Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Владимир Путин: Критерии достройки по старым правилам и стандарты проектного финансирования должны быть готовы к 15 апреля

Президент России утвердил перечень поручений по итогам расширенного заседания президиума Госсовета, прошедшего 12 февраля в Казани. Поручения касаются сферы жилищного строительства и адресованы как Правительству, так и отдельным министерствам и ведомствам.

    

Фото: www.protarif.info

    

О достройке проблемных объектов

Согласно поручениям главы государства Правительство в срок до 1 июля текущего года должно будет обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих:

порядок финансирования завершения строительства проблемных объектов посредством осуществления имущественного взноса в имущество Фонда защиты дольщиков за счет средств федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов РФ;

• наделение субъектов РФ правом осуществлять завершение строительства проблемных объектов посредством создания специализированной некоммерческой организации, обеспечивающей завершение строительства таких объектов, а также оказывать содействие застройщикам в завершении проектов, по которым привлечение средств граждан было начато до 1 июля 2019 года, в случае отказа уполномоченных банков в предоставлении им проектного финансирования;

     

Фото: www.minstroyrf.ru

     

возможность предоставления небанковского финансирования Фонду защиты дольщиков на завершение строительства объектов, не получивших проектного финансирования, по которым привлечение средств граждан было начато до 1 июля 2019 года;

• определение порядка завершения строительства проблемных объектов, финансирование которых осуществляется с привлечением средств дольщиков с использованием счетов эскроу, а также особого порядка передачи таких объектов другому застройщику.

      

Фото: www.news.sarbc.ru

     

Кроме того, Президент поручил Правительству обеспечить предоставление дополнительных бюджетных ассигнований госкорпорации ДОМ.РФ, ее дочерней структуре — Банку ДОМ.РФ и Фонду защиты дольщиков.

О ходе выполнения данного поручения Правительство должно подготовить доклад до 1 июня текущего года, и далее отчитываться один раз в полгода.

  

О стандартах проектного финансирования и достройке по старым правилам  

Минстрою России с участием Банка России и ДОМ.РФ поручено в срок до 15 апреля текущего года разработать методические рекомендации по оптимальным процедурам взаимодействия уполномоченных банков и застройщиков при переходе на проектное финансирование с использованием счетов эскроу.

    

Фото: www.pbs.twimg

     

Речь идет о составе и содержании документов, необходимых для получения застройщиками кредитов и оговаривающих сроки предоставления таких кредитов, процедуры и сроки рассмотрения банками заявок и т.д.

Кабмину при участии органов исполнительной власти субъектов РФ до 15 апреля поручено разработать критерии, учитывающие степень готовности многоквартирного дома (МКД) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве (ДДУ). Данным критериям должны соответствовать проекты, по которым привлечение средств граждан началось до 1 июля 2019 года, а их завершение возможно по старым правилам.

   

Фото: www.media.istockphoto.com

    

В рамках исполнения данного поручения Правительство должно предусмотреть возможность предоставлять региональным властям право самим определять критерии достройки домов по старым правилам, но только в случае соответствия конкретного субъекта РФ следующим условиям:

он не является получателем дотаций от федерального центра на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов;

• он в лице регионального органа исполнительной власти должен предоставить соответствующую гарантию завершения строительства проблемных домов;

• он должен обеспечить контроль на федеральном уровне за ходом достройки и ответственность за ее ненадлежащее исполнение;

• принятие решений региональной исполнительной властью о мерах поддержки для завершения строительства проблемных объектов должно носить публичный характер.

    

Фото: www.itd3.mycdn.me

    

О мерах по стимулированию жилищного строительства

До 1 июля 2019 года Правительство должно представить Президенту свои предложения по внесению в отечественное законодательство изменений, предусматривающих:

оптимизацию требований к застройщикам, реализующим проекты строительства жилья с использованием счетов эскроу;

• определение перечня случаев, при которых не требуется подготовка обоснования инвестиций при заключении государственного или муниципального контракта одновременно на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства;

• упрощение состава обоснования инвестиций при заключении государственного или муниципального контракта одновременно на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства;

• дополнение перечня случаев предоставления смежных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов застройщикам, занятым в реализации проектов по комплексной застройке территории, установив допустимый размер таких участков.

      

Фото: www.get.whotrades.com

    

О градостроительной деятельности

В срок до 1 мая 2019 года Правительство должно будет, согласно следующему поручению Президента, утвердить в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» план мероприятий (дорожную карту) по совершенствованию правовых норм, связанных с градостроительной деятельностью и строительством. Речь идет о том, чтобы:

предоставить возможность вносить изменения в проектную документацию (получившую положительное заключение экспертизы), не затрагивающие несущие конструкции объекта, без повторного прохождения такой экспертизы — с целью исключения дополнительных затрат застройщика на ее проведение и обеспечения ввода объекта в установленные сроки (сокращения срока строительства объектов на 3—6 месяцев, в случае необходимости внесения изменений в проектную документацию);

      

Фото: www.81.img.avito.st

    

предоставить возможность вносить изменения в правила землепользования и застройки (ПЗЗ) в части уточнения до 10% каждого из предельных параметров, установленных градостроительным регламентом в ПЗЗ, а также возможность изменять виды разрешенного использования (с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, природоохранного законодательства, законодательства в области охраны объектов культурного наследия) в упрощенном порядке, в том числе без проведения публичных слушаний или общественных обсуждений, что позволит обеспечить сокращение срока реализации проекта на 4—6 месяцев;

• делегировать субъектам РФ полномочия по уточнению отдельных обязательных требований к обеспеченности территории объектами социальной и транспортной инфраструктуры;

• увеличить до шести лет срок действия проекта планировки территории для целей принятия решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

     

Фото: www.duma.nov.ru

    

О предоставлении самостоятельности регионам в сфере земельно-имущественных отношений

До 1 июня 2019 года Правительство должно подготовить доклад, в котором будут содержаться конструктивные предложения по предоставлению в порядке эксперимента отдельным субъектам РФ полномочий по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования градостроительной и иной деятельности, связанной с оформлением земельно-имущественных отношений, строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, в том числе:

• уточнение по согласованию с Правительством РФ состава и содержания генеральных планов муниципальных образований, а также порядка их подготовки и утверждения;

• уточнение состава и содержания ПЗЗ, документации по планировке территории, а также порядка подготовки и утверждения указанных документов;

• возможность подготовки проектной документации и выполнения инженерных изысканий в целях размещения объектов регионального значения на этапе подготовки документации по планировке территории в случаях, установленных субъектами РФ;

• установление возможности подготовки комплексных схем (планов) инженерного обеспечения территории.

   

Фото: www.sip-rost.ru

    

Также на Правительство возлагается задача в срок до 1 мая текущего года обеспечить возможность получения органами исполнительной власти субъектов РФ первичной статистической информации, необходимой для мониторинга показателей национальных проектов и показателей, применяемых для оценки деятельности высших должностных лиц региональных органов исполнительной власти, а также включить указанные органы власти в перечень субъектов официального статистического учета.

  

О снижении бюрократической составляющей в строительной сфере

В срок до 1 февраля 2020 года Президент поручил Правительству обеспечить представление ресурсоснабжающими организациями услуг, связанных с подключением (технологическим присоединением) объектов капитального строительства к инженерным системам электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, по принципу «одного окна».

Речь идет об использовании порталов государственных и муниципальных услуг, а также переходе на электронную форму предоставления услуг по выдаче разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.

   

Фото: www.kazanopolis.ru

    

О редевелопменте

Правительству при участии ДОМ.РФ поручено принять необходимые решения по вовлечению в оборот неэффективно используемых земельных участков, объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, расположенных в административных центрах субъектов РФ, а также по обеспечению в дальнейшем контроля за их использованием.

Соответствующий доклад Кабмину необходимо подготовить до 1 июня 2019 года, и далее ежегодно.

Также Правительству в срок до 1 июня 2019 года поручено представить свои предложения о том, какие механизмы финансирования расходов застройщиков (возводящих свои объекты с использованием счетов эскроу), связанных с приобретением земельного участка, можно использовать для строительства и предпроектной подготовки строительства объекта.

  

О перспективных вопросах строительной отрасли  

Главе Правительства Дмитрию Медведеву поручено в период с 1 мая по 1 июля текущего года обеспечить подготовку докладов по следующим вопросам:

• о целесообразности распространения «Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров» на основные строительные и иные материалы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства;

• о создании на базе одного из подведомственных Минстрою России учреждений института типового и экспериментального проектирования, в том числе для целей внедрения технологий информационного моделирования в строительстве.

    

Фото: www.72kvadrata.ru

     

об увеличении софинансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий, связанных со строительством объектов коммунальной, социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимой для увеличения объемов ввода жилья;

• о целесообразности установления повышенных ставок земельного налога для собственников неиспользуемых земельных участков, расположенных в границах поселений и городских округов и приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства (ИЖС), осуществляемого физическими лицами;

• о возможности реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда — без ограничения даты признания домов непригодными для проживания в случае досрочного выполнения субъектом РФ обязательств по расселению непригодного для проживания жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года;

• об эффективной организации предоставления жилья (по социальной норме) жилья для многодетных семей и семей с детьми-инвалидами при переселении из непригодного для проживания жилищного фонда;

• по внесению в Налоговый кодекс РФ изменений в части, касающейся порядка исчисления налога на прибыль кредитных организаций, предусмотрев, что на период, когда кредитная организация начисляет, но не получает проценты по целевым кредитам заемщику (в период предоставления ему отсрочки по выплате процентов по кредитным договорам проектного финансирования), кредитная организация не уплачивает налог на прибыль, начисленный по таким кредитам;

• по внесению в нормативно-правовые акты технического регулирования и санитарно-эпидемиологического благополучия населения изменений с целью реализации «Стандарта комплексного развития территорий» (КРТ).

    

Фото: www.novostroyki-ykt.ru

    

О синхронизации нацпроекта «Жилье и городская среда» с другими нацпроектами

Высшим должностным лицам субъектов РФ Президент поручил обеспечить синхронизацию мероприятий национального проекта «Жилье и городская среда» с мероприятиями других нацпроектов, в том числе «Образование», «Здравоохранение», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и др., а также с мероприятиями проекта «Умный город» — с целью достижения максимального социально-экономического эффекта для конкретной территории.

Соответствующий доклад главы регионов должны подготовить до 1 июля 2019 года.

Уже до 5 апреля, то есть на этой неделе, Администрации Президента РФ направит в Правительство предложения от глав регионов по улучшению жилищных условий населения и формированию благоприятной городской среды.

   

Фото: www.muzkult.ru

   

    

   

  

  

Другие публикации по теме: 

Президент поручил выработать меры по стимулированию строительства и приобретению жилья

Владимир Путин: Государство поддержит и застройщиков, и граждан, нуждающихся в жилье

Владимир Якушев: Как проектное финансирование изменит цену «квадрата» и ставки по ипотеке, сегодня предугадать невозможно

Владимир Путин: Переход на новые принципы финансирования жилищного строительства должен быть максимально гладким для отрасли

Льготы по детской ипотеке продлят на весь срок кредита

Владимир Путин: Проектное финансирование должно заработать, как хорошие часы

Владимир Путин: В ходе реформы долевого строительства окажем содействие и банкам, и застройщикам

Правительство согласовало дополнительные меры по льготной ипотеке для семей с детьми

В правительстве исключат завышение налогооблагаемой базы для недвижимости

+

ЕРЗ-тренды: законодательству о КРТ недостает нормативов обеспеченности объектами социальной инфраструктуры

С 1 марта 2025 года вступят в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ), предусматривающие закрепление в документах о КРТ обязательств по созданию инфраструктурных объектов при комплексном развитии территорий. Однако и девелоперам, и муниципалитетам сегодня не хватает сведений о том, какой объем строительства социальных объектов и инфраструктуры должен возлагаться на застройщика. Об этом и о многом другом говорилось в ходе онлайн-дискуссии «ЕРЗ-тренды: разбираем новеллы законодательства о КРТ».

  

Фото: © Александр Замараев / Фотобанк Лори

 

В ходе дискуссии отмечалось, что, несмотря на внесенные новшества, законодательство о КРТ все еще требует доработки: сейчас муниципалитеты боятся принимать решение о строительстве жилья без создания социальной инфраструктуры, поскольку не имеют четкого понимания того, что считать обеспеченностью такими объектами.

В то же время девелоперы нередко сталкиваются с избыточными требованиями органов местного самоуправления по строительству инфраструктуры, что делает реализацию проектов невозможной. При этом во многих регионах приняты нормативные акты, согласно которым новое строительство можно вести только в рамках КРТ.

  

Фото: пресс-служба ЕРЗ.РФ

 

Кирилл ХОЛОПИК (на фото), руководитель ЕРЗ.РФ:

— Законодательству о КРТ всего несколько лет, и этот институт активно развивается. На днях было опубликовано исследование ИЭГ, согласно которому в России практически завершен очень важный этап внедрения КРТ — разработка регионального законодательства. Почти все регионы в соответствии с федеральным законодательством приняли необходимую нормативную базу. Это огромный шаг вперед.

Мы видим, что объемы стройки по КРТ удваиваются каждый год. Налицо очень большие темпы роста. По КРТ общие объемы стройки превысили суммарные объемы строительства, которые были по комплексному освоению территорий (КОТ) и институту развития застроенных территорий (РЗТ) в лучшие годы.

 

Фото из архива М. Галя

 

Максим ГАЛЬ (на фото), заместитель директора Департамента комплексного развития территорий Минстроя России:

— Идея изменений ГрК РФ в части строительства инфраструктуры в рамках КРТ заключается в том, что теперь в обязательном порядке должны решаться вопросы как обеспеченности и доступности инфраструктуры в проекте КРТ, так и очередности ее создания, а также закрепления непосредственно в договоре о КРТ конкретной стороны (частной либо публичной), которая обязана осуществить финансирование (создание) такой инфраструктуры. Причем последний вопрос должен быть решен до стадии проведения торгов на право заключения договора о КРТ и не может быть отложен на «потом».

Новый Федеральный закон 486-ФЗ от 26.12.2024 не говорит о том, что абсолютно в каждом проекте КРТ теперь должна создаваться социальная инфраструктура, поскольку концепция проектов КРТ различна и зачастую направлена на решение различных задач, не всегда связанных с созданием жилой застройки. Смысл данных изменений заключается в том, что такая инфраструктура подлежит созданию только в том проекте КРТ, где возникает ее дефицит, что определяется в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.

Право публичной стороны оставить за собой обязательства по созданию инфраструктуры в рамках проекта КРТ, ранее предусмотренное ч. 7 ст. 68 ГрК РФ, сохранено и продолжает действовать. Таким образом, новый закон не запрещает публичным органам брать на себя обязательства по созданию инфраструктуры.

 

Фото: nostroy.ru

 

Максим ФЕДОРЧЕНКО (на фото), вице-президент Российского Союза строителей:

— Вопрос, который у всех на устах, — какой объем строительства социальных объектов и инфраструктуры должен возлагаться на застройщика.

Сейчас судебная практика складывается так, что в некоторых регионах застройщиков по уже построенным объектам дополнительно нагружают обязательствами по строительству социальных объектов, предусмотренных проектом планировки или региональными нормативами. При этом зачастую территории уже обеспечены такими объектами, но муниципалитеты боятся принимать решение о строительстве жилья без создания социальной инфраструктуры, поскольку четкого понимания того, что считать обеспеченностью социальными объектами, нет.

Отсутствие таких нормативов негативно влияет и на развитие низкоплотной малоэтажной застройки.

Необходимо провести комплексную оценку обеспеченности социальными объектами, запланировать конкретные цифры и оптимизировать под них региональные нормативы градостроительного проектирования.  

 

Фото из архива П. Ремнева

 

Павел РЕМНЕВ (на фото), директор по взаимодействию с федеральными органами власти ГК Самолет:

— Озвучу ряд вопросов. Первый вопрос касается ч. 10.2 ст. 45 ГрК РФ про исключение возможности при КРТ утверждать документацию по планировке территории (ПТ) до внесения генерального плана (ГП) и правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Речь идет про проекты по инициативе правообладателя (застройщика).

Принятие данной правки, как мы видим, сильно увеличит сроки реализации проектов в КРТ по инициативе застройщиков. Потому что сначала необходимо дождаться утвержденного ГП и ПЗЗ и только потом уже приступить к утверждению документации по ПТ.

Второе. В одном порядке устанавливаются более строгие требования к очередности строительства. В том числе, необходимо указывать максимальный срок осуществления работ по данному проекту. При этом разрешение на строительство (РС) выдается на срок, соответствующий максимальному сроку строительства, а к основаниям для отказа в выдаче РС добавляется несоответствие проектной документации (ПД) срокам очередности проекта. И здесь возникает вопрос: каким образом застройщик может получить или продлить РС при увеличении срока реализации отдельной очереди?

Третье. В новом порядке решения о КРТ должны включать в себя расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня удаленности по отношению к населению, которое там живет.

Данные требования устанавливаются градостроительным регламентом, при этом он устанавливается в ПЗЗ, а, согласно ГрК РФ, решение о КРТ может не соответствовать как раз ПЗЗ. И тут возникает вопрос, на основании чего должны быть указаны расчетные показатели: градостроительного регламента в рамках принятого ПЗЗ либо в рамках нового проекта ПЗЗ?

Озвученные вопросы и ряд предложений в письменном виде будут направлены в Минстрой России.

 

Фото из архива А. Басова

 

Андрей БАСОВ (на фото), вице-президент по развитию и внешним связям ГК Страна Девелопмент:

— Внесенные в законодательство о КРТ изменения облегчают работу застройщиков. Среди наиболее значимых изменений выделю ускоренное получение ГПЗУ для проектирования до освобождения ЗУ государственной или муниципальной собственности от прав третьих лиц; возможность вовлечения в КРТ территорий, занятых домами блокированной застройки, объектами ИЖС; возможность корректировки условий договора о КРТ с учетом изменения перечня объектов, подлежащих сохранению или сносу, а также в связи с экономической ситуацией.

Актуальными вопросами, требующими решения и проработки на законодательном уровне, на наш взгляд, остаются:

 исключение выхода МКД из КРТ на стадии его реализации;

• создание механизма оперативного освобождения территории комплексного развития от самовольных построек, предусматривающего возможность сноса такой постройки лицом, заключившим договор о КРТ, с условием компенсации расходов на такую постройку лицу, которое ее осуществило;

• объективное распределение социальных обязательств среди застройщиков с учетом предполагаемого объема жилищного строительства.

 

Фото из архива В. Егорова

 

Виктор ЕГОРОВ (на фото), руководитель управления градостроительства и разрешительной документации ГК ТОЧНО:

— При реализации договоров о КРТ девелопер нередко сталкивается с избыточными требованиями органов местного самоуправления.

В части социальной обеспеченности у нас каждый год пересматривается норма. И, к сожалению, это приводит к тому, что в уже заключенный договор о КРТ невозможно внести изменения. Потому что при следующем внесении изменений нужно будет уже больше территории закладывать под детские сады и школы, что сделает невозможной реализацию проекта. 

Напомним, что онлайн-дискуссия «ЕРЗ-тренды в девелопменте» проходит еженедельно. Ведущие эксперты рынка недвижимости обсуждают актуальные тенденции и делятся свежими аналитическими данными. 

Выпуск «ЕРЗ-тренды» 30 января будет посвящен обсуждению преимуществ и недостатков собственного генерального подрядчика в девелоперском бизнесе. Регистрация доступна по ссылке.

 

Реклама. ООО "Институт развития строительной отрасли".  ИНН: 7706784790

   

Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-канале ЕРЗ.РФ НОВОСТИ.

Присоединяйтесь к нам! 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

«ЕРЗ-тренды» 23 января в 10.00: разбираем новеллы законодательства о КРТ

ЕРЗ-тренды: в 2025 году системных рисков для застройщиков нет

«ЕРЗ-тренды» 16 января в 10.00: итоги декабря и 2024 года на рынке новостроек от лучших аналитиков России

ЕРЗ-тренды: поправки в 214-ФЗ защитят застройщиков, но могут породить новые судебные споры

ЕРЗ-тренды о новеллах 214-ФЗ: запись онлайн-дискуссии

ЕРЗ-тренды: ипотечный стандарт ЦБ изменит структуру продаж новостроек

«ЕРЗ-тренды» 26 декабря в 10.00: разбираем новеллы 214-ФЗ

ЕРЗ-тренды: рынок новостроек нашел точку равновесия после отмены льготной ипотеки

Продажи новостроек: итоги ноября, прогнозы на декабрь и 2025 год от лучших аналитиков России — онлайн-дискуссия ЕРЗ.РФ 12 декабря в 10.00

Эксперты ДОМ.РФ, ГК Самолет и «Яков и Партнеры» рассказали, что происходит в девелопменте жилья и чего ожидать застройщикам

Девелопмент МКД: что происходит и что делать — тема обсуждения в прямом эфире ЕРЗ.РФ 5 декабря в 10.00

Эксперты Банка России и ДОМ.РФ назвали главные финансовые тренды рынка жилья

Руководители аналитических центров ЦБ и ДОМ.РФ в прямом эфире ЕРЗ.РФ 29 ноября в 10.00 расскажут об основных финансовых трендах рынка жилья

Эксперты: повышение ключевой ставки ЦБ в декабре будет финальным

ЦБ: в сентябре ипотечных кредитов для долевого строительства выдано на 65,6% меньше, чем годом ранее (графики)

ЦБ: объем ипотечного кредитования для долевого строительства в сентябре уменьшился на 61,3% по отношению к прошлому году (графики)

ЦБ: ставка ипотеки для долевого строительства в сентябре составила 6,25% (графики)