Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

При строительстве на каких территориях требуется проводить историко-культурную экспертизу

Градостроительный кодекс требует проведения историко-культурной экспертизы, если стройка планируется в границах территорий со специальным режимом (территории, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия). А если стройка планируется вне границ таких территорий? Если границы таких территорий не установлены, потому что органы охраны объектов культурного наследия не успели, не хотят, не умеют, не могут их установить? Информационно-правовой портал ГАРАНТ опубликовал исследование законодательства и судебной практики на эту тему, сделанное экспертом Дмитрием БАЛАШОВЫМ. Его вывод неутешительный: историко-культурная экспертиза стала обязательной при строительстве на любой территории.

 

Фото: www.kurgan.ru

 

Необходимо ли проведение государственной историко-культурной экспертизы земельных участков до начала проведения земляных, строительных работ при отсутствии у органов охраны объектов культурного наследия сведений об отсутствии объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и утвержденных границ территории, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) предметом экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в ч. 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в ч. 3 настоящей статьи, в соответствии с п. 1 ч. 3.3 настоящей статьи.

 

Фото: www.chelindustry.ru

 

Согласно ч. 9 ст. 49 ГрК РФ результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 5 ст. 49 ГрК РФ, в том числе требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

В силу ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

 

Фото: www.yandex.ru

 

Исходя из положений ст. 6 Закона N 73-ФЗ, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Ст. 28 Закона N 73-ФЗ установлено, что одной из целей проведения историко-культурной экспертизы является определение наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 данного Закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 названного Закона.

На основании абз. 3 ст. 30 Закона N 73-ФЗ к объектам историко-культурной экспертизы относятся, в частности, земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пп. 34 и 7 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ и иных работ), в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

 

Фото: www.gis96.ru

 

Исходя из приведенных правовых норм, историко-культурная экспертиза должна проводиться в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В силу абз. 3 ст. 30 Закона N 73-ФЗ земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, относятся к объектам экспертизы в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с подп. 34.2 п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона.

Однако в соответствии с п. 56 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до утверждения в соответствии с подп. 34.2 п. 1 ст. 9 Закона N 73-ФЗ границ территорий, в отношении которых у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем 9 ст. 28, абзацем 3 ст. 30, п. 3 ст. 31 указанного Федерального закона.

 

Фото: www.edsro.center

 

Таким образом, отсутствие утвержденных в соответствии с подп. 34.2 п. 1 ст. 9 Закона N 73-ФЗ границ территорий не исключает необходимость проведения историко-культурной экспертизы.

В п. 1 ст. 31 Закона N 73-ФЗ определено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Таким образом, в отсутствие утвержденных границ территорий, в отношении которых у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, и в отсутствие у уполномоченного органа в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия данных об отсутствии на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, до производства на земельном участке земляных (строительных) работ проведение историко-культурной экспертизы на таком земельном участке обязательно для целей проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

В рассматриваемой ситуации инициатором проведения экспертизы (заказчиком работ) в силу закона выступает лицо, заинтересованное в хозяйственном освоении соответствующей территории.

 

Фото: www.smolnews.ru

 

Данный вывод подтверждается однозначной судебной практикой (смотрите, например: постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2020 г. N Ф09-3869/20 по делу N А07-20196/2019; постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2021 г. N 14АП-3998/21 по делу N А66-9218/2020; кассационное определение СК по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2021 г. по делу N 8а-23197/2020 [88а-2347/2021-(88а-22299/2020)]; постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июля 2020 г. по делу N 16-1193/2020).

Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

- письмо Министерства культуры РФ от 3 августа 2017 г. N 236-01.1-39-ОР «О направлении для использования в работе механизма взаимодействия заказчика (застройщика), проектной организации (исполнителя работ) и уполномоченного органа в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в случае отсутствия или наличия сведений об объектах археологического наследия»;

- решение Верховного Суда РФ от 6 марта 2018 г. N АКПИ17-1154 «Об отказе в признании недействующим письма Министерства культуры РФ от 3 августа 2017 г. N 236-01.1-39-ОР».

Дмитрий БАЛАШОВ, эксперт Правового консалтинга ГАРАНТ

 

 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Как упростят экспертизу проектной документации по сохранению памятников истории и культуры

Новые требования к документам, представляемым на экспертизу в электронной форме

Как сократится срок проведения госэкспертизы

Новый порядок продления сроков для госэкспертизы

+

Как с помощью цифровизации на 30% повысить эффективность отдела снабжения застройщика

Полная оцифровка бизнес-процессов в MacroERP связала все департаменты компании Мера в единую экосистему.

 

  

Кемеровская инвестиционно-финансовая компания Мера начала работу в 2010 году. Изначально компания специализировалась на инвестировании и продаже городской недвижимости. В 2014 году взялась за реализацию совместных строительных проектов в России и за рубежом.

Мера реализовала успешные проекты в Кемеровской области и за ее пределами, а также заграницей — например, жилой комплекс Millenium II на черноморском побережье Болгарии. 

В 2020 компания была реорганизована, и направление девелопмента становится здесь приоритетным. К настоящему времени компания возвела 9 домов общей площадью свыше 100 тыс. кв. м на 1036 квартир. 

 

До внедрения MACRO

Мера была первым клиентом пилотной версии MacroERP. На старте автоматизировали основные бизнес-процессы: продажи, колл-центр, финансы и строительство.

Первой, еще в 2012 году, для нужд маркетинга и продаж внедрялась MacroCRM. Внедрение MacroERP началось в 2015 году с ключевых для компании модулей: «График производства работ», «Снабжение» и «Финансы». Для начала работы с системой потребовалось два месяца.

Компания Мера поставила две задачи перед внедрением MacroERP:

1. оптимизировать рабочие процессы.

2. сделать все работы прозрачными и контролируемыми.

 

 

Управление стройкой

До внедрения продуктов MACRO застройщик использовал таблицы и Google-документы. Такой формат работы перестал отвечать запросам к 2017 году, когда площадь вводимого жилья превысила 7 тыс. кв. м. Отделы взаимодействовали с разными таблицами, обмен информацией отнимал все больше времени.

«Внедрение MacroERP оптимизировало взаимодействие отделов, позволило нам направить временные ресурсы на действительно важные задачи», — говорит руководитель ОМТС компании Мера Вадим Горбачев.

Полная оцифровка бизнес-процессов связала все департаменты компании в единую экосистему. Все работы выстраиваются в общий график и автоматически распределяются между исполнителями.

 

 

Мера управляет глобальным графиком производственных работ с помощью наглядной визуализации. Каждый этап строительства объекта расписан. Понятно, когда необходимо вызвать на работу подрядчиков. Разумеется, все это возможно сделать и без цифровизации, но она значительно экономит время.

У каждой задачи есть свой «маршрут». Так работа попадает на согласование к нужным сотрудникам, после к юристам. При необходимости к задаче прикладываются документы. Каждый процесс формализован и прописан.

 

 

Контроль снабжения 

Основной модуль, с которого началась интеграция MacroERP — «Снабжение». Внедрение системы помогло систематизировать работу смежных структур компании и создать условия для соблюдения плана снабжения по объему и срокам.

При высоких объемах строительства использование бумажных носителей растягивало срок согласования заявок. Документов много, отследить прогресс по конкретной заявке проблематично. Автоматизация позволила систематизировать прогресс согласования. Сейчас специалист создает заявку за несколько минут, она отправляется на заверку, и после одобрения попадает в отдел снабжения.

 

 

Все процессы отображаются в реальном времени, поэтому участники процесса получают информацию без задержек. Заявки сохраняются со всей связанной информацией вплоть до контактов прорабов.

«Мы всегда видим картину происходящего на объекте в режиме онлайн, — делится Вадим Горбачев. — Что мы ждем, когда ждем, от кого, для кого… Все это прозрачно для отдела снабжения и сильно экономит ресурсы».

После внедрения модуля «Снабжение» отпала необходимость расширять штат сотрудников с дублирующими функциями. Вместо трех снабженцев с задачей справятся двое — но с MacroERP.

 

 

Цифровизация документов и финансового блока 

Застройщику часто приходится работать с договорами с отсроченным платежом. Раньше их контроль отнимал значительные временные ресурсы, сейчас Мера фиксирует все платежи в модуле «Финансы».

В нужный день запланированная заранее информация по оплате счетов и КС попадает финансистам, они ее обрабатывают и оплачивают. Снабженец уже не переживает о том, чтобы не пропустить оплату и «не держит все в голове». «Это очень удобно, что все аккумулируется в одном блоке вокруг заявки», — резюмирует Вадим Горбачев.

MacroERP помогает ориентироваться в договорах с подрядчиками, фиксировать обязательства обеих сторон. Частая ситуация: подрядчик просит завести на объект «расходники». Возникает вопрос: а находится ли это в зоне ответственности компании? В стандартной ситуации пришлось бы уточнять информацию по отделам и искать договоры, ведь подрядчиков много, все условия запомнить невозможно.

 

 

В модуле «Документы» договоры привязываются к соответствующим контрагентам. В течение одной минуту специалист увидит, что поставки расходных материалов возлагаются на самого подрядчика. Так компания сохраняет ресурсы и контролирует исполнительскую дисциплину контрагентов.

 


Основные результаты
 

Компания Мера решила три ключевых запроса:

1. Минимизировала запросы на соседние отделы: нужная информация есть в MacroERP.

2. Нет ожиданий документаций с объекта: все документы оцифрованы.

3. Контроль документации по подрядным организациям: они консолидированы в системе.

В компании Мера отмечают: сотрудники успевают выполнить гораздо больше функций. Помимо этого, застройщик выделил:

 Сокращается количество сотрудников, дублирующих функционал друг друга.

 30% оптимизация работы отдела снабжения.

 0 критических багов в системе за 4 года работы.

 Внедрение системы за два месяца.

  

 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Как оцифровка бизнес-процессов помогла девелоперу перейти к многоэтажному строительству

Цифровизация топового застройщика Кемеровской области повысила эффективность менеджеров на 40%

Mozhenkov Progress Consulting и MACRO помогут застройщикам оцифровать показатели операционного управления

Оцифровка процессов в девелопменте. Кейсы застройщиков

Продажи новостроек: как сохранить спрос и динамику. Кейсы консалтеров и IT-компаний

Круглый стол по способам гарантированного достижения отличных результатов в девелопменте пройдет 27 августа

Федеральный застройщик и экосистема MACRO заключили крупную сделку

Онлайн-сервис «Кабинет клиента» от MACRO, в котором покупатели сами оформляют платные брони на квартиры

Партнёрство как основа успеха: путь MACRO от стартапа до федеральной компании

Кейс: увеличение продаж застройщика с помощью MacroCRM

Профессионалы обсудили проблемы проектного финансирования застройщиков

Более 80 застройщиков уже получили выгоду от MacroCRM. Присоединяйтесь!

На чем построена философия компании MACRO

Профессионалы обсудили проблемы проектного финансирования застройщиков