Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Справедливо ли 115-е место России по простоте разрешительных процедур в строительстве

По итогам 2016 года Россия заняла 35-е место из 190 стран в ключевом для международных инвесторов рейтинге Всемирного Банка Doing Business, улучшив общие позиции на 5 пунктов. В сфере строительства наша страна  осталась на малопривлекательном 115-м месте.

 

Фото: www.vnovgorode.ru

По ряду показателей Россия выглядит неплохо: в ТОП-10 по подключению к сетям, на 12-м месте по регистрации собственности. Однако ситуация с  получением разрешений на строительство по-прежнему плоха, на что обратил внимание президент Владимир Путин. Выступая 31 октября на встрече с членами Кабинета министров, он заметил, что Министерство строительства и ЖКХ должно обращать больше внимания на то, что происходит на региональном и местном уровнях, где «творятся безобразия».

Чтобы понять, как улучшить позицию России, прежде всего, посмотрим положение дел у лидеров рейтинга. Итак, ТОП-10 стран по простоте разрешительных процедур в строительстве возглавила Дания. В десятке лучших стран также находятся ОАЭ, Новая Зеландия, Тайвань, Гонконг, Австралия, Люксембург, Эстония, Маврикий, Сербия.

 

 

Если верить экспертам Всемирного Банка, то в этих странах разрешительные процедуры в строительстве организованы значительно лучше, чем в России. Справедливость выводов Всемирного банка можно проверить на примере некоторых из стран лидеров.

Новая Зеландия. №3 в рейтинге «получение разрешений на строительство». №1 в мировом рейтинге Doing Business.

Показатели: 10 процедур, 93 дня, уровень качества — 15 баллов из 15.

Особенностью прохождения разрешительных строительных процедур в Новой Зеландии является взаимодействие застройщика всего с тремя организациями: Районный совет; Унитарное управление Городского совета; организация, предоставляющая услуги по водоснабжению. Районный совет выдает разрешение наподобие нашего градостроительного плана земельного участка. Процедура занимает 30 дней для окраин и 100 дней — для центра города. Унитарное управление Городского совета выдает разрешение на строительство в течение 30 дней, а затем проводит визуальную проверку на этапе завершения фундамента, на этапе завершения возведения конструкции здания (без облицовки и кровли), проводит проверку системы водоснабжения, проверку наружных работ (облицовка и кровля), проверку противопожарной защиты. Все эти процедуры занимают 1 день и бесплатны. Финальная проверка осуществляется в течение 25 дней.

Австралия. №6 в рейтинге «получение разрешений на строительство». №14 в мировом рейтинге Doing Business.

Показатели: 11 процедур, 121 дней, уровень качества — 14 баллов из 15.

В Австралии заявитель за один день узнает, допустимо ли строительство объекта на земельном участке. Для этих целей все типы объектов разнесены по категориям: фактически, как в наших Правилах землепользования и застройки. Затем идет длительная процедура выдачи разрешения на строительство (сертификата). Процедура разбита на два этапа, в рамках которой подаются все документы и принимается решение с учетом мнения владельцев окружающих участков.

После такой процедуры только один орган (City Council) проводит все проверки и выдает документ о соответствии.

Россия. №115 в рейтинге «получение разрешений на строительство». №35 в мировом рейтинге Doing Business.

Показатели: 14 процедур, 229 дней, уровень качества — 10 баллов из 15.

Большинство времени в России, согласно данным Всемирного Банка, уходит на процедуры, связанные с подготовкой земельного участка: топографическая съемка земельного участка, запрос результатов инженерно-геологического и экологического обследования — 75 дней. При этом очевидно, что для эталонного объекта (склад площадью 1 603 кв. м) такие изыскания делаются за более короткий срок.

В отличие от Новой Зеландии, где Городской совет ведет стройку от начала до конца, в Москве те же функции выполняют Мосгосстройнадзор, ОАТИ, Мосгоргеотрест, Москомархитектура. Пакет документов между этими организациями проходит через межведомственное взаимодействие. Однако каждый орган видит проектную документацию «впервые», что отмечено экспертами в качестве недостатка.

По мнению Всемирного Банка, в России нет финальной проверки соответствия фактически построенного объекта проектной документации. Здесь эксперты явно не правы: в Градостроительном кодексе прямо прописано (п. 5 статьи 55) что такая проверка проводится и является основанием для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Из-за недобора баллов по уровню качества (вместо 15-ти баллов присвоено только 10) Россия потеряла около 50-ти позиций в рейтинге. Странно, что эксперты увидели все контролирующие органы, но не разобрались в том, что конкретно эти органы контролируют.

Не заметили эксперты Всемирного Банка и изменений, произошедших в России в последнее время, которые влекут сокращение срока прохождения процедур:

- в рамках выдачи градостроительного плана земельного участка выдаются технические условия на подключение к системе водоснабжения и водоотведения;

- после выдачи акта ввода объекта в эксплуатацию орган власти самостоятельно отправляет необходимый пакет документов в Россреестр для постановки объекта на кадастровый учет. Законодательство дает возможность получать разрешение на ввод в эксплуатацию одновременно с постановкой объекта на кадастровый учет;

- все услуги в Москве (измерение рейтинга производится по Москве и Санкт-Петербургу  Ред.) предоставляются в режиме онлайн через единое окно в «Кабинете застройщика».

По мнению главы Минстроя России Михаила Меня, большой резерв в оптимизации процесса получения разрешений на строительстве содержится в переводе государственных услуг в электронный вид: ведь в настоящее время в электронном виде предоставляется в среднем только 3% госуслуг. Для исправления ситуации в регионах продолжается внедрение целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование». И если в начале 2017 года такие услуги предоставлялись только в Москве, то сейчас задействован уже 51 регион.

Думается, есть основания полагать, что в рейтинге следующего года в области разрешений на строительство Россия продемонстрирует хорошую динамику.

Ознакомиться с полным содержанием рейтинга Всемирного банка Doing Business можно здесь.

СПРАВКА ЕРЗ:

Рейтинг Всемирного Банка «Doing Business» оценивается по 11-ти направлениям:

  • легкость ведения бизнеса;
  • регистрация предприятий;
  • получение разрешений на строительство;
  • подключение к системе электроснабжения;
  • регистрация собственности;
  • получение кредитов;
  • защита миноритарных инвесторов;
  • налогообложение;
  • международная торговля;
  • обеспечение исполнения контрактов;
  • разрешение неплатежеспособности.

Одним из направлений является «Получение разрешений на строительство». В рамках этого направления Всемирный Банк оценивает простоту разрешительных процедур в отношении строительства эталонного объекта.

За эталонный объект принимается складской объект площадью 1 300 м, двухэтажный, в котором возможно размещение и хранение безопасных товаров. Исходными условиями являются уже оформленные земельные отношения на момент определения процедур, проектно-сметная документация имеется в полном объеме, проведены все изыскания, и данный объект нужно подключить только к двум ресурсам: вода, водоотведение (канализация).

В России Всемирный Банк производит оценку в Москве и Санкт-Петербурге.

В 2010 году Всемирный Банк зафиксировал в отношении России 58 процедур, в 2015 году — 19 процедур, в 2017 году — 14 процедур.

В 2016 году Всемирный Банк поставил России по критерию «уровень качества» 14 баллов из 15 возможных, в 2017 году — 10.

Другие публикации по теме:

Срок между выдачей разрешения на строительство и началом привлечения средств в Москве в среднем составляет три месяца

С 1 сентября Минстрой России будет выдавать разрешения на строительство в электронном виде

Обзор состояния делового климата в строительном секторе России и г. Москвы во II квартале 2017 года

+

ЦБ: программы льготного жилищного кредитования привели к целому ряду дисбалансов в экономике

Это следует из проекта второй версии входящего в «бюджетный» пакет документа Банка России «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов».

 

Фото: cbr.ru

 

Субсидированная ипотека, по мнению специалистов Банка России, снизила влияние ключевой ставки ЦБ на кредитование, спрос и инфляцию. Стимулировать экономику в случае спада также будет сложнее.

Регулятор констатирует, что связанные с льготным кредитованием дисбалансы сказались на экономике гораздо сильнее, чем можно было предполагать исходя из статистических данных.

Помимо роста бюджетных расходов снижение ставки для одних групп населения сопровождалось ее повышением для остальных. В итоге за льготный кредит платят как налогоплательщики, так и «нельготные» заемщики.

 

Структура портфеля льготных кредитов

Источник: Банк России

 

По информации ЦБ, объем субсидируемой ипотеки вырос с 2% ВВП в 2020 году до почти 8% к началу 2024-го. Причем прежде всего — за счет безадресной программы на новостройки. К моменту завершения на нее пришлось 9 трлн руб. из 14 трлн руб. всех льготных займов.

Показательно и то, что по состоянию на 01.07.2024 почти половина кредитного портфеля обслуживалась по фиксированной ставке ниже 10% годовых:

 менее 5% — 21,3%;

• от 5% до 10% — 28,5%;

• от 10% до 15% — 15,7%;

• от 15% — 20% (на тот момент ставка ЦБ составляла 16%) — 28,3%;

• по более высоким — лишь около 6%.

Всего по безадресной льготной ипотеке заемщики получили 1,6 млн кредитов на общую сумму 6 трлн руб. Это позволило им приобрести 76 млн кв. м жилья.

 

Фото: © Alexandr Shevchenko / Фотобанк Лори

  

При этом предложение отставало от спроса, что вызвало резкое удорожание недвижимости (на первичном рынке — почти вдвое, существенно выше роста зарплат и инфляции).

Таким образом, доступность жилья для населения снизилась: увеличение цен полностью перекрыло преимущества низких ставок по льготной ипотеке, заключили в ЦБ.

Плюс к этому государственные расходы по программе уже составили 0,5 трлн руб. Не исключено, что при равномерном погашении кредитов в течение 10 лет бюджет может потратить на субсидии еще до 1,2 трлн руб.

  

Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-канале ЕРЗ.РФ НОВОСТИ.

Присоединяйтесь к нам!

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Эксперты: как внедрение ипотечного стандарта скажется на рынке жилья

ЦБ: после завершения льготной ипотеки продолжают возникать серые схемы, что повышает цены на жилье

Макронадбавки по ипотеке в рамках ДДУ: позиции Минфина и ЦБ разошлись

Эксперты: что будет с экономикой и строительством при ключевой ставке ЦБ в 19%

Эльвира Набиуллина: Переход к адресным ипотечным программам сделает жилье более доступным

ЦБ повысил ключевую ставку до 19% годовых (графики)

Эксперты: субсидии банкам по льготной ипотеке за 10 лет могут составить 1,2 трлн руб.

ЦБ не нравится такой банковский инструмент, как покупка сниженной ставки по кредиту

ЦБ: В Минфине согласны с нашим предложением закрыть такую «серую схему» от застройщика, как переуступка прав по ДДУ 

Эксперты: из-за высокой ключевой ставки ЦБ экономика замедлится, но инфляция стабилизируется