объектам недвижимости и, соответственно, к объектам гражданских прав, — отметил эксперт. — Тем самым была снята основная проблема — невозможности совершения сделок с машино-местами как с объектами недвижимости, а значит, и невозможности регистрации прав на них. Эти ключевые вопросы были решены принятием 315-ФЗ.

Принимая во внимание разъяснения высших судебных инстанций, к правоотношениям по управлению общим имуществом объектов нежилого фонда, к которым можно отнести отдельно стоящие паркинги, можно применять нормы, предусмотренные жилищным законодательством и регулирующие правоотношения по управлению общим имуществом многоквартирных домов.

И все же, несмотря на это, потребность в наличии прямых норм, регулирующих данные правоотношения, стоит очень остро. Дело в том, что соответствующая сфера долгое время является неурегулированной, и не все вопросы можно разрешать с учетом имеющихся разъяснений высших судебных инстанций, которые в основном являются обязательными только для судов судебной системы и в части применения зависят от существа конкретного дела, разрешаемого судом.

В остальном же каких-либо проблем в связи с включением машино-мест в гражданский оборот на данный момент, нет. Основные проблемные моменты были решены принятием 315-ФЗ, что обеспечило включение машино-мест в качестве объекта гражданских прав в гражданский оборот и дало возможность осуществлять сделки по покупке и продаже такого вида объектов недвижимого имущества», — резюмировал эксперт.

 

  

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Росреестр: количество регистраций прав собственности на машино-места опережает темпы 2017 года на 427% (графики)

Росреестр: количество регистраций прав собственности на машино-места опережает темпы 2017 года в 5 раз (графики)

Росреестр: за 12 месяцев 2017 года в Российской Федерации зарегистрировано 10 896 прав собственности на машино-места

Росреестр: количество регистраций прав на машино-места растет в арифметической прогрессии

+

Эксперты: в крупных российских городах новостройки начали дешеветь с конца марта

Тенденцию выявили специалисты федерального портала МИР КВАРТИР, проведя очередное исследование в 70-ти агломерациях РФ.

 

Фото: www.itd2.mycdn.me

 

Аналитики МИР КВАРТИР отметили, что, если в период с января по март, согласно их предыдущим расчетам, 1 кв. м жилья дорожал почти во всех крупных городах, то в период с конца марта по первую половину мая ценовое проседание «квадрата» было отмечено уже в 14% городов.

А почти в 23% исследованных городов за последние полтора месяца снизилась средняя цена квартиры.  

  

Цены на новостройки по городам РФ

Город

Ср. цена, руб./кв. м

Прирост с марта

Ср. цена квартиры, руб.

Прирост с марта

1

Москва

329 565

0,9%

19 267 669

-2,3%

2

Сочи

317 767

-4,7%

13 026 187

-11,3%

3

Санкт-Петербург

227 519

2,0%

11 770 735

-3,8%

4

Севастополь

171 906

-3,8%

9 173 532

-4,4%

5

Московская область

171 459

-0,4%

8 562 622

-0,1%

6

Казань

162 893

7,4%

8 934 306

2,4%

7

Владивосток

154 915

2,0%

7 831 310

3,1%

8

Ленинградская область

151 270

0,9%

7 141 375

3,4%

9

Нижний Новгород

141 397

6,7%

8 203 083

6,0%

10

Якутск

141 315

3,1%

6 230 799

-2,7%

11

Симферополь

134 544

7,5%

7 647 682

3,2%

12

Калининград

131 572

3,6%

8 032 883

-1,8%

13

Чита

128 835

4,5%

6 926 625

3,1%

14

Хабаровск

124 283

4,3%

6 610 393

3,9%

15

Краснодар

121 440

-0,9%

6 050 280

-2,2%

16

Архангельск

120 573

2,9%

5 741 244

3,6%

17

Иркутск

120 146

10,1%

6 359 598

13,8%

18

Екатеринбург

120 030

4,5%

6 335 891

6,0%

19

Сургут

119 227

-0,7%

7 324 531

-2,9%

20

Уфа

118 943

8,5%

6 073 353

9,3%

21

Новосибирск

116 994

8,1%

6 265 665

2,2%

22

Белгород

114 881

3,8%

7 190 918

6,9%

23

Тверь

112 012

10,5%

5 686 371

11,2%

24

Тюмень

110 302

0,0%

6 160 560

2,4%

25

Ростов-на-Дону

110 104

4,1%

5 559 100

3,9%

26

Астрахань

105 109

-0,3%

6 141 073

1,4%

27

Пермь

104 777

5,7%

5 636 082

5,7%

28

Томск

103 591

6,2%

5 274 691

5,0%

29

Самара

102 684

6,3%

6 006 675

8,0%

30

Улан-Удэ

100 858

-0,6%

4 886 071

1,9%

31

Калуга

100 653

3,5%

5 633 707

3,1%

32

Ярославль

100 411

10,2%

5 716 074

9,1%

33

Красноярск

99 300

0,9%

6 067 228

3,7%

34

Рязань

98 896

12,6%

5 496 926

13,2%

35

Кемерово

98 176

10,5%

5 111 271

14,0%

36

Тула

97 883

5,9%

5 629 772

6,6%

37

Набережные Челны

94 080

11,8%

4 909 599

7,4%

38

Барнаул

93 798

7,9%

5 409 147

4,5%

39

Воронеж

92 788

4,0%

5 307 497

0,3%

40

Ставрополь

92 342

2,9%

4 712 778

3,4%

41

Волгоград

92 004

8,9%

5 169 271

6,3%

42

Мурманск

91 300

-9,0%

4 957 773

-10,7%

43

Омск

91 019

-1,0%

5 148 142

1,3%

44

Пенза

89 448

6,6%

5 178 835

12,4%

45

Курск

88 446

6,1%

4 663 075

2,8%

46

Новокузнецк

87 249

10,1%

5 146 831

13,1%

47

Челябинск

87 017

12,5%

5 155 994

9,3%

48

Чебоксары

86 219

1,8%

4 965 347

3,1%

49

Киров

82 944

7,8%

3 598 403

5,0%

50

Ижевск

82 894

4,9%

4 481 353

5,1%

51

Липецк

82 667

5,5%

5 098 418

8,2%

52

Ульяновск

82 499

10,5%

4 694 087

6,6%

53

Брянск

81 991

4,9%

5 478 398

7,8%

54

Саранск

81 283

6,1%

4 558 579

8,8%

55

Череповец

80 929

11,4%

5 122 727

14,2%

56

Тольятти

78 987

8,1%

4 373 261

11,0%

57

Владимир

78 872

3,6%

4 874 623

3,4%

58

Орел

78 720

4,9%

4 461 875

7,6%

59

Иваново

78 385

6,5%

5 039 514

1,2%

60

Вологда

74 497

2,5%

4 096 898

8,5%

61

Курган

72 523

3,0%

3 862 618

-1,3%

62

Саратов

71 982

2,9%

4 128 332

3,4%

63

Волжский

70 085

11,8%

4 007 263

14,1%

64

Оренбург

66 171

6,6%

3 216 254

4,5%

65

Смоленск

64 807

2,2%

3 651 161

3,4%

66

Владикавказ

62 745

11,4%

4 621 465

9,4%

67

Грозный

61 197

-7,9%

5 059 064

-11,2%

68

Нижний Тагил

61 058

1,5%

3 415 157

15,0%

69

Магнитогорск

56 239

11,7%

2 501 127

12,0%

70

Махачкала

41 606

2,7%

2 865 108

-2,1%

 

 Среднее

108 072

3,9%

5 909 089

3,2%

Источник: МИР КВАРТИР

  

Как видно из таблицы выше, за рассматриваемый период цена 1 кв. м больше всего выросла в Рязани (+12,6%), Челябинске (+12,5%), Волжском (+11,8%).

А наиболее сильно, по данным Mirkvartir.ru, «квадрат» подешевел в Мурманске (–9%), Грозном (–7,9%), Сочи (–4,7%).

 

Фото: www.netyerim.net

 

Сопоставимо с «метровыми» показателями в исследуемых городах изменилась также средняя цена квартиры (лота).

В среднем 1 кв. м новостроек по всем 70-ти городам по состоянию на середину мая стоил 108 тыс. руб. (+3,9% относительно конца марта).

Средняя цена лота по ним составила 5,91 млн руб. (+3,2%).

 

Фото: www.mirkvartir.me

 

«Спрос на новостройки с марта существенно снизился, однако застройщики не спешат опускать цены и даже наращивают их, особенно в тех городах, где недвижимость еще не такая дорогая и потенциал роста цен существует», — заметил, комментируя результаты исследования, генеральный директор федерального портала МИР КВАРТИР Павел Луценко (на фото).

 

Фото: www.sochi-news.net

 

По его словам, тенденция начала снижения цен особенно явно проявилась в городах с традиционно дорогим жильем.

«В частности, в Сочи, где по итогам I квартала цены превысили московские, пузырь начал сдуваться, и город снова встал на второе место после столицы», — уточнил эксперт. — Скорее всего, в ближайшее время тенденция на снижение цен будет распространяться и на другие города», — предположил Луценко.

 

 

 

 

 

  

 

Другие публикации по теме:

Эксперты: Краснодар, Сочи, Рязань, Кемерово, Ростов-на-Дону и Липецк лидируют по росту цен на жилье

Эксперты: Ярославль лидирует среди российских городов по темпам годового роста цен на жилье

Эксперты: с начала года новостройки сильнее всего подорожали в Рязани, Челябинске и Казани, а вот Москва — на 32-м месте

Эксперты: более половины вложений россиян в новое жилье пришлось на новостройки двух столиц

Эксперты: после рекордного повышения ключевой ставки ЦБ РФ в Московском регионе резко усилилась тенденция ежедневного обновления цен на новостройки

За последние несколько дней спрос на новостройки вырос на 50%. Надолго ли?