Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

Минстрой России разработал порядок ведения ИСОГД

Проектом Постановления Правительства РФ, который размещен на  портале оценки регулирующего воздействия, предполагается утвердить три документа. В их числе Порядок ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД); Порядок предоставления сведений из ГИСОГД за плату и перечень сведений, доступ к которым осуществляется без взимания платы; Требования к технологиям, программным, лингвистическим, правовым, организационным и техническим средствам обеспечения ведения ГИСОГД.

    

Фото: www.postupi.online

     

Порядок ведения ГИСОГД

Как предусмотрено изменениями в Градостроительный кодекс РФ, принятыми в августе 2018 г. (Федеральный закон от 03.08.2018 №342-ФЗ) с 1 января 2019 года ведение ГИСОГД будет осуществляться на уровне субъекта Российской Федерации и исключительно в электронном виде.

Требования к структуре и форме сведений для размещения в ГИСОГД будут установлены Минстроем России. Исключения введены для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя: требования к структуре и форме сведений для размещения в ГИСОГД будут установлены нормативными актами этих городов.

В соответствии законом расширяется объем информации, включаемой в ГИСОГД. Если сейчас система включает в себя 9 разделов, то с 1 января 2019 года их будет уже 13.

Закон также уточнил, какая именно информация включается в ГИСОГД — сведения о документах (материалах) или непосредственно сами документы (материалы).

   

  

До 1 января 2019

После 1 января 2019

Документы территориального планирования РФ

Документы территориального планирования субъекта РФ в части, касающейся территории муниципального образования, в том числе копии размещенных в информационной системе документов и материалов о территориальном планировании субъекта Ф

Документы территориального планирования двух и более субъектов РФ, а также субъектов РФ:

карты планируемого размещения объектов регионального значения и положения о территориальном планировании применительно к территории двух и более субъектов РФ, правовые акты уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ, которыми утверждены соответствующие схемы территориального планирования РФ, правовые акты, которыми в указанные схемы вносятся изменения

Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию, в том числе копии документов и материалов о территориальном планировании муниципального образования

 

Документы территориального планирования муниципальных образований:

карты планируемого размещения соответственно объектов местного значения муниципального района, объектов местного значения поселения, объектов местного значения городского округа, карты функциональных зон, а также положения о территориальном планировании, муниципальные правовые акты, которыми утверждены соответствующие схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, городских округов, муниципальные правовые акты, которыми в указанные схемы, генеральные планы вносятся изменения

Отсутствует

Нормативы градостроительного проектирования:

региональные нормативы градостроительного проектирования, нормативы градостроительного проектирования муниципальных районов, нормативы градостроительного проектирования поселений, нормативы градостроительного проектирования городских округов, правовые акты уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченных органов местного самоуправления, которыми утверждены соответствующие нормативы градостроительного проектирования, правовые акты и муниципальные правовые акты, которыми в указанные территориальные схемы, генеральные планы вносятся изменения

Правила землепользования и застройки, внесение в них изменений

Градостроительное зонирование:

входящие в состав правил землепользования и застройки поселений, городских округов, межселенных территорий, порядок применения и внесения изменений в правила землепользования и застройки, карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, правовые акты уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, которыми утверждены правила землепользования и застройки, правовые акты и муниципальные правовые акты, которыми в правила землепользования и застройки вносятся изменения

Отсутствует

Правила благоустройства территории

Документация по планировке территории

Планировка территории:

основная часть проектов планировки территории и основная часть проектов межевания территории, утвержденных применительно к территории субъекта РФ, правовые акты уполномоченных органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ, муниципальные акты, которыми утверждены соответствующие проекты планировки территории и проекты межевания территории, правовые акты и муниципальные правовые акты, которыми в соответствующие проекты планировки территории и проекты межевания территории вносятся изменения

Изученность природных и техногенных условий:

сведения о проведенных инженерных изысканиях с указанием номера, присвоенного материалам и (или) данным при их размещении в государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий

Инженерные изыскания:

материалы и результаты инженерных изысканий, выполненных на территории субъекта Российской Федерации для подготовки документации по планировке территории, проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Сведения о создании искусственного земельного участка

Искусственные земельные участки: разрешения на создание искусственных земельных участков на территории субъекта Российской Федерации

Отсутствуют

Зоны с особыми условиями использования территории:

сведения о границах зон с особыми условиями использования территории применительно к территории субъекта Российской Федерации, сведения об ограничениях по использованию земельных участков, установленных в такой зоне, правовые акты уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты об установлении, изменении, прекращении существования соответствующих зон с особыми условиями использования территории

Отсутствуют

План наземных и подземных коммуникаций:

набор материалов: векторных и (или) растровых пространственных данных в виде послойного плана, на котором в отдельных слоях отображается информация о местоположении существующих и проектируемых сетей и объектов инженерно-технического обеспечения, электрических сетей

Изъятие и резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе копии документов об изъятии и резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земель и изъятие земельных участков:

решения о резервировании земель, решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

сведения о геодезических и картографических материалах

 

Дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках, в которые включаются:

ГПЗУ

Отсутствуют

Сведения о земельном участке

Результаты инженерных изысканий

Сведения о площади, о высоте и количестве этажей объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения

Разделы проектной документации:

схема планировочной организации земельного участка, которая выполнена в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка;

перечень мероприятий по охране окружающей среды;

перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда;

перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов

Раздел проектной документации об архитектурных решениях

документы, подтверждающие соответствие проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий

 

Отсутствуют

Заключение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

Отсутствуют

Заключение государственной экологической экспертизы проектной документации

Заключение государственной экспертизы проектной документации

Сведения о размещении заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в едином государственном реестре заключений экспертизы (ЕГРЗ)

Разрешение на строительство

Решение о прекращении действия разрешения на строительство, о внесении изменений в разрешение на строительство

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства

Разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков

Акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов

Заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов

Отсутствуют

Заключение органа федерального государственного экологического надзора

Акт проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса его энергетической эффективности на момент составления этого акта

Акт приемки объекта капитального строительства

Отсутствуют

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Технический план объекта капитального строительства

Схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка

Уведомление о планируемом строительстве, уведомление об изменении параметров планируемых строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (ИЖС), уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (введено с 4 августа 2018 г.)

Описание внешнего облика объекта ИЖС в случае строительства или реконструкции объекта ИЖС в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, поступившее в отношении указанного описания уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии или несоответствии описания внешнего облика объекта ИЖС предмету охраны исторического поселения и установленным градостроительным регламентом требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства (введено с 4 августа 2018 г.)

Уведомление об окончании строительства, уведомление о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности (введено с 4 августа 2018 г.)

Уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства (введено с 4 августа 2018 г.)

Результаты и материалы обследования объекта капитального строительства, подлежащего сносу (введено с 4 августа 2018 г.)

Проект организации работ по сносу объекта капитального строительства (введено с 4 августа 2018 г.)

Уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства (введено с 4 августа 2018 г.)

Отсутствуют

Выданные до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации технические паспорта на объекты капитального строительства, расположенные на данном земельном участке

Иные документы и материалы

 

Органы власти, принявшие, утвердившие, выдавшие документы, материалы, которые подлежат размещению в ГИСОГД, в течение 5 рабочих дней со дня принятия, утверждения, выдачи таких документов должны будут направить их в органы, уполномоченные на размещение сведений в ГИСОГД.

Иной порядок установлен для:

заключений органов строительного надзора и органа экологического надзора, которые направляются органами, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство, одновременно с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию;

материалов и результатов инженерных изысканий, которые направляются лицами, обеспечившими выполнение инженерных изысканий, в срок не более чем 1 месяц со дня их выполнения.

Материалы подлежат размещению в ГИСОГД в течение 5 рабочих дней со дня их получения уполномоченным органом власти.

Таким образом, по общему правилу материалы появятся в ГИСОГД через 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения.

Проект предусматривает и основания для отказа в размещении сведений:

а) сведения представлены неуполномоченным лицом;

б) представлены сведения, документы, материалы, которые не подлежат размещению в государственной информационной системе.

    

Фото: www.itpgrad.ru

    

Предоставление сведений из ГИСОГД

Для получения сведений из ГИСОГД надо будет направить запрос в электронной форме. За предоставление сведений, как и сейчас, предусмотрена плата, однако подход к определению размера платы несколько изменен.

Действующий порядок (постановление Правительства РФ от 09.06.2006 г. №363) устанавливает, что максимальная плата за предоставление сведений, содержащихся в одном разделе ИСОГД составляет 1 000 руб., а за предоставление копии одного документа — 100 руб. При этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер платы в пределах максимального размера.

Согласно проекту за предоставление копии документа, материалов (за исключением материалов и результатов инженерных изысканий), а также сведений будет взиматься плата в размере 100 руб., а за предоставление копии материалов и результатов инженерных изысканий — 1 000 руб. Субъекты Российской Федерации будут иметь право устанавливать размер платы за сведения из дополнительных разделов ГИСОГД (которые будут определены законом соответствующего субъекта дополнительно к перечисленным в Градостроительном кодексе РФ). При этом такая плата не сможет превышать 1 000 руб.

В выдаче сведений из ГИСОГД могут отказать. Основаниями для отказа являются:

некорректное заполнение запроса;

запрошены исключительно документы, размещаемые в открытом доступе;

запрошены исключительно сведения, доступ к которым ограничен;

невнесение платы.

Также проект предусматривает возможность предоставления доступа к ГИСОГД в режиме реального времени.

Проектом определяются сведения, которые будут размещены на официальных сайтах в автоматизированном онлайн-режиме, а также сведения, о которых на официальном сайте должна содержаться информация о возможности их получения за плату.

  

Сведения

В открытом доступе/за плату

Документы территориального планирования РФ

В открытом доступе

Документы территориального планирования двух и более субъектов РФ, а также субъектов РФ:

карты планируемого размещения объектов регионального значения и положения о территориальном планировании применительно к территории двух и более субъектов Российской Федерации, правовые акты уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми утверждены соответствующие схемы территориального планирования Российской Федерации, правовые акты, которыми в указанные схемы вносятся изменения.

В открытом доступе

Документы территориального планирования муниципальных образований:

карты планируемого размещения соответственно объектов местного значения муниципального района, объектов местного значения поселения, объектов местного значения городского округа, карты функциональных зон, а также положения о территориальном планировании, муниципальные правовые акты, которыми утверждены соответствующие схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, муниципальные правовые акты, которыми в указанные схемы, генеральные планы вносятся изменения.

В открытом доступе

Нормативы градостроительного проектирования:

региональные нормативы градостроительного проектирования, нормативы градостроительного проектирования муниципальных районов, нормативы градостроительного проектирования поселений, нормативы градостроительного проектирования городских округов, правовые акты уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления, которыми утверждены соответствующие нормативы градостроительного проектирования, правовые акты и муниципальные правовые акты, которыми в указанные территориальные схемы, генеральные планы вносятся изменения.

В открытом доступе

Градостроительное зонирование:

входящие в состав правил землепользования и застройки поселений, городских округов, межселенных территорий, порядок применения и внесения изменений в правила землепользования и застройки, карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, правовые акты уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, которыми утверждены правила землепользования и застройки, правовые акты и муниципальные правовые акты, которыми в правила землепользования и застройки вносятся изменения.

В открытом доступе

Правила благоустройства территории

В открытом доступе

Планировка территории:

основная часть проектов планировки территории и основная часть проектов межевания территории, утвержденных применительно к территории субъекта РФ, правовые акты уполномоченных органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ, муниципальные акты, которыми утверждены соответствующие проекты планировки территории и проекты межевания территории, правовые акты и муниципальные правовые акты, которыми в соответствующие проекты планировки территории и проекты межевания территории вносятся изменения.

В открытом доступе

Инженерные изыскания:

материалы и результаты инженерных изысканий, выполненных на территории субъекта Российской Федерации для подготовки документации по планировке территории, проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

За плату

Искусственные земельные участки: разрешения на создание искусственных земельных участков на территории субъекта Российской Федерации.

В открытом доступе

Зоны с особыми условиями использования территории:

сведения о границах зон с особыми условиями использования территории применительно к территории субъекта Российской Федерации, сведения об ограничениях по использованию земельных участков, установленных в такой зоне, правовые акты уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты об установлении, изменении, прекращении существования соответствующих зон с особыми условиями использования территории

В открытом доступе

План наземных и подземных коммуникаций:

набор материалов: векторных и (или) растровых пространственных данных в виде послойного плана, на котором в отдельных слоях отображается информация о местоположении существующих и проектируемых сетей и объектов инженерно-технического обеспечения, электрических сетей.

За плату

Резервирование земель и изъятие земельных участков:

решения о резервировании земель, решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

За плату

Дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках, в которые включаются:

ГПЗУ

За плату

Сведения о земельном участке

За плату

Результаты инженерных изысканий

За плату

Сведения о площади, о высоте и количестве этажей объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения

За плату

Разделы проектной документации:

схема планировочной организации земельного участка, которая выполнена в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка;

перечень мероприятий по охране окружающей среды;

перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда;

перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов.

За плату

Раздел проектной документации об архитектурных решениях

За плату

Заключение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

За плату

Заключение государственной экологической экспертизы проектной документации

За плату

Сведения о размещении заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в едином государственном реестре заключений экспертизы (ЕГРЗ)

 

Разрешение на строительство

За плату

Решение о прекращении действия разрешения на строительство, о внесении изменений в разрешение на строительство

За плату

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства

За плату

Разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков

За плату

Акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

За плату

Заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

За плату

Заключение органа федерального государственного экологического надзора

За плату

Акт проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса его энергетической эффективности на момент составления этого акта

За плату

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

За плату

Технический план объекта капитального строительства

За плату

Схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка.

За плату

Уведомление о планируемом строительстве, уведомление об изменении параметров планируемых строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (ИЖС), уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (введено с 4 августа 2018 г.).

За плату

Описание внешнего облика объекта ИЖС в случае строительства или реконструкции объекта ИЖС в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, поступившее в отношении указанного описания уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии или несоответствии описания внешнего облика объекта ИЖС предмету охраны исторического поселения и установленным градостроительным регламентом требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства (введено с 4 августа 2018 г.).

За плату

Уведомление об окончании строительства, уведомление о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности (введено с 4 августа 2018 г.)

За плату

Уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства (введено с 4 августа 2018 г.)

За плату

Результаты и материалы обследования объекта капитального строительства, подлежащего сносу (введено с 4 августа 2018 г.)

За плату

Проект организации работ по сносу объекта капитального строительства (введено с 4 августа 2018 г.)

За плату

Уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства (введено с 4 августа 2018 г.)

За плату

Выданные до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации технические паспорта на объекты капитального строительства, расположенные на данном земельном участке

 

За плату

Иные документы и материалы

В открытом доступе или за плату в соответствии с нормативными актами субъекта РФ

    

Фото: www.vsedlyastroiki.ru

    

Требования к ГИСОГД

По замыслу Минстроя России, для пользователей не должно быть препятствий для работы с ГИСОГД. Для этого технологии, программные, лингвистические, правовые, организационные и технические средства ГИСОГД должны обеспечивать:

функционирование как минимум в двух общедоступных интернет-браузерах без необходимости установки специальных средств;

идентификацию с использованием единой системы идентификации и аутентификации (как и на gosuslugi.ru);

работу клиентской части как минимум в двух операционных системах, при чем в одной – с открытым исходным кодом;

функции поиска сведений, документов, материалов по любым из имеющихся данным об объекте (адрес, координаты, кадастровый номер, наименование) и реквизитам документов;

автоматическую генерацию справки о наличии сведений, документов, материалов, размещенных в ГИСОГД, по земельному(ым) участку(ам) или области, заданной пользователем;

возможность приема заявок на предоставление сведений, документов, материалов ГИСОГД и предоставления сведений, документов, материалов посредством интеграции с Единым порталом государственных услуг и (или) Региональным порталом государственных услуг и (или) сервиса «личный кабинет» государственной информационной системы в сети интернет.

При этом должна быть обеспечена бесперебойная круглосуточная работа ГИСОГД.

Предполагается, что органы власти субъектов РФ должны будут до 1 января 2022 года перенести необходимые документы из существующих на местах систем обеспечения градостроительной деятельности во вновь создаваемые ГИСОГД.

Новая информация, подлежащая размещению в ГИСОГД (из сведений, которые до 4 августа 2018 года не требовали включений к ИСОГД), должна быть включена в них до 1 января 2024 года.

    

Фото: www.omskrielt.com

  

  

  

  

  

Другие публикации по теме:

Изменен порядок продления срока действия разрешения на строительство

ИСОГД передадут регионам и будут вести только в электронном виде

Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД Московской области) Московская область Заявитель: Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области

Информационно-аналитическая система управления градостроительной деятельностью (ИАС УГД) г. Москва Заявитель: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга г. Санкт-Петербург Заявитель: Проектное управление — проектный офис Администрации Губернатора Санкт- Петербурга

+

Специфика проектов достройки объектов незавершенного строительства

Одной из основных проблем градостроительного комплекса, регулярно выносимой на обсуждение на самом высоком уровне, являются так называемые обманутые дольщики. Данным обобщающим термином принято описывать все ситуации, в которых застройщик по тем или иным причинам не довел до конца проект строительства многоквартирного дома и не ввел его в эксплуатацию.

Публикуем аналитическую статью, посвященную этой теме, преподавателя Академии девелопмента, соучредителя и Генерального директора инжинринговой компании Fizir Андрея НОЗДРЯКОВА. 

        

Фото: ©  Евгений Харитонов / Фотобанк Лори

   

В случаях недостроенных или брошенных по разным причинам объектов власти пытаются изыскивать способы максимально избегать социальных взрывов и находить пути достройки таких проблемных зданий, особенно если это жилой дом, в котором люди планировали получить жилье.

Как правило, бремя по достройке таких объектов посредством тех или иных механизмов и/или договоренностей перекладывается на плечи другого инвестора. Для состоявшегося мастер-девелопера это может быть возможностью согласовать технико-экономические показатели (ТЭП) по другому объекту или получить другие преференции.

Для начинающего игрока участие в подобных мероприятиях может являться «точкой входа», возможностью наработать первичный GR-ресурс и «засветиться» в регионе.

При этом и тем и другим необходимо иметь четкий ответ на вопрос «стоит ли овчинка выделки», и как раз с этим, как показывает наша многолетняя практика, возникает огромное количество трудностей. А неверно оцененный на входе проект, в свою очередь, ведет к многомиллионным, а иногда миллиардным убыткам на выходе.

    

Иллюстрация предоставлена Академией девелопмента

    

Вместе с тем аудит частично построенных объектов имеет ряд существенных отличий от анализа новых перспективных площадок (тех, где не успел «потоптаться» другой горе-девелопер). И сегодня мы поговорим о том, как правильно оценить риски реализации таких проектов и, самое главное, сроки и бюджет доведения их до логичного результата. Изложенная далее информация также релевантна для случаев достроя любых незавершенных объектов (в том числе вне поля 214-ФЗ).

Задача реализации подобных проектов, как правило, осложняется следующим «джентльменским» набором факторов:

 полное или частичное отсутствие проектной, рабочей и исполнительной документации;

• непринятие должных мер по консервации объекта;

• отсутствие актуализированного комплекта исходно-разрешительной документации, договоров об осуществлении технологического присоединения, результатов изысканий, согласований с органами исполнительной власти и пр.

   

Иллюстрация предоставлена Академией девелопмента

    

Для определения точной стоимости и сроков работ, а также составления дорожной карты реализации объекта техническому заказчику нового застройщика необходимо провести обследование и установить, в каком техническом состоянии находится объект, детально обследовать внутренние инженерные системы, а также наружные сети объекта, провести комплекс необходимых испытаний в случае, если сети уже смонтированы.

Особое внимание необходимо уделить качеству выполненных работ на фасаде, проверке наличия проектного армирования, анализу марки и класса бетона. В большинстве случаев будет необходимо проведение дорогостоящих работ по усилению несущих конструкций, локальный ремонт участков бетона, устранение последствий длительного замачивания поверхности бетона путем обработки указанных участков специальными составами.

Обследования зачастую показывают, что кладка выполнялась со значительным количеством дефектов, не проводилось армирование раствора, предписанное рабочей документацией, а крепления к стенам и перекрытиям отсутствуют.

Внутренние инженерные системы выполнены, как правило, настолько плохо, что требуется их полная замена. С момента монтажа наружных сетей они приходят в непригодность без обслуживания и эксплуатации. Кроме того, требования к участкам наружных сетей за последние годы значительно возросли, и для их дальнейшей сдачи в эксплуатацию требуется проведение дополнительных испытаний с целью обоснования возможности их использования.    

Помимо перечисленного, требуется проводить специализированные виды обследований, такие как: внутренняя дефектоскопия трубопроводов, оценка технического состояния стыков, запорной арматуры, оценка качества материалов. Для тепловых сетей обязательна оценка ранее смонтированных систем СОДК, оценка технического состояния сварных стыков. Для наружных электрических кабелей проводятся замеры электрической лабораторией с подготовкой отчета, на основании которого принимается решение о замене кабельных линий.

В случае наличия на объекте или в архивах проектной (ПД), рабочей (РД) и исполнительной документации, необходимо детально сопоставить факт на площадке и технические документы.

С большой долей вероятности объект строился со значительным количеством отклонений от ПД, РД, а исполнительная документация отсутствует (в том числе необходимые паспорта и сертификаты на изделия).

Все дефекты как строительных конструкций, так и внутренних и наружных инженерных сетей требуют оформления дефектовочных актов и ведомостей работ с целью уточнения итогового бюджета строительства.

   

Иллюстрация предоставлена Академией девелопмента

   

Кроме того, необходимо отдельно проработать вопрос прохождения негосударственной или государственной повторной экспертизы проекта с учетом выявленных дефектов строительных конструкций и инженерных систем, особенно в случаях если разрешение на строительство не было продлено и требуется его повторное получение.

Многие нормативы, по которым был спроектирован ранее объект, устаревают, и фактически приходится «примерять» новую нормативно-техническую базу на законсервированный (или брошенный) объект.

Особо остро стоят вопросы применения 123-ФЗ, поэтому приходится заказывать специальные технические условия, схему расстановки пожарной техники, в исключительных случаях, другие специализированные отчеты во ВНИИПО МЧС.

Отдельное место в рамках достройки объекта занимает работа с обновлением всей исходно-разрешительной документации: часто встречаются случаи, когда объекты попадают в санитарно-защитную зону (СЗЗ) рядом действующих предприятий, не увязаны с проектами улично-дорожной сети.

Кроме того, зачастую необходимо внесение изменений в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), утверждение архитектурно-градостроительного решения/архитектурно-градостроительного облика (АГР/АГО) и получение комплекта новых договоров технологического присоединения.

       

Фото: © Сергей Гавриличев / Фотобанк Лори

  

Проработки требует вопрос получения заключения о соответствии (ЗОС) и Разрешения на ввод на указанные объекты. Необходимо выстроить дорожную карту с инспекторами надзорного ведомства. В случае если речь идет про работу в рамках 214-ФЗ, где были затронуты интересы дольщиков, объект подпадает под особый контроль со стороны Госстройнадзора.

На основании проведенных обследований, а также ведомостей работ разрабатываются проектная и рабочая документация для достройки объекта, проводится экспертиза проекта и начинаются работы.

В некоторых случаях необходимо организовать работы на площадке параллельно с разработкой рабочей документации. Сам процесс работы на объекте незавершенного строительства очень схож с работами по реконструкции зданий, поскольку в ходе производства работ возникает большое количество сложностей, дефектов и строительного брака, которые по разному ряду причин не могли быть выявлены в ходе обследования объекта.

    

Фото:  © Алексей Смышляев / Фотобанк Лори

     

Требуется оформление дополнительных дефектовочных актов, повторное многократное включение новых пунктов в отчет по обследованию, а также включение соответствующих работ в контрактные сметы. Именно поэтому первоначальная смета контракта на подобных объектах будет превышена в 90% случаев.

К данной практике следует относиться как к норме, поскольку выявить все дефекты можно только после проведения работ по демонтажу части элементов строительных конструкций или в ходе проведения работ, а в ходе начального обследования существуют допущения по количеству отбираемых проб и зондажей.

Для генерального подрядчика на данных объектах существует сложность в подборе исполнителей на все виды работ по причинам, указанным выше, в связи с чем рекомендуется подписывать контракты с подрядчиками согласно этапам исполнения.

    

Фото: © Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори

     

С точки зрения последовательности реализации проекта, первое и самое главное в работе технического заказчика — комплекс работ по обследованиям, уточнению методов производства работ на объекте и анализу имеющихся в наличии материалов.

Второй этап — защита объемов работ и дефектовок у инвестора совместно с генеральным подрядчиком, поиск согласованных всеми сторонами решений, утверждение ведомости работ и расценок.

Для более полного понимания ситуации рассмотрим следующий пример: на основании проведенного визуального обследования Инвестор планировал не осуществлять полную сплошную замену внутренних инженерных систем, на основании чего была сделана финансовая модель проекта. Но далее на основании совместной оценки генподрядчика, субподрядчика и изыскателей установлена невозможность окончания работ в рамках ремонта систем, и требуется их полная замена. Подобные нюансы на объектах незавершенного строительства присутствуют на всех этапах реализации.

По итогу необходимо отметить, что реализация проектов незавершенного строительства требует наличия высокой квалификации, значительного опыта и системного подхода в первую очередь со стороны технического заказчика, а также должной осмотрительности, итеративного подхода и детального финансового планирования со стороны инвестора. Кроме того, к начальной смете рекомендуется добавлять не менее 10% непредвиденных расходов в связи с обозначенными выше факторами.

     

Фото: Академия девелопмента

    

В заключение автор, соучредитель инжинринговой компании Fizir Андрей Ноздряков (на фото) отмечает, что изложенная в статье информация — выжимка из опыта инжиниринговой компании, успешно прошедшей путь достроя двух незавершенных объектов в рамках 214-ФЗ (одного в Москве, другого в Московской области).

Хочется надеяться, что она поможет инвесторам и застройщикам, которым предстоит работать с объектами такого типа, избежать распространенных ошибок и связанных с ними убытков.

    

      

Реклама. ИП Тугарев Алексей Львович.  ИНН: 772480003006

   

   

    

Другие публикации по теме:

Вкалывают роботы — счастлив человек? Системы динамического ценообразования в жилом девелопменте

Феодальные колодцы: темная сторона девелоперских компаний

Общий обзор ситуации на девелоперском рынке России

Как управлять финансами в девелопменте

Оптимизация расходов в девелопменте 

test
http://erzrf.ru/publikacii/minstroy-rossii-razrabotal-poryadok-vedeniya-isogd