Проект реставрации и приспособления для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс Ольденбургских. Свитский корпус». Воронежская область, Рамонский район, Рамонь, улица Мосина, 23. Заявитель: ООО «СТЕПС»
III Ежегодный градостроительный конкурс Минстроя России. Номинация «Лучший реализованный проект сохранения объектов культурного наследия». Заявка № 4
Визуализация
Карта
1.Градостроительная значимость объекта и его влияние на развитие культурного пространства города
Является объектом культурного наследия регионального значения. Архитектурно-парковый ансамбль принцев Ольденбургских в Рамони является единственным в Центральном Черноземье дворцовым комплексом, связанным с династией Романовых. Весной 1878 года Евгения Максимилиановна Ольденбургская купила имение Рамонь и создала в этой местности развитую инфраструктуру: реконструировала сахарный завод, построила конфетную фабрику, водонапорную башню, проложила железнодорожную ветку от Рамони до станции Графской. Стараниями и на средства принцессы были открыты образцово устроенные школа и лечебница.
2.Степень «открытости» объекта для городского общественного пространства
Во Дворце размещаются музейные экспозиции, связанные с историей пребывания на Рамонской земле семьи Ольденбургских, историей строительства дворцового комплекса.
В отдельных комнатах воссоздан первоначальный интерьер, сделав их предметом экскурсионного показа:
- в здании «Службы» 1 (одноэтажное здание) открыты мастерские народных умельцев, мастер-классы, выставки-продажи сувенирных изделий;
- в здании «дом Тулинова» (двухэтажное здание) расположен краеведческий музей Рамони и музей знаменитого русского конструктора стрелкового оружия генерал-майора Сергея Ивановича Мосина;
- здание, которое не является объектом культурного наследия, но исторически относится к комплексу (так называемый «Дом с ризалитами») предоставлен инвесторам для реализации проектов.
3.Уникальность примененных реставрационных решений (архитектура, конструкции, художественно-декоративное искусство)
Для воссоздания архитектурного облика здания был использован восстановительный метод реставрации, основанный на восстановлении объемно-пространственной композиции, реставрации фасадов, декоративных элементов оконных и дверных заполнений. Для восстановления кровли был применен компромиссный метод реставрации, предполагающий воссоздание ее подлинного облика с небольшими, обоснованными погрешностями. Кирпич и цокольную часть здания очистили от копоти, многолетней пыли и грязи. Аттик сохранился лишь на дворовом фасаде в полуразрушенном состоянии, именно по нему был воссоздали аттик на главном. Другими словами, выполнили новую кирпичную кладку этой части здания. Старинный и современный кирпичи отличаются по размерам на 5 мм, пришлось делать специальный заказ на завод-изготовитель. Для защиты кирпичной кладки, была произведена пропитка всей поверхности фасадов специальными составами с добавлением цвета аналогичного цвету подлинного кирпича. За счет обрушений фасадная часть получила отклонение по вертикали на 100-120 мм, для предотвращения дальнейшей деформации, было принято решение: выполнить усиление стен тяжами. Любопытно то, что крепления для тяжей, причем с декоративной отделкой, были предусмотрены на фасаде Свитского корпуса еще во время строительства здания.
Большой объем работ был выполнен по устройству перекрытий, поскольку старые деревянные выгорели практически полностью. Они были заменены на новые, железобетонные. Затем, чтобы восстановить исторический облик интерьера, металлические балки обшивали деревом. Опять же по аналогии с уцелевшими фрагментарно деревянными потолками.
Поскольку реставраторы не располагали историческими документами по поводу подлинного внутреннего пространства Свитского корпуса, в котором еще в прошлом столетии появилось много лишних перегородок, пришлось провести целую научно-исследовательскую работу. Отбивали штукатурный слой и анализировали существующие элементы конструкций, выясняли где находились первоначальные перегородки, проемы, где – более поздние.
При демонтаже конструкций пола были обнаружены фундаменты под печи. Проанализировав их, пришли к выводу о том, что они похожи на фундаменты печей в самом дворце. Было принято решение по восстановлению аналогичных печей в Свитском корпусе. Сейчас их там пять. Система отопления в здании – современная, а печи выполняют чисто эстетическую функцию.
Керамические изразцы изготовили рамонские мастера, за образец взяты изразцы из дворца.
Задачей реставраторов было сохранить, по возможности, подлинные элементы внутренних интерьеров Свитского корпуса. Поэтому во время расчистки завалов пришлось перебирать весь строительный мусор в поисках исторических реликвий. Удалось обнаружить подлинную оконную фурнитуру из латуни, которая после очистки и ремонта вновь была установлена на створки оконных рам. Специализированные мастерские по слепку изготовили ручки и шпингалеты. Старые оконные заполнения были полностью заменены на новые, поскольку из-за пожара они пришли в негодность.
Удалось сохранить три подлинных двери. После очистки от старой краски и реставрации методом протезирования они заняли достойное место в историческом здании. С подлинной латунной фурнитурой на дверных заполнениях оказалось сложнее – она не сохранилась, её заказывали в мастерских.
Тщательная проработка всех деталей интерьеров велась все два года реставрации Свитского корпуса. Просчитывался каждый шаг, выверялись метры, проводился сравнительный анализ с деталями дворца, обсуждались до мелочей методы реставрационных работ, а самым главным ориентиром были чудом уцелевшие от пожара исторические фрагменты. По одному из них – небольшому кусочку деревянной балясины были воссозданы ограждения лестниц, ведущих на второй этаж. Даже плинтус постарались представить сегодняшним экскурсантам Свитского корпуса историческим. Его также удалось воссоздать по небольшому фрагменту старого, сохранившегося до наших дней.
4.Мероприятия по благоустройству прилегающей территории и обеспечению безопасности объекта и населения
Выполнены в полном объеме
Перечень документов, прилагаемых в электронной форме к заявке на участие в конкурсе:
1.Презентация проекта
2.Методология обследования (указана в презентации)
3.Чертежи до реставрации и после проведенных мероприятий по сохранению объекта культурного наследия (представлены в презентации)
4.Заключение государственной историко-культурной экспертизы
5.Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия