Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

ЕРЗ.РФ: рейтинг регионов России по вероятности кризиса перепроизводства новостроек

В число субъектов РФ с минимальным риском наступления кризиса перепроизводства новостроек (плюс 10 и более баллов по методологии ЕРЗ.РФ) вошел лишь один регион — Вологодская область. В шести субъектах РФ, в том числе в Москве, вероятность кризиса оценивается как низкая. В пяти регионах она признана высокой. Данный рейтинг ЕРЗ рекомендуется использовать при принятии решения о целесообразности старта продаж новых проектов.

  

Фото © Николай Винокуров / Фотобанк Лори

 

В группу регионов с высокой вероятностью кризиса перепроизводства новостроек (минус 6 и менее баллов по методологии ЕРЗ.РФ) попали Орловская, Пензенская, Челябинская области, Красноярский край и Карачаево-Черкесская Республика.

     

Балл

Регион

Вероятность кризиса перепроизводства

+10

Вологодская область

минимальная

+9

г. Севастополь

низкая

+8

Республика Карелия

+8

Кемеровская область

+8

Республика Бурятия

+6

г. Москва

+6

Рязанская область

+5

Волгоградская область

достаточно низкая

+5

Забайкальский край

+5

Брянская область

+4

Чувашская Республика — Чувашия

+4

Республика Коми

+3

Амурская область

+3

Оренбургская область

+3

Курганская область

+2

Ямало-Ненецкий автономный округ

+2

Самарская область

+2

Архангельская область

+2

Курская область

+1

Тамбовская область

средняя

+1

Белгородская область

+1

Республика Северная Осетия — Алания

+1

Владимирская область

+1

Астраханская область

+1

Кировская область

+0

г. Санкт-Петербург

+0

Нижегородская область

+0

Тульская область

+0

Республика Марий Эл

+0

Ивановская область

+0

Республика Башкортостан

+0

Костромская область

-1

Московская область

-1

Алтайский край

-1

Удмуртская Республика

-1

Псковская область

-1

Сахалинская область

-1

Республика Хакасия

-1

Приморский край

-1

Саратовская область

-2

Российская Федерация

достаточно высокая

-2

Новгородская область

-2

Хабаровский край

-2

Свердловская область

-2

Ставропольский край

-2

Новосибирская область

-2

Республика Адыгея

-2

Пермский край

-2

Ростовская область

-3

Республика Саха (Якутия)

-3

Республика Крым

-3

Республика Дагестан

-3

Тюменская область

-3

Ярославская область

-3

Иркутская область

-3

Республика Мордовия

-3

Липецкая область

-3

Калужская область

-4

Республика Татарстан

-4

Омская область

-4

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

-4

Смоленская область

-4

Воронежская область

-4

Ульяновская область

-5

Ленинградская область

-5

Тверская область

-5

Томская область

-5

Калининградская область

-5

Краснодарский край

-6

Орловская область

высокая

-6

Пензенская область

-7

Красноярский край

-7

Челябинская область

-7

Карачаево-Черкесская Республика

        

МЕТОДОЛОГИЯ

Оценка вероятности кризиса перепроизводства новостроек осуществляется по трем показателям:

1) соотношение темпов продаж и вывода новых проектов (СТПВ);

2) соотношение нормативной и фактической распроданности новостроек (СНФР);

3) динамика средневзвешенной цены продаж 1 кв. м новостроек сверх инфляции (ДСЦ).

 

При этом регионы с непоказательными продажами (менее одной квартиры в день) исключены из рейтинга. К таким регионам относятся Республика Калмыкия, Камчатский край, Магаданская область, Еврейская автономная область, Республика Алтай, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Мурманская область, Республика Тыва, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области.

 

1. Соотношение темпов продаж и вывода новых проектов (СТПВ)

Баллы по этому показателю начисляются исходя из разницы между темпами продаж новостроек за III квартал 2024 года — I квартал 2025 года (три квартала доступной статистики) и темпами вывода новых проектов за февраль — апрель 2025 года (три месяца доступной статистики).

Если темпы продаж превышают темпы вывода новых проектов (то есть происходит растоваривание рынка), то региону начисляется от 1 до 5 баллов со знаком «плюс». Максимальное значение (+5 баллов) набрала лишь Курганская область, где продажи превысили вывод новых проектов на 368%.

Если темпы вывода новых проектов превышают темпы продаж (происходит затоваривание рынка), то региону начисляется от 1 до 5 баллов со знаком «минус». Минимальное значение (-5 баллов) набрали пять регионов, в которых вывод новых проектов превысил продажи на 300% и более:

Республика Дагестан — 2389%;

Томская область — 518%;

Новгородская область — 490%;

Карачаево-Черкесская Республика — 382%;

Республика Саха (Якутия) — 341%.

   

Шкала расчета баллов по показателю

балл

соотношение темпов продаж и вывода новых проектов (СТПВ)

5

превышение темпов продаж над темпами вывода более 300%

4

превышение темпов продаж над темпами вывода от 100% до 300%

3

превышение темпов продаж над темпами вывода от 50% до 100%

2

превышение темпов продаж над темпами вывода от 20% до 50%

1

превышение темпов продаж над темпами вывода от 5% до 20%

0

равенство темпов продаж и вывода +/-5%

-1

превышение темпов вывода над темпами продаж от 5% до 20%

-2

превышение темпов вывода над темпами продаж от 20% до 50%

-3

превышение темпов вывода над темпами продаж от 50% до 100%

-4

превышение темпов вывода над темпами продаж от 100% до 300%

-5

превышение темпов вывода над темпами продаж более 300%

 

2. Соотношение нормативной и фактической распроданности новостроек (СНФР)

Баллы по данному показателю начисляются региону исходя из разницы между нормативной  распроданностью (Рн) и фактической распроданностью новостроек (Рф) на конец отчетного периода (апрель 2025 года).

 

Нормативная распроданность (Рн)

Если исходить из того, что во всех домах с опубликованными в ЕИСЖС проектными декларациями стартовали продажи и к концу стройки все квартиры проданы, то на большом массиве данных Рн должна быть равна 50% (на старте — 0%, на финише — 100%, среднее — 50%). Но мы знаем, что банки в стресс-тестах проектов закладывают уровень распроданности к концу стройки в пределах 70%. Исходя из этого снижаем Рн до 35% (на старте — 0%, на финише — 70%, среднее — 35%).
Также мы знаем, что, по данным ЕИСЖС, в среднем по РФ на конец апреля продажи стартовали лишь в отношении 76% новостроек с опубликованными проектными декларациями. В зависимости от региона эта цифра колеблется от 0 до 97%. Поэтому Рн для конкретного региона рассчитывается по формуле Рн = 35% х Днсп, где Днсп — доля новостроек с открытыми продажами. Например, в Москве по состоянию на апрель 2025 года Днсп составляет 88,6% — значит Рн равен 31% (35% х 88,6%). 

   

Фактическая распроданность (Рф)

Рф в регионе равна проценту проданных квартир в строящихся домах. Этот показатель публикуется по данным ЕИСЖС. Например, в Москве по состоянию на апрель 2025 года распроданность новостроек Рф составляет 45,6% (не продано — 43,0%, продажи не стартовали — 11,4%, сумма — 100%).

    

Расчет СНФР

Если Рф превышает Рн (нет текущей затоваренности), то региону начисляется от 1 до 5 баллов со знаком «плюс». Максимальное значение (+5 баллов) набрали следующие восемь регионов, в которых разница между Рф и Рн составила 10 процентных пунктов и более:

 Амурская область — 17,2 п. п.;

• г. Москва — 14,6 п. п.;

• Новгородская область — 14,6 п. п.;

• Республика Карелия — 13,9 п. п.;

• Кемеровская область — 12,9 п. п.;

• г. Севастополь — 12 п. п.;

• Чувашская Республика — 10,5 п. п.;

• г. Санкт-Петербург — 10,4 п. п.

  

Если Рн превышает Рф (есть текущая затоваренность), то региону начисляется от 1 до 5 баллов со знаком «минус». Минимальное значение (-5 баллов) не получил ни один регион.

   

Шкала расчета баллов по показателю

балл

соотношение нормативной и фактической распроданности новостроек (СНФР)

5

превышение Рф над Рн более 10 п. п.

4

превышение Рф над Рн от 7 п. п. до 10 п. п.

3

превышение Рф над Рн от 5 п. п. до 7 п. п.

2

превышение Рф над Рн от 3 п. п. до 5 п. п.

1

превышение Рф над Рн от 1 п. п. до 3 п. п.

0

равенство Рф и Рн +/-1 п. п.

-1

превышение Рн над Рф от 1 п. п. до 3 п. п.

-2

превышение Рн над Рф от 3 п. п. до 5 п. п.

-3

превышение Рн над Рф от 5 п. п. до 7 п. п.

-4

превышение Рн над Рф от 7 п. п. до 10 п. п.

-5

превышение Рн над Рф более 10 п. п.

      

3. Динамика средневзвешенной цены продаж 1 кв. м новостроек сверх инфляции (ДСЦ)

Баллы по данному показателю начисляются региону исходя из разницы между темпом роста цен на новостройки и общей инфляцией за февраль — апрель 2025 года (последние три месяца доступной статистики). При расчетах используются данные СберИндекс о ценах по фактическим сделкам на первичном рынке.

Если темпы роста цен на новостройки превышают темпы инфляции (рост реальных цен), то региону начисляется от 1 до 2 баллов со знаком «плюс». Максимальное значение (+2 балла) набрали следующие восемь регионов, в которых темпы роста цен на новостройки превысили темп инфляции на 2,5 % и более:

• Владимирская область (+10,5%);

 Брянская область (+4,8%);

• Курская область (+4,3%);

• Карачаево-Черкесская Республика (+3,9%);

• Астраханская область (+3,8%);

• Республика Марий Эл (+3,6%);

• Вологодская область (+3,2%);

• Республика Северная Осетия (+3,1%).

 

Если темпы роста цен на новостройки отстают от темпов инфляции (снижение реальных цен), то региону начисляется от 1 до 2 баллов со знаком «минус». Минимальное значение (-2 балла) набрали следующие девять регионов, в которых темпы роста цен на новостройки оказались ниже темпа инфляции на 2,5% и более:

• Новгородская область (-15%)

• Костромская область (-5,8%);

• Тверская область (-4,7%);

• Калининградская область (-4,3%);

• Омская область (-3,9%);

• Республика Саха (-3,9%);

• Республика Коми (-3,1%);

• Республика Татарстан (-2,8%);

• Ленинградская область (-2,5%).

   

Шкала расчета баллов по показателю

балл

динамика средневзвешенной цены продаж 1 кв. м новостроек (ДСЦ)

2

рост цены от 2,5% сверх инфляции

1

рост цены от 0,5% до 2,5% сверх инфляции

0

нулевая динамика цены +/-0,5% сверх инфляции

-1

падение цены от 0,5% до 2,5% сверх инфляции

-2

падение цены от 2,5% сверх инфляции

  

4. Группировка регионов

Набранные регионами баллы суммируются по трем параметрам. В зависимости от набранных баллов каждый из регионов отнесен к одной из семи групп по вероятности кризиса перепроизводства:

• минимальная (+10 баллов и выше);

• низкая (от +6 до +9 баллов);

• достаточно низкая (от +2 до +5 баллов);

• средняя (от -1 до +1 баллов);

• достаточно высокая (от -2 до -5 баллов);

• высокая (от -6 до -9 баллов);

• максимальная (-10 баллов и ниже, в нее не попал ни один из регионов).

   

К регионам с минимальной вероятностью кризиса перепроизводства отнесена лишь Вологодская область, имеющая следующие оцениваемые параметры:

СТПВ: +184%;

СНФР: +9,8 п. п.;

ДСЦ: +3,2%.

Такое соотношение показателей благоприятно для старта новых проектов.

 

Замыкают ранжирование регионов с показателем -7 баллов Красноярский край, Челябинская область и Карачаево-Черкесская Республика.

Красноярский край отличают следующие показатели:

СТПВ: -142%;

СНФР -3,3 п. п.;

ДСЦ: -1,1%.

 

Челябинская область:

СТПВ: -137%;

СНФР: -5,1 п. п. (фактическая распроданность — 20,7%);

ДСЦ: +0,3%.

 

Карачаево-Черкесская Республика

СТПВ: -382%;

СНФР: -8,1 п. п. (фактическая распроданность — 8,9%);

ДСЦ: +3,9%.

 

Такое сочетание параметров создает риски для старта новых проектов: имеется значительная вероятность невыполнения плана продаж на фоне перепроизводства. Непроданными могут оказаться сами новые проекты либо другие уже строящиеся дома, что в свою очередь способно повлечь остановку строек. 

 

5. Состояние показателей в регионах — лидерах строительства МКД

 

Москва отнесена к группе с низкой вероятностью перепроизводства:

СТПВ: +35%;

СНФР: +14,6 п. п.;

ДСЦ: -2,3%.

  

Санкт-Петербург и Московская область отнесены к группе со средней вероятностью перепроизводства:

   

Регион

СТПВ:

СНФР

ДСЦ

Итоговый балл

Санкт-Петербург

-107%

+10,4 п. п.

-1,6%

0

Московская область

-52%

+6,4 п. п.

-2,1%

-1

   

Ленинградская, Свердловская области и Краснодарский край попали в группу с достаточно высокой вероятностью перепроизводства.

   

Регион

СТПВ:

СНФР

ДСЦ

Итоговый балл

Ленинградская область

-137%

+2,3 п. п.

-2,5%

-5

Свердловская область

-112%

+4,2 п. п.

-0,2%

-2

Краснодарский край

-37%

-3,2 п. п. (фактическая распроданность — 19,8%)

-1,3%

-5

  

Допущения

Методология может иметь погрешности для отдельных регионов, определяемые следующими допущениями:

1) не предусматривает оценку в каждом регионе средней стадии строительной готовности проектов (исходит из предположения, что в среднем проекты построены на 50%);

2) использует общероссийское соотношение (13%) продаж готовых новостроек застройщиками к общему количеству продаж застройщиками новостроек (готовых и на стадии строительства). В отдельных регионах это соотношение может существенно отличаться от среднероссийского;

3) использует общероссийское соотношение (65%) продаж квартир по ДДУ физлицам к общему всех продаж по ДДУ. В отдельных регионах это соотношение может существенно отличаться от среднероссийского;

4) не предусматривает случаи, когда взрывной рост вывода новых проектов обусловлен переходом местных крупных застройщиков от продаж по ДКП на продажи по ДДУ.

Участникам рынка рекомендуется использовать указанное ранжирование регионов от ЕРЗ.РФ наряду с другими данными. Аналитики ЕРЗ.РФ готовы провести углубленное исследование риска затоваренности для конкретного региона по запросу заинтересованных лиц. 

С рейтингом регионов России по вероятности кризиса перепроизводства новостроек можно ознакомиться здесь.

   

   

  

   

   

   

Другие публикации по теме:

Нераспроданного жилья в новостройках Московского региона становится все больше

Минстрой намерен поддержать застройщиков в малых городах с низким показателем распроданности жилья

ДОМ.РФ: за 5 лет распроданность жилых новостроек сократилась в 1,5 раза, но соотношение ее значения и стройготовности идеально — 74%

Критический уровень нераспроданности и снижение остатков на счетах эскроу: эксперты проанализировали проектное финансирование строительства

Эксперты: к 2025 году доля нераспроданных квартир на рынке новостроек в России достигла 69%

Эксперты обнародовали соотношение распроданности и строительной готовности в российских регионах

Эксперты подсчитали долю нераспроданных новостроек в 16 городах-миллионниках

Эксперты: у застройщиков нарушен баланс между распроданностью жилья и строительной готовностью

Эксперты: нераспроданность новостроек в России за год выросла на 7%

Эксперты: объем нераспроданного жилья растет, но рынку это не угрожает, и застройщики знают, что делать дальше

ЦБ: объем запуска новых проектов вырос, нераспроданных метров стало больше

Никита Стасишин: Распроданность жилья небольшая. Но все равно купят

Эксперты: в Санкт-Петербурге резко увеличились объемы нераспроданного жилья

Эксперты: объем нераспроданных квартир на первичном рынке впервые достиг 66 млн кв. м, а их доля в новостройках — рекордных 66%

+

Специфика проектов достройки объектов незавершенного строительства

Одной из основных проблем градостроительного комплекса, регулярно выносимой на обсуждение на самом высоком уровне, являются так называемые обманутые дольщики. Данным обобщающим термином принято описывать все ситуации, в которых застройщик по тем или иным причинам не довел до конца проект строительства многоквартирного дома и не ввел его в эксплуатацию.

Публикуем аналитическую статью, посвященную этой теме, преподавателя Академии девелопмента, соучредителя и Генерального директора инжинринговой компании Fizir Андрея НОЗДРЯКОВА. 

        

Фото: ©  Евгений Харитонов / Фотобанк Лори

   

В случаях недостроенных или брошенных по разным причинам объектов власти пытаются изыскивать способы максимально избегать социальных взрывов и находить пути достройки таких проблемных зданий, особенно если это жилой дом, в котором люди планировали получить жилье.

Как правило, бремя по достройке таких объектов посредством тех или иных механизмов и/или договоренностей перекладывается на плечи другого инвестора. Для состоявшегося мастер-девелопера это может быть возможностью согласовать технико-экономические показатели (ТЭП) по другому объекту или получить другие преференции.

Для начинающего игрока участие в подобных мероприятиях может являться «точкой входа», возможностью наработать первичный GR-ресурс и «засветиться» в регионе.

При этом и тем и другим необходимо иметь четкий ответ на вопрос «стоит ли овчинка выделки», и как раз с этим, как показывает наша многолетняя практика, возникает огромное количество трудностей. А неверно оцененный на входе проект, в свою очередь, ведет к многомиллионным, а иногда миллиардным убыткам на выходе.

    

Иллюстрация предоставлена Академией девелопмента

    

Вместе с тем аудит частично построенных объектов имеет ряд существенных отличий от анализа новых перспективных площадок (тех, где не успел «потоптаться» другой горе-девелопер). И сегодня мы поговорим о том, как правильно оценить риски реализации таких проектов и, самое главное, сроки и бюджет доведения их до логичного результата. Изложенная далее информация также релевантна для случаев достроя любых незавершенных объектов (в том числе вне поля 214-ФЗ).

Задача реализации подобных проектов, как правило, осложняется следующим «джентльменским» набором факторов:

 полное или частичное отсутствие проектной, рабочей и исполнительной документации;

• непринятие должных мер по консервации объекта;

• отсутствие актуализированного комплекта исходно-разрешительной документации, договоров об осуществлении технологического присоединения, результатов изысканий, согласований с органами исполнительной власти и пр.

   

Иллюстрация предоставлена Академией девелопмента

    

Для определения точной стоимости и сроков работ, а также составления дорожной карты реализации объекта техническому заказчику нового застройщика необходимо провести обследование и установить, в каком техническом состоянии находится объект, детально обследовать внутренние инженерные системы, а также наружные сети объекта, провести комплекс необходимых испытаний в случае, если сети уже смонтированы.

Особое внимание необходимо уделить качеству выполненных работ на фасаде, проверке наличия проектного армирования, анализу марки и класса бетона. В большинстве случаев будет необходимо проведение дорогостоящих работ по усилению несущих конструкций, локальный ремонт участков бетона, устранение последствий длительного замачивания поверхности бетона путем обработки указанных участков специальными составами.

Обследования зачастую показывают, что кладка выполнялась со значительным количеством дефектов, не проводилось армирование раствора, предписанное рабочей документацией, а крепления к стенам и перекрытиям отсутствуют.

Внутренние инженерные системы выполнены, как правило, настолько плохо, что требуется их полная замена. С момента монтажа наружных сетей они приходят в непригодность без обслуживания и эксплуатации. Кроме того, требования к участкам наружных сетей за последние годы значительно возросли, и для их дальнейшей сдачи в эксплуатацию требуется проведение дополнительных испытаний с целью обоснования возможности их использования.    

Помимо перечисленного, требуется проводить специализированные виды обследований, такие как: внутренняя дефектоскопия трубопроводов, оценка технического состояния стыков, запорной арматуры, оценка качества материалов. Для тепловых сетей обязательна оценка ранее смонтированных систем СОДК, оценка технического состояния сварных стыков. Для наружных электрических кабелей проводятся замеры электрической лабораторией с подготовкой отчета, на основании которого принимается решение о замене кабельных линий.

В случае наличия на объекте или в архивах проектной (ПД), рабочей (РД) и исполнительной документации, необходимо детально сопоставить факт на площадке и технические документы.

С большой долей вероятности объект строился со значительным количеством отклонений от ПД, РД, а исполнительная документация отсутствует (в том числе необходимые паспорта и сертификаты на изделия).

Все дефекты как строительных конструкций, так и внутренних и наружных инженерных сетей требуют оформления дефектовочных актов и ведомостей работ с целью уточнения итогового бюджета строительства.

   

Иллюстрация предоставлена Академией девелопмента

   

Кроме того, необходимо отдельно проработать вопрос прохождения негосударственной или государственной повторной экспертизы проекта с учетом выявленных дефектов строительных конструкций и инженерных систем, особенно в случаях если разрешение на строительство не было продлено и требуется его повторное получение.

Многие нормативы, по которым был спроектирован ранее объект, устаревают, и фактически приходится «примерять» новую нормативно-техническую базу на законсервированный (или брошенный) объект.

Особо остро стоят вопросы применения 123-ФЗ, поэтому приходится заказывать специальные технические условия, схему расстановки пожарной техники, в исключительных случаях, другие специализированные отчеты во ВНИИПО МЧС.

Отдельное место в рамках достройки объекта занимает работа с обновлением всей исходно-разрешительной документации: часто встречаются случаи, когда объекты попадают в санитарно-защитную зону (СЗЗ) рядом действующих предприятий, не увязаны с проектами улично-дорожной сети.

Кроме того, зачастую необходимо внесение изменений в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), утверждение архитектурно-градостроительного решения/архитектурно-градостроительного облика (АГР/АГО) и получение комплекта новых договоров технологического присоединения.

       

Фото: © Сергей Гавриличев / Фотобанк Лори

  

Проработки требует вопрос получения заключения о соответствии (ЗОС) и Разрешения на ввод на указанные объекты. Необходимо выстроить дорожную карту с инспекторами надзорного ведомства. В случае если речь идет про работу в рамках 214-ФЗ, где были затронуты интересы дольщиков, объект подпадает под особый контроль со стороны Госстройнадзора.

На основании проведенных обследований, а также ведомостей работ разрабатываются проектная и рабочая документация для достройки объекта, проводится экспертиза проекта и начинаются работы.

В некоторых случаях необходимо организовать работы на площадке параллельно с разработкой рабочей документации. Сам процесс работы на объекте незавершенного строительства очень схож с работами по реконструкции зданий, поскольку в ходе производства работ возникает большое количество сложностей, дефектов и строительного брака, которые по разному ряду причин не могли быть выявлены в ходе обследования объекта.

    

Фото:  © Алексей Смышляев / Фотобанк Лори

     

Требуется оформление дополнительных дефектовочных актов, повторное многократное включение новых пунктов в отчет по обследованию, а также включение соответствующих работ в контрактные сметы. Именно поэтому первоначальная смета контракта на подобных объектах будет превышена в 90% случаев.

К данной практике следует относиться как к норме, поскольку выявить все дефекты можно только после проведения работ по демонтажу части элементов строительных конструкций или в ходе проведения работ, а в ходе начального обследования существуют допущения по количеству отбираемых проб и зондажей.

Для генерального подрядчика на данных объектах существует сложность в подборе исполнителей на все виды работ по причинам, указанным выше, в связи с чем рекомендуется подписывать контракты с подрядчиками согласно этапам исполнения.

    

Фото: © Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори

     

С точки зрения последовательности реализации проекта, первое и самое главное в работе технического заказчика — комплекс работ по обследованиям, уточнению методов производства работ на объекте и анализу имеющихся в наличии материалов.

Второй этап — защита объемов работ и дефектовок у инвестора совместно с генеральным подрядчиком, поиск согласованных всеми сторонами решений, утверждение ведомости работ и расценок.

Для более полного понимания ситуации рассмотрим следующий пример: на основании проведенного визуального обследования Инвестор планировал не осуществлять полную сплошную замену внутренних инженерных систем, на основании чего была сделана финансовая модель проекта. Но далее на основании совместной оценки генподрядчика, субподрядчика и изыскателей установлена невозможность окончания работ в рамках ремонта систем, и требуется их полная замена. Подобные нюансы на объектах незавершенного строительства присутствуют на всех этапах реализации.

По итогу необходимо отметить, что реализация проектов незавершенного строительства требует наличия высокой квалификации, значительного опыта и системного подхода в первую очередь со стороны технического заказчика, а также должной осмотрительности, итеративного подхода и детального финансового планирования со стороны инвестора. Кроме того, к начальной смете рекомендуется добавлять не менее 10% непредвиденных расходов в связи с обозначенными выше факторами.

     

Фото: Академия девелопмента

    

В заключение автор, соучредитель инжинринговой компании Fizir Андрей Ноздряков (на фото) отмечает, что изложенная в статье информация — выжимка из опыта инжиниринговой компании, успешно прошедшей путь достроя двух незавершенных объектов в рамках 214-ФЗ (одного в Москве, другого в Московской области).

Хочется надеяться, что она поможет инвесторам и застройщикам, которым предстоит работать с объектами такого типа, избежать распространенных ошибок и связанных с ними убытков.

    

      

Реклама. ИП Тугарев Алексей Львович.  ИНН: 772480003006

   

   

    

Другие публикации по теме:

Вкалывают роботы — счастлив человек? Системы динамического ценообразования в жилом девелопменте

Феодальные колодцы: темная сторона девелоперских компаний

Общий обзор ситуации на девелоперском рынке России

Как управлять финансами в девелопменте

Оптимизация расходов в девелопменте