Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Почему провалилась программа «деревянной» ипотеки: мнения банков, чиновников и комментарий эксперта

К госпрограмме по субсидированию кредитов на покупку домокомплектов из дерева для ИЖС в 2018 году присоединился лишь один банк, оформивший менее 100 займов вместо запланированных правительством 2,5 тыс. Эксперты объясняют провал программы слишком коротким (6 месяцев) сроком действия субсидии в рамках господдержки по кредиту.

   

Фото: www.fortis-grad.ru

  

С 1 апреля по 30 ноября 2018 года в рамках утвержденной в минувшем марте госпрограммы субсидирования кредитов на покупку домокомплектов из дерева для ИЖС, о которой ранее писал портал ЕРЗ, было выдано меньше 100 займов вместо запланированных Правительством 2,5 тыс.

Как рассказали «Известиям» в Ассоциации деревянного домостроения (АДД), программа вызвала большой интерес, было много обращений. Однако когда люди узнавали, что кредит субсидируется не весь срок, а всего около полугода, интерес к ней сразу же пропадал.

   

Фото: www.coinbit.one

    

Заместитель министра финансов России Алексей Моисеев (на фото) подтвердил изданию, что программа действительно проблемная, ее нужно дорабатывать.

«Банки боятся, что дома сгорят, страховка дорогая», — пояснил чиновник. Кроме того, многие банки технически не смогли принять участие в этой программе, поскольку сама подготовка продукта в крупных финансово-кредитных организациях может занимать до полугода.

«Нужно что-то с этим делать, будем над этим работать», — резюмировал Алексей Моисеев.

    

Фото: www.regnum.ru

   

Официальный представитель Минпромторга Залина Корнилова (на фото) подчеркнула, что в 2018 году программа носила пилотный характер. По ее словам, из-за неопределенности продления как этой субсидии, «так и других мер поддержки отраслей промышленности субсидиарного характера, банки не стали принимать участие в программе за исключением «Кредит Европа Банка».

Как следует из информации, размещенной на официальном сайте этого банка, акция льготного кредитования физических лиц на приобретение деревянных домов заводского изготовления с процентной ставкой со скидкой в размере 5 п.п. действовала здесь до 30 ноября 2018 года включительно. Сумма кредита составляла от 100 тыс. руб. до 3 млн, срок кредита — от одного года до семи лет.

Например, чтобы купить дом от производителя «Терем» на этих условиях первоначальный взнос не требовался. А вот, покупая дом в кредит у компании «Тамак», заемщик должен был сделать первый взнос в размере 10%.

   

Фото: www.temabankov.ru

   

Как рассказали «Известиям» в ряде банков, эти финансово-кредитные организации не участвовали в программе, потому что на данном этапе не считают ее достаточно эффективной. Например, в Московском кредитном банке (МКБ) отметили, что, по их мнению, данный продукт — не очень востребованный.

«Предполагаем, что она (программаРед.) не получила широкого распространения в связи с низкой информированностью населения и небольшим списком компаний-производителей деревянных домов, подходящих под ее условия, — уточнили в МТС Банке

     

Фото: www.lebadm.lipetsk.ru

    

По мнению экспертов, у данной программы хорошие шансы на реализацию в Московской и Ленинградских областях. Но только при условии, если максимальная сумма кредита будет увеличена, а требования к обороту денежных средств в компаниях-производителях деревянных домов, наоборот, снижены. Это позволит привлечь небольших региональных игроков.

«В случае корректировки параметров программы МТС Банк готов рассмотреть возможность участия в ней, — заверил издание начальник управления розничных продуктов Евгений Шитиков.

Тем не менее, несмотря на неудачи с запуском пилотной программы, «деревянную» ипотеку решено продлить на 2019—2020 годы и выделять на нее по 200 млн руб. ежегодно, сообщили «Известиям» в Минпромторге. 

   

   

В интервью порталу ЕРЗ свое мнение по этой теме высказал руководитель национального отраслевого объединения — генеральный директор Союза «Ассоциация деревянного домостроения» Олег ПАНИТКОВ (на фото).

«На наш взгляд, программа субсидирования кредитования приобретения деревянных домов индустриального изготовления — крайне важная и полезная для всех, — отметил эксперт. — Строительство дома индустриальным способом подразумевает производство дома с заданным качеством, соответствующим действующим нормам в короткие сроки.

По сути, такой процесс сравним с автопромом и требует сравнимых механизмов поддержки покупательской способности в виде финансовых инструментов — доступного кредитования на разумный срок под разумные проценты.

Запущенная в пилотном режиме программа должна была повысить доступность качественного, современного и безопасного жилья. Процентная ставка действительно была привлекательной, а вот срок...

    

Фото: www.aleks-hytta.by

   

Поначалу программа вызвала большой интерес и банков (около 10 банков принимали участие в ее разработке) и, конечно, производителей, которые понимают, что такой финансовый инструмент крайне эффективен для повышения покупательской способности.

Запуск программы и материалы о ней в прессе вызвали большой интерес у потребителя: было много обращений в компании, в банки, в Ассоциацию. Однако "пилотный" статус программы отвернул от нее многих участников из числа как банков, так и покупателей.

6-месячный срок кредита нецелесообразен в случае приобретения дома: ведь дом это не телевизор и не холодильник. Даже по автомобилю срок кредитования во много раз дольше. За 6 месяцев мало кто может позволить себе выплатить кредит в несколько миллионов рублей, даже если на этот период процентная ставка выглядит привлекательной.

    

Фото: www.tobanks.ru

   

По мнению банков, разумный срок кредитования при сумме кредита в 3,5 млн (заложенной в программе) — 3—5 лет. Вот при таких условиях ежемесячный платеж становиться доступным действительно широким слоям населения. В конце концов, для потребителя важен не процент, а сумма ежемесячного взноса.

Мы очень надеемся, что программа будет пересмотрена, а условия станут более рациональными. Ведь большинство людей действительно хотят жить в современном деревянном доме, и это — отнюдь не голословное утверждение. В Яндексе около 400 тыс. запросов в месяц на "деревянный" дом, в то время как суммарный запрос на "кирпичные дома", а также дома из кирпича, газо- и пенобетона — в два раза меньше (любой может это проверить, зайдя в поисковик).

   

Фото: www.irkutskaja.rublennye-doma.ru

   

Между тем дома строятся в пропорции, фактически обратной этой тенденции. И одна из основных причин такой ситуации состоит в том, что деревянное домостроение — слишком быстрое, требует доступных кредитов. Их отсутствие подталкивает к «серому» строительству, хозспособом, из штучных материалов.

В результате страдают граждане, получая низкокачественное жилье, которое, по идее, можно качественно строить и, соответственно, платить за него годами, а не сразу. Государство в свою очередь недополучает значительные налоговые поступления.

   

Фото: www.objavlenija.respublika.cz

     

Увы, первый блин, к сожалению, оказался комом, однако показал, что такая программа может быть эффективна при разумных условиях. Мы провели много переговоров с банками и страховыми компаниями. Банки проанализировали историю кредитования деревянных домов построенных индустриальным способом. Анализ показал практически безрисковую кредитную историю: на 1 тыс. выданных кредитов только один — проблемный, в то время как в обычном потребкредитовании, включая автокредитование, доля риска доходит до 10%.

Со своей стороны страховые компании готовы пересмотреть ставки на дома, произведенные индустриальным способом. Такие дома имеют риски даже меньшие, чем каменные, поскольку гарантированно строятся в соответствии с действующими строительными нормами безопасности.

Напомню, что горят все дома, построенные по любым технологиям, если они возведены с нарушениями. А в заводских условиях, при отработанном процессе, ошибок значительно меньше, чем в условиях стройплощадки», — заключил глава Ассоциации деревянного домостроения. 

        

Фото: www.tutogipse.ru 

  

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Новые нормы строительства домов из дерева начнут действовать с 1 января 2019 года: комментарий специалиста

Развивать в стране деревянное домостроение Минпромторг будет совместно с ДОМ.РФ: комментарий эксперта

Что дает застройщикам новый ГОСТ по методике испытаний несущих деревянных конструкций: мнение эксперта

Олег Панитков (АДД): Новый СП по деревянному многоэтажному домостроению нужно дорабатывать с участием специалистов

Какие ограничения на деревянное домостроение в многоэтажном строительстве снимает новый СП: комментарии специалистов

+

Внесудебный порядок обжалования застройщиком в ФАС действий чиновников дополнен двумя основаниями

С 10 августа застройщики могут по ускоренной процедуре жаловаться в ФАС на действия чиновников за незаконный отказ в приеме документов и незаконные требования при прохождении строительных процедур, включенных в исчерпывающие перечни.

    

Фото: www.ombudsmenbiz.admhmao.ru

    

10 августа вступил в силу федеральный закон от 29.07.2018 259-ФЗ «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (135-ФЗ). Он расширил перечень оснований для обжалований в ускоренном порядке действий чиновников при прохождении застройщиками процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сфере строительства.

Напомним, что на сегодняшний день утверждены 6 исчерпывающих перечней в сфере строительства:

исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства;

исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ;

исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения;

исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов;

исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения;

исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения.

Принятым 259-ФЗ в нормы пункта 2 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции введены два дополнительных основания для обжалования действий должностных лиц. И теперь перечень оснований обращения в ФАС за обжалованием действий должностных лиц органов власти стал таким же, как и при обжаловании действий организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей (новые пункты выделены):

нарушение сроков прохождения процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур;

предъявление требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур.

незаконный отказ в приеме документов, заявлений.

предъявление к подавшему жалобу лицу, документам и информации требований, не установленных законами, иными актами, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур.

Установленный перечень оснований для обращения с жалобой в порядке статьи 18.1 указанного закона является исчерпывающим.

   

Фото: www.static.videocore.tv

   

Заявители

Заявителями по внесудебному обжалованию выступают:

юридические лица;

индивидуальные предприниматели.

Возможность обращения физических лиц в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в антимонопольный орган не предусмотрена. Неправомерные действия органов власти физическими лицами могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законом от 27.07.2010 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 

Сроки для обжалования

Внесудебное обжалование допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (ч. 5.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Нарушение срока подачи жалобы в антимонопольный орган не является основанием для возвращения жалобы заявителю, такая жалоба должна быть рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции.

   

Фото: www.tenderburo.ru

   

Случаи возврата жалобы

Жалоба может быть возвращена заявителю в следующих случаях:

жалоба не содержит необходимых сведений;

жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном 210-ФЗ.

Положения статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривают возможность отозвать жалобу до принятия комиссией антимонопольного органа решения по существу.

Повторное рассмотрение жалобы по ранее рассмотренным обстоятельствам, даже в случае неисполнения предписания антимонопольного органа, не допускается.

  

Сроки рассмотрения жалобы

Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления (ч. 14 ст. 18.1 ФЗ-135 «О защите конкуренции). Срок рассмотрения исчисляется со дня поступления жалобы в антимонопольный орган.

Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получить дополнительную информацию, срок принятия решения может быть продлен еще на 7 дней, о чем ФАС уведомляет всех лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

В случае принятия жалобы к рассмотрению ФАС размещает в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации информацию на своем сайте, направляет заявителю, в уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы.

   

Фото: www.gazetaingush.ru

  

  

  

 

 

Другие публикации по теме:

Наталья Антипина: Минстрой России работает над переводом строительных процедур в цифровой формат

Минстрой одобрил поправки ФАС в закон о защите конкуренции

ФАС: институт внесудебного обжалования застройщиками незаконных действий при прохождении процедур активно работает