Настроены1 параметрРегион

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Счетная палата: льготные ипотечные программы выполнили свою задачу, но риски кризиса на рынке недвижимости и в банковском секторе остаются

Реализуемые меры господдержки рынка ипотечного кредитования требуют оптимизации и уточнений. К такому выводу пришла Счетная палата РФ (СП) по итогам анализа результатов действия льготной ипотеки на новостройки, «Семейной», «Дальневосточной», «Сельской» и для IТ-специалистов.

 

Фото: © Сергей Чайко / Фотобанк Лори

 

По данным аудиторов, наибольшую долю в выдачах льготных жилищных кредитов занимают четыре региона — Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Краснодарский край.

На каждый из них пришлось более 6,5% от всей предоставленной ипотеки с господдержкой по количеству договоров и объему ссуд.

В сегменте ИЖС в лидеры помимо Подмосковья и Краснодарского края вышли республики Башкортостан и Татарстан (более 5,5% на каждый субъект).

Наименьшее количество выданных на душу населения льготных ипотек зафиксировано в Мурманской области, республиках Дагестан, Ингушетия и Чечня.

 

Источник: Счетная палата РФ

 

В Ленинградской, Калужской, Тульской областях весьма популярной оказалась «Сельская ипотека». В этих субъектах зафиксирована наибольшая средняя площадь приобретаемого жилья (114 кв. м против средних по программе 100 кв. м).

По данным СП, за 2021—2023 годы на финансирование льготных ипотечных программ было выделено 568,1 млрд руб. В 2024 году расходы оцениваются в 541,1 млрд руб., а на 2025—2026 запланировано еще 492,3 млрд руб.

Как подчеркнули аудиторы, объем бюджетных субсидий стабильно превышал плановые цифры: в 2021-м — на 42,6%, в 2022-м — на 177,8%, в 2023-м — на 47,4%.

 

Фото: ach.gov.ru

 

«В целом анализ показал, что по пяти рассмотренным программам запланированные результаты были достигнуты. Таким образом, деятельность ответственных исполнителей — Минфина, Минцифры и ДОМ.РФ — можно признать эффективной», — сообщил на коллегии СП аудитор Алексей Саватюгин (на фото).

В то же время в ходе проверки был выявлен ряд недостатков. В частности, установлена взаимосвязь масштабной господдержки ипотечного кредитования с увеличением цен на первичном рынке жилья.

По расчетам аудиторов, снижение средневзвешенной ставки по ипотеке на новостройки на 1 п. п. соответствует росту реальной стоимости такой недвижимости на 0,9% — 2%.

 

Фото: © Сергеев Валерий / Фото банк Лори

 

В итоге в 2021-м «первичка» подорожала на 26%, в 2022-м — на 21%. В эти годы каждый третий ипотечный кредит оформлялся в рамках льготных программ, а в 2023-м — практически каждый второй.

При этом от всего количества и объема выданных по пяти льготным программам кредитов более 50% пришлось именно на массовую ипотеку на новостройки, не имеющую определенной социальной направленности.

Но рост цен на недвижимость подогрели не только госпрограммы, но и распространившаяся на пике кризиса 2022 года опция «льготной ипотеки от застройщика». «В ее рамках банк предоставлял заемщику ипотечный кредит по экстремально низкой ставке (вплоть до 0,01% годовых), а цена квартиры оказывалась выше на 20% — 30%», — напомнили аудиторы.

В качестве важного фактора роста цен они назвали и увеличение реальных доходов населения. В отчете говорится, что если средние зарплаты в регионе прибавляют 1%, то жилье на первичном рынке в ближайшие полгода дорожает примерно на 0,7%.

 

Динамика ставок по ипотеке в среднем по РФ на первичном и вторичном рынках жилья

Источник: Банк России

 

Следующая проблема — дисбаланс цен на рынках строящегося и готового жилья как минимум в 11 регионах РФ. Среди них:

 Астраханская область;

• Забайкальский край;

• Кировская область;

• Ленинградская область;

• Магаданская область;

• Московская область;

• Орловская область;

• Пензенская область;

• Республика Карелия;

• Свердловская область;

• Челябинская область.

В материалах СП отмечается, что в отдельных регионах ценовой разрыв достиг 30% — 60%.

  

Фото: © Elnur / Фотобанк Лори

 

Кроме того, предупредили аудиторы, нарастание негативных тенденций в экономике, падение стоимости залогового имущества по ипотеке на 20% и более (снижение рыночной цены 1 кв. м) может привести к необходимости досоздания кредитными организациями дополнительных резервов.

Их возможный объем они оценили в 4,49 млрд руб. (34,2% от размера капитала крупнейших банков на рынке жилищного кредитования).

Соответственно, государство будет вынуждено поддерживать банковский сектор вливаниями из федерального бюджета в целях предотвращения разрастания кризиса, пояснили специалисты Счетной палаты.

  

Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-канале ЕРЗ.РФ НОВОСТИ.

Присоединяйтесь к нам!

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Счетная палата: федеральный проект по созданию качественной городской среды реализуется успешно

Счетная палата: все нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверки Минстроя, уже устранены

Счетная палата: в России нет единой методики расчета стоимости 1 кв. м в сельской местности

Для повышения энергоэффективности Счетная палата предложила запустить в стране «зеленую ипотеку»

Счетная палата РФ предлагает отменить выдачу льготной ипотеки на студии и «однушки». Депутаты, Минстрой и девелоперы — против

Счетная палата: рост цен и ипотечная нагрузка снизили доступность жилья для россиян до уровня кризисного 2008 года

Счетная палата: снижение доступности ипотеки — один из главных рисков реализации нацпроекта «Жилье и городская среда»

Счетная палата предлагает ввести досудебное решение споров по приостановке регистрации недвижимости

Счетная палата: инвентаризация долгостроев в России продвигается медленно

Счетная палата: Существует риск не решить в намеченные сроки проблему обманутых дольщиков

+

Вышли уведомления о новых проектах сводов правил и изменениях действующих

Росстандарт опубликовал новые уведомления о разработке новых и об изменении действующих СП.

 

 

Уведомление о разработке проекта свода правил СП «Бетонные и железобетонные конструкции транспортных сооружений тоннелей и метрополитенов. Правила ремонта» относится к впервые разработанному своду правил, который развивает положения СП 120.13330.2022 «СНиП 32-02-2003 Метрополитены», СП 122.13330.2023 «СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные», СП 349.1325800.2017 «Конструкции бетонные и железобетонные. Правила ремонта и усиления», ГОСТ Р 57208–2016 «Тоннели и метрополитены. Правила обследования и устранения дефектов и повреждений при эксплуатации».

Свод правил распространяется на бетонные и железобетонные строительные конструкции железнодорожных тоннелей, относящихся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм, автодорожных тоннелей на автомобильных дорогах общего пользования, в том числе городских транспортных тоннелей, метрополитенов, а также входящих в их состав станционных комплексов, тоннельных сооружений, вспомогательных зданий и сооружений, включая депо, и устанавливает требования к приведению в нормативное состояние характеристик строительных конструкций.

Требования настоящего свода правил учитывают при разработке проектной и технической документации (ТР, ТК, КР, ППР) и при проведении работ, реализуемых при выполнении текущего содержания и ремонта, капитального ремонта, а также при выполнении ремонтных работ при новом строительстве.

 

 

Уведомление о разработке проекта свода правил СП «Здания многоэтажные из комбинированных конструкций с применением металла и дерева. Правила проектирования» относится к СП, который также разработан впервые. Данный свод правил распространяется на конструкции каркасов комбинированных с одновременным применением элементов из древесины, металла и (или) железобетона, различного назначения, эксплуатируемых при систематическом воздействии температур не ниже минус 40 °С и не выше плюс 50 °С, в среде с неагрессивной степенью воздействия, класса функциональной пожарной опасности Ф1.3, и устанавливает требования к конструктивным решениям и материалам при проектировании.

Согласно документу, к конструкциям комбинированных каркасов с одновременным применением элементов из древесины, металла и (или) железобетона относятся элементы каркасов зданий, которые сформированы элементами из материалов: древесины, металла и (или) железобетона, с дисками плит перекрытий и (или) стеновыми панелями из древесины, включая деревянные каркасы в соответствии с СП 64.13330, но с использованием металлических элементов связей, соединений, крепежа, соединителей.

 

 

Уведомление о разработке проекта свода правил Изменение №5 к СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы» откорректировало приложение, в котором установлены минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до зданий, сооружений и сетей инженерно-технического обеспечения, сокращены расстояния по горизонтали от газопроводов до зданий, сооружений и сетей инженерно-технического обеспечения.

 

 

Уведомление о разработке проекта свода правил Изменение №3 к СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» корректирует документ, дополняя его разделом 12 «Общие положения», при этом исключаются приложения А—Г.

В новый раздел включены положения по определению доли маломобильных групп населения (МГН) от числа посетителей для разных зданий и групп помещений. Также уточнены требования:

 к санитарно-гигиеническим помещениям;

• к пожаробезопасным зонам;

• к дверям помещений, используемых МГН.

Кроме того, в действующем своде правил проработаны положения с учетом функционального назначения и специфики общественных зданий. В частности:

• дополнены требования к благоустройству территории земельных участков (ЗУ), параметрам дорожек, рекреационных зон и их размещения;

• уточнены требования к видам указателей и информационных стендов и местам их установки с учетом функционального назначения зданий в помещениях и на территории ЗУ;

• включены требования к организации и параметрам зон для реабилитации в рекреациях зданий, наличию опорных устройств в помещениях и коридорах;

• уточнены требования к параметрам и размещению оборудования для управления системами в помещениях (климат, жалюзи, свет);

• введены требования к местам отдыха и параметрам зон обслуживания, доступных для МГН, пользующихся креслом-коляской с электроприводом;

• включены требования к реабилитационному потенциалу для МГН общественных помещений и прилегающей к зданию территории;

• введены требования к размещению мест отдыха (скамеек) в зонах отдыха для инвалидов с нарушением слуха;

• актуализирован раздел «Нормативные ссылки», уточнен раздел «Термины и определения»;

• внесен целый ряд других изменений.

 

 

Уведомление о разработке проекта свода правил СП 131.13330.2020 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология» — это уже вторая редакция СП, который устанавливает климатические параметры, применяемые при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений на территории РФ. В новой редакции СП:

• обновлен и дополнен состав метеостанций, входящих в субъекты РФ;

• выполнен расчет климатических параметров за период 1973—2022 годов для метеостанций и обновлены климатические параметры для холодного и теплого периодов, средних месячных и годовых значений температур и парциального давления воздуха, амплитуд колебаний температур наружного воздуха для более чем 440 населенных пунктов РФ и включенных в документ новых 115 метеостанций;

• добавлена таблица «Средняя месячная скорость ветра и средняя за год скорость ветра», где представлены данные для более чем 550 населенных пунктов РФ;

• добавлена таблица «Средняя месячная и годовая сумма осадков», в которой представлены данные для более чем 550 населенных пунктов РФ;

• актуализированы и представлены в проекте пересмотренного свода правил версии таблиц с учетом обновленного списка метеостанций и полученных климатических параметров;

• уточнено множество других климатических параметров для холодного периода года, что дает возможность, используя в расчетах актуальные климатические данные, проектировать ограждающие строительные конструкции, имеющие тепловую защиту, соответствующую реальным климатическим условиям с учетом произошедших изменений климата. Это позволяет оптимально использовать материальные и энергетические ресурсы, исключить их перерасход и обеспечить их экономию в размере 10% — 12%.

 

 

Уведомление о разработке проекта свода правил Изменение №2 к СП 130.13330.2018 «СНиП3.09.01-85 Производство сборных железобетонных конструкций и изделий» предусматривает корректировку практически всех разделов свода правил, в том числе:

• внедрение в СП ранее отсутствовавших технологий изготовления сборных железобетонных конструкций и изделий с учетом возможностей современного индустриального оборудования;

• внедрение в СП новых видов бетонов, арматуры, заполнителей и актуализация технических требований с учетом возможностей современного индустриального оборудования;

• уточнение требований производственного контроля;

• дополнение номенклатуры производимых изделий;

• уточнение требований при армировании композитными материалами.

   

Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-канале ЕРЗ.РФ НОВОСТИ.

Присоединяйтесь к нам!

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Опубликованы уведомления о проектах изменений в сводах правил

Очередные уведомления о проектах новых изменений в СП

Проекты новых изменений в сводах правил

Проекты новых изменений в сводах правил на проектирование образовательных организаций и судов

Росстандарт проинформировал о разработке новых сводов правил

Изменения правил проектирования систем внутреннего тепло- и холодоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха

Изменения в действующих сводах правил и новые стандарты

Как изменятся правила проектирования для маломобильных групп населения

Минстрой разъяснил условия применения стандартов организации при разработке проектной документации

Минстрой будет контролировать применение типовой проектной документации в регионах

Вступил в силу национальный стандарт, устанавливающий требования к малым грузовым лифтам

Требования к порядку подготовки и содержанию результатов применения способов обоснования принятых проектных решений

Новый стандарт установил правила обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений

Разработаны стандарты пожарной безопасности для малоэтажных деревянных домов

Новый свод правил по проектированию стоянок для автомобилей заменяет два действующих СП