Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

Реально ли девелоперу увеличить выручку с помощью динамического ценообразования

Стратегии продаж в условиях неопределенности, способ повышения выручки на кейсе реального ЖК и советы девелоперам, как внедрить в свой проект динамическое ценообразование.

 

 

Как построить стратегию продаж в 2023 году

Условия неопределенности — текущая реальность. Как действовать застройщикам, если себестоимость строительства и спрос по ассортиментным группам меняются из месяца в месяц? Как достичь главной цели — получить максимальную выручку в сжатые сроки?

 

Предугадать, что будет с рынком, невозможно, но можно быстро реагировать на изменения и сохранять разнообразный ассортимент

Для этого девелопер должен определить стратегию продаж собственных продуктов:

1. Сохранить стоимость лота, но потерять темпы продаж.

2. Сохранить темпы продаж, но снизить стоимость лота.

 

Profitbase рассмотрел плюсы и минусы этих стратегий

Сохраняем стоимость лота, теряем темпы продаж:

+ Сохранение плановой выручки проекта.

- Растягивание сроков продаж относительно плановых приведёт к увеличению затратной части. Проекты будут сдаваться городу, на плечи девелопера свалятся дополнительные затраты за содержание жилья и общедомовые КУ.

- Снижение конкурентной привлекательности. Если конкуренты избирают стратегию снижения стоимости лота, появляется риск потерять клиента.

- Недостаток обеспечения проектного финансирования (ПФ) и повышение риска увеличения % за использование ПФ1.

  

Сохраняем темпы продаж, снижаем стоимость лота:

+ Сохранение конкурентной привлекательности.

+ Увеличение количества потенциальных клиентов.

+ Сохранение обеспечения ПФ.

- Бесконтрольная вымываемость. При отсутствии механизмов контроля вымываемости и затоваренности появляется риск продать самые ликвидные ассортиментные группы раньше срока. Это приведет к рискам по покрытию себестоимости строительства, потере конкурентной привлекательности и маржинальности проекта.

- Неоправданное занижение стоимости. Важно понимать, что снижение цены 1 кв. м на 20%—40% не приведет к максимально возможному результату. В этой стратегии ценообразование должно опираться на фактические продажи, брони, интерес к лотам. Только в этом случае можно будет сказать, что получена максимально возможная выручка.

- Снижение плановой выручки проекта.

 

Какая из этих стратегий приведет к максимизации выручки

По данным «ДОМ.РФ», 85%—90% девелоперов используют ПФ и эскроу для обеспечения жилищного строительства.

   

   

Соответственно, стратегия сохранения плановой выручки предусматривает увеличение себестоимости за счет повышения процента по использованию ПФ, коммунальных услуг и прочего.

Profitbase предполагает, что при текущем состоянии эта стратегия неэффективна уже на старте. Ее эффективность может проявиться только в синергии, когда отслеживаются и темпы продаж.

Поэтому компания предлагает разобрать на конкретном примере эффективность другой стратегии: сохранение плановых темпов продаж, но снижение стоимости лота.

 

Разберем на примере

 

Дано:

ЖК Сироп:

 300 лотов жилой недвижимости (квартир);

• Площадь — 14 250 кв. м;

• 2 секции;

• 15 этажей (по 10 квартир на этаже).

Ассортимент (комнатность):

• СТ — 25% (75 шт.)

• 1К — 25% (75 шт.)

• 2К — 25% (75 шт.)

• 3К — 15% (45 шт.)

• 4К — 10% (30 шт.)

Средний метраж по комнатности:

• СТ — 18 кв. м;

• 1К — 38 кв. м;

• 2К — 56 кв. м;

• 3К — 70 кв. м;

• 4К — 90 кв. м.

Продажи ЖК стартуют в январе 2023 года и завершатся в марте 2024 года, покупатель активнее всего покупает в IV и I кварталах.

Цель: продать весь ассортимент за 15 месяцев и заработать 1 482 712 500 руб.

Стандартное решение:

1. Продавать по 20 лотов или 950 кв. м ежемесячно2;

2. Каждые полгода планово повышать стоимость на 5%.

 

 

 

Результат спустя 15 месяцев

 

Теперь перенесемся на 15 месяцев вперед и посмотрим, как прошли продажи. Ниже на рисунках представлена статистика продаж по лотам и квадратным метрам.

 

 

    

Что здесь не так?

На продажу всех лотов ЖК Сироп потребовалось 14 месяцев. Уже с декабря в продаже не было студий. А к марту вымыли весь ассортимент.

Факт — 21 лот или 1018 кв. м в месяц.

Цель — 20 лотов или 950 кв. м в месяц.

Плановые темпы продаж опережены, проект реализован быстрее. Но можно ли сказать, что это хороший результат?

Нет. И вот почему.

Profitbase разобрал, как «перевыполнение» плановых показателей сказалось на валовой выручке.

 

 

Валовая выручка составила 1 475 759 000 руб. План выполнен на 99,5%. Но максимизирована ли выручка на текущем проекте?

Для начала рассмотрим диаграмму вымываемости ассортиментных групп в ЖК «Сироп».

 

 

На диаграмме видно, что начиная с первого месяца продаж ассортиментные группы «СТ» и «1К» вымываются. В меньшей степени, но также с отрицательным трендом, вымывается группа «2К». При этом «3К» и «4К» затовариваются.

Без привязки к темпам продаж это приводит как минимум к потере конкурентной привлекательности на рынке. Ведь за 4 месяца до конца продаж уже не получится предложить «СТ», а за 3 месяца — «1К».

Далее отдельно рассматривались темпы продаж в «1К» и «СТ».

 

 

По графику видно, что в январе и феврале были пиковые темпы. Далее из-за сезонности темпы снизились, но из-за отсутствия реакции в феврале было продано больше лотов, чем нужно.

Поэтому среднемесячные темпы и срок продаж по данным группам следующие:

Факт

«Ст» — 7 лотов в течение 11 месяцев.

«1К» — 6 лотов в течение 12 месяцев.

Цель

«Ст» — 5 лотов в течение 15 месяцев.

«1К» — 5 лотов в течение 15 месяцев.

Выводы:

• удалось опередить плановые темпы на 4 месяца (за 4 месяца до конца лишились «СТ», за 3 месяца — «1К»);

• цены не увеличились на 5% из-за вымывания ассортимента;

• ассортимент начал вымываться уже через 2 месяца после старта продаж.

 

А как можно было сделать?

 

Во второй же месяц для «СТ» и «1К» необходимо было поднять цены на 5% и посмотреть, как изменятся темпы продаж.

Для этого следует обратиться к коэффициенту эластичности темпов продаж. Коэффициент эластичности — это величина уменьшения темпа продаж при подъеме цены на 1%.

Коэффициент эластичности — динамический, он зависит от географии, стадии строительства и рассчитывается по формуле. Но в среднем его значение находится в пределах 5%—7%.

Коэффициент эластичности в ЖК «Сироп» = 6%. Это значит, что при плановом подъеме цены на 1 кв. м в группах «1К» и «СТ» в феврале на 5%, темпы продаж по этим же группам сократятся на 30%.

Рассмотрим картину продаж с учетом новых вводных.

 

 

Что это дает

Из сравнения становится понятно, что благодаря изменению цены срок продаж в группах увеличивается на 3 и 2 месяца соответственно и выравнивается вымываемость этих групп.

Сейчас видно, что:

1. «Ст» продаются в среднем по 5,3 лота в течение 14 месяцев.

2. «1К» продаются в среднем по 5,3 лота в течение 14 месяцев.

Напомним цель и фактический итог:

Цель

«СТ» — 5 лотов в течение 15 мес.

«1К» — 5 лотов в течение 15 мес.

Факт

«СТ» — 7 лотов в течение 11 мес.

«1К» — 6 лотов в течение 12 мес.

Повышение цены

«СТ» — 5,3 лотов в течение 14 мес.

«1К» — 5,3 лотов в течение 14 мес.

Теперь рассмотрим, как изменилась выручка:

 

 

После проработки цены на кв. м в группах «1К» и «СТ» валовая выручка увеличилась на 26 942 430 руб.

План выполнен на 101,3% и повысилась маржинальность проекта ЖК Сироп.

Вывод: перевыполнение плановых показателей не означает, что нет упущенной выручки.

Profitbase рассмотрел только две группы лотов. Но такой анализпоказывает, что работать только по плану продаж неэффективно.

При продаже лотов нужно отслеживать вымываемость и темпы продаж. А вымываемость — это не только представленные в этой статье методы, но и более сложные структуры, которые отслеживают динамику в краткосрочном периоде и сравнивают тренд с долгосрочным.

Для более четкого понимания картины необходимо учитывать выбытие по ассортиментным группам, которые уникальны для каждого проекта, закладывать как плановые повышения, так и изменения стоимости на основе покупательского спроса. Такая система работы занимает длительное время.

Нынешняя ситуация в стране не позволяет реагировать на изменения спроса медленно. Картина продаж меняется мгновенно, происходят затишья и всплески. И с данной точки зрения необходимость быстрого построения системы с возможностью ее корректировки и автоматизации процессов работы — очень важная часть в максимизации выручки.

Максимизация выручки = глубокий анализ текущего состояния рынка + быстрая реакция на изменения.

 

Как начать использовать динамическое ценообразование в своих проектах:

1. Можно использовать ручное управление, нанять штат аналитиков, они будут сопоставлять данные инструментами CRM и/или в Excel. Важно не упускать момент и вовремя замечать минимальные колебания спроса, чтобы успеть поднять цены на категорию квартир и заработать больше.

2. Использовать сервисы динамического ценообразования. Один из таких сервисов — Profitbase.Ai. Система позволяет вести более сложные расчёты, а также она чувствительна к минимальным колебаниям спроса. После запуска Profitbase.Ai команда Profitbase поняла, что для многих девелоперов динамическое ценообразование ассоциируется с долгим внедрением и отложенным эффектом, т. к. деньги вендору нужно заплатить сразу, а эффект виден только через несколько месяцев. А большей части рынка вообще нужен инструмент с простыми функциями.

  

Profitbase запустил новый формат Profitbase.Ai, который можно внедрить за 15 дней, он дешевле и подойдет небольшим девелоперам.

Цель сервиса — максимизация выручки за счет равномерного выбытия, ускорения процесса принятия решения по изменению цены и сохранения плановых темпов продаж.

 

Возможности и преимущества:

1. Система настроена таким образом, чтобы каждый девелопер выводил на экран актуальные для него показатели и получал оперативную отчётность по продукту.

2. По данным клиентов Profitbase, прогнозная выручка после 6 месяцев использования вырастает в среднем на 3%—6%.

3. Для того чтобы рекомендации к изменению стоимости лота были наиболее релевантными, важно классифицировать ассортиментную группу как можно подробнее.

Например: у ЖК Сироп есть лоты одной комнатности, но разной планировки. В рамках группы вымываемость можно контролировать по комнатности. Но эффективнее будет рассматривать продажи в разрезе каждой планировки, учитывая их особенности (этаж квартиры, имеется ли терраса и т. п.).

Если бы ЖК Сироп использовал систему, подобную Profitbase Ai, то тренд выбытия по лотам стал бы очевиден уже на второй месяц. А за счет оперативного управления стоимостью лотов ЖК показал бы наибольшую маржинальность.

 

СПРАВКА

Profitbase — цифровая экосистема для девелоперов, которая включает решения для управления продажами, проведением сделки, маркетингом и клиентским сервисом застройщика. Платформа запущена в 2016 году, сегодня решения Profitbase используют более 500 застройщиков в России и СНГ.

 

 

 

1При оформлении проектного финансирования (ПФ) формируется график, по которому при пополнении эскроу до определенных границ уменьшается процент по ПФ. Этот график нужно учитывать в продажах. Иногда наполнение эскроу ускоряют, но бывают и ситуации, когда темпы наполнения замедляют (например, если план уже выполнен). Если не пополнять эскроу до нужных объемов, то увеличиваются как процент по ПФ, так и затраты на него. Эти затраты — отложенные, они будут известны после раскрытия эскроу.

2В примере используется линейный план продаж, не учитывается сезонность, темпы продаж в первые месяцы. Считается, что каждый месяц будет продано 20 лотов / 950 кв. м.

  

      

    

     

     

    

    

Другие публикации по теме:

Исследование сайтов застройщиков Казахстана: грубые ошибки против современных решений

Как технологии помогают застройщикам сократить расходы в кризис

Profitbase проведет на форуме недвижимости «Движение» конференцию по цифровизации девелопмента

Российские IT-компании готовят специальные предложения для поддержки рынка недвижимости

Бизнес в России точно не умрет: MR Group, ГК Самолет, ГК Пионер обсудили будущее рынка на большой конференции по цифровизации девелопмента на RosBuild

Онлайн-продажи квартир 2022. Учимся на чужих ошибках и запускаемся на счет «Три!..»

Группа Эталон выстроила бесшовный процесс дистанционной продажи квартир с сервисами Profitbas

Геном инноваций: Profitbase стал резидентом Сколково

ФСК выстроила в Санкт-Петербурге работу с ценами на базе автоматизированных алгоритмов и искусственного интеллекта Profitbase.ai 

Вся правда об онлайн-продажах: исследование ТОП-100 застройщиков от Profitbase

Profitbase — в едином реестре российского ПО 

Стартап-шоу для застройщиков: новый проект с онлайн-оценкой инноваций в недвижимости

Новые возможности для застройщиков: как изменился Profitbase за 2020 год

Личный кабинет покупателя: онлайн-продажи квартир с Profitbase

Profitbase — IT-платформа для управления маркетингом и продажами в недвижимости

70 сервисов для цифровизации девелопмента

Масштабируйте продажи, а не хаос: Profitbase выпустил новое решение для работы с агентами

Сбербанк и Profitbase переводят продажи квартир в онлайн

Новый взгляд на ценообразование в девелопменте: аналитик начал высыпаться, а цены на квартиры — расти. Кейс Сибинтел

+

Комплексное развитие территории жилой застройки в регионах: проблемы регулирования

Эксперты юридического агентства «Кучембаев и партнеры» подготовили обзор критериев отнесения жилых домов к проектам КРТ жилой застройки, которые утвердили у себя 77 исследуемых регионов.

 

Фото: © Александр Замараев / Фотобанк Лори

  

Комплексное развитие территории (КРТ) представляет собой относительно новый подход к преобразованию застроенных пространств, отмечают специалисты бюро. Ранее уже использовались такие методы, как расселение аварийного жилья, капитальный ремонт многоквартирных домов (МКД) и московская реновация.

Однако в сравнении с КРТ у каждого вида редевелопмента были свои недостатки. Главный из них — отсутствие внебюджетного финансирования. Из-за этого уровень успешности редевелопмента городов у региональных властей разный.

В 2019 году Генпрокуратурой России в Методических рекомендациях №71-16-2019 отмечалось, что региональные прокуратуры постоянно фиксируют бездействие и нарушения местных властей по вопросу расселения ветхого и аварийного жилья.

Очевидно, что у регионов изначально не было стремления реализовать программу капитального ремонта. В большинстве случаев МКД всех годов постройки были поставлены в очередь на капитальный ремонт на 40-е годы 21 века — то есть через 40 лет с момента начала данной реформы.

При этом в судах было вынесено множество решений о проведении капитального ремонта за счет бюджета в домах, построенных до 1970-х годов. Причины исков — отсутствие капитального ремонта в советские годы (до приватизации первой квартиры в таком доме) в нарушение нормативов. Однако даже такие судебные решения, как правило, не исполняются.

Наиболее успешной юристы агентства «Кучембаев и партнеры» считают программу реновации, которая была запущена в Москве в 2017 году. Особенность этой программы заключается в том, что в соответствии с Законом РФ от 15.04.1993 №4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» и соответствующими постановлениями город взял на себя обязательства по обеспечению расселяемых жителей новым жильем.

 

Фото: Александр Тарасенков / Фотобанк Лори   

 

Следует отметить, что, согласно общему правилу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) и сложившейся судебной практики, при расселении МКД жильцам гарантируется только денежное возмещение. И лишь ограниченный круг лиц имеет право требовать предоставления другого жилья на основании Определения Верховного Суда РФ №70-КГ24-3-К7 от 13.08.2024 и Постановления Конституционного Суда РФ №20-П от 25.04.2023.

Важно подчеркнуть, что в рамках программы реновации в Москве жители МКД могут отказаться от сноса и переселения, проведя соответствующее собрание. В то же время те, кто хочет участвовать в программе, могут также провести собрание и подать заявление в городские органы власти. Это предусмотрено постановлением правительства Москвы №245-ПП от 02.05.2017 «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве».

Успех программы реновации в Москве, безусловно, способствовал реформе КРТ, которая была проведена в соответствии с Федеральным законом 494-ФЗ от 30.12.2020. Этот закон расширил применение механизма реновации на всю территорию России. Теперь регионы могут самостоятельно определять, какие именно дома войдут в программу КРТ. Кроме того, появилась возможность привлекать частный капитал для реализации проектов КРТ через заключение договоров.

В программу КРТ начали включать и аварийные МКД. При этом аварийные дома, согласно ЖК РФ, не могут быть исключены из программы КРТ, а вот «устаревшие» дома можно исключить из проекта КРТ, если соответствующее решение примет общее собрание (ч. 6 ст. 67 ГрК РФ).

   

Фото: © Александр Замараев / Фотобанк Лори

 

Теперь, согласно ч. 2 ст. 65 ГрК РФ, в границы территории КРТ могут быть включены:

 аварийные МКД;

• МКД, не признанные аварийными, но отвечающие критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ, исходя из следующих требований:

- физический износ основных конструктивных элементов МКД превышает определенное субъектом РФ значение;

- совокупная стоимость капитального ремонта МКД превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта РФ;

- МКД построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом РФ, по типовым проектам, разработанным с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий;

- МКД находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии;

- в МКД отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом РФ.

При этом, согласно ч. 3 ст. 65 ГрК РФ, именно МКД служат основанием для определения границ КРТ. Другие объекты могут быть включены в границы КРТ только при наличии соответствующих МКД.

Кроме того, ч. 8 ст. 65 ГрК РФ допускает возможность включения в проекты КРТ домов блокированной застройки, индивидуальных жилых домов (ИЖС) и садовых домов, если они соответствуют критериям, установленным нормативными правовыми актами субъектов РФ. Эти критерии могут касаться высокого уровня износа, ненадлежащего технического состояния или отсутствия систем инженерно-технического обеспечения.

  

Фото: © David Castillo Dominici / Фотобанк Лори

 

Обзор региональных критериев включения жилых домов в проекты КРТ

В 2020 году Градостроительный кодекс РФ наделил субъекты РФ полномочиями устанавливать в своих нормативных правовых актах критерии включения МКД в территории КРТ. Однако не все жители поддерживали такие изменения, поскольку механизм выселения и сноса радикально ограничивает право частной собственности.

Например, в Санкт-Петербурге установленные законом критерии МКД вызвали судебный спор, в котором обращалось внимание на несоответствующие ГрК РФ критерии для включения МКД в границы КРТ — дома были указаны как «хрущевки». В Красноярске жители оспаривают снос их домов по программе КРТ, в том числе возражая против критериев включения данных МКД в программу.

Минстрой России неоднократно высказывался по поводу пределов полномочий регионов РФ по определению критериев отнесения МКД к проектам КРТ:

- в п. 59 ответов на вопросы от 16.07.2021 указывалось, что перечень критериев, позволяющих относить здания к проектам КРТ, ограничен ГрК РФ и регионы не вправе устанавливать дополнительные критерии;

- письмом №10392-ОГ/12 от 12.04.2023 в свете оценки критерия «хрущевки» в Санкт-Петербурге указывалось, что критерии включения неаварийных МКД в программы КРТ должны определяться субъектами РФ исходя из принципа правовой определенности (они должны быть однозначными и использовать установленную терминологию) и ограничений ГрК РФ;

- письмом №67094-МС/12 от 12.11.2024 в свете рассмотрения критериев в Ульяновской области указывалось, что критерии не могут выходить за пределы, установленные ГрК РФ.

Юридическим агентством «Кучембаев и партнеры» было проведено исследование региональных критериев на базе позиции Минстроя России в отношении как МКД, так и ИЖС.

Как сообщал в июле 2024 года заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, география реализации проектов КРТ затрагивает 77 субъектов РФ. И в данную подборку вошли 77 субъектов РФ всех федеральных округов, большая часть которых указана на сайте Минстроя России.

 

Фото:  © Алексей Смышляев / Фотобанк Лори

 

Критерий описания типовой застройки МКД для включения в территорию КРТ

Юридическая техника требует некоей обобщенной характеристики домов. В том числе поэтому законом дана возможность описать дома, подлежащие включению в территорию КРТ, через описание типовых проектов и использование типовых материалов.

Однако 7 из исследуемых 77 субъектов РФ вообще не предусмотрели возможность включения в КРТ типовых МКД. Среди них, например, Республика Татарстан.

24 из 77 субъектов РФ предусмотрели возможность включения в КРТ не только типовых МКД, но и бараков, а также зданий с определенными типами перекрытий, то есть вышли за пределы критерия, установленного пп. в) п. 2 ч. 2 ст. 65 ГрК РФ.

По мнению юристов агентства «Кучембаев и партнеры», описание типовых МКД как «бараки», «хрущевки», «сталинки» и т. д. представляется нарушением юридической техники. При этом «бараки» на практике часто имеют достаточно высокую степень износа, что позволяет их легко ввести в проекты КРТ через другой критерий — степень износа.

   

Источник: бюро «Кучембаев и партнеры»

 

Основная масса регионов воспользовалась прямой цитатой из ГрК РФ и дополнила ее годом постройки. Формального нарушения тут, на первый взгляд, нет, но нет и определенности для жителей домов, позволяющей прогнозировать, включат их дом в территорию КРТ или нет.

В отдельных регионах допущены грубые ошибки. Так, в Ульяновской области в результате опечатки позволено включать в КРТ любые МКД, построенные до 1990 года. В Удмуртской Республике допустимо включать в КРТ любые МКД, построенные до 1975 года, высотой не более трех этажей. В Кировской области законодательно разрешено включать в КРТ любые МКД со сроком эксплуатации более 50 лет.

 

Показатель предельного года типовой застройки, позволяющего включать МКД в КРТ

В исследованных регионах средний предельный год постройки МКД, при котором его можно включить в программу КРТ, — 1976-й. Однако есть примеры, когда в КРТ можно включить МКД, построенные как в 1994 году (Республика Северная Осетия — Алания), так и в 1960 году (Хабаровский край). А Кировской области вместо года постройки указан общий срок службы здания.

В регионах редко устанавливают возможность включения многоквартирных домов в программу комплексного развития территорий, если они были построены после 1975 года. Видимо, эта дата была выбрана потому, что в середине 1970-х годов прекратилось строительство домов первых типовых серий индустриального домостроения, так называемых «хрущевок». После этого началась активная застройка «брежневками», строительство которых велось с середины 60-х годов XX века.

 

Фото: © Игорь Долгов / Фотобанк Лори

 

Явно из общего тренда выбиваются Республика Северная Осетия — Алания, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ульяновская область с постройками 1990-х годов. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности применения критерия по году постройки. По мнению юристов агентства «Кучембаев и партнеры»называть «морально устаревшими» панельные дома, построенные в 1980-х и 1990-х годах, которые не соответствуют современным стандартам жилья, было бы преждевременно.

 

Критерий минимального процента износа МКД для включения в территорию КРТ

В 3 из 77 субъектов РФ не предусмотрена возможность включения в КРТ МКД с определенным уровнем износа.

Средний показатель износа МКД, позволяющего включать его в проект КРТ — 61%, но есть примеры и с 40% (Оренбургская область, Республика Северная Осетия — Алания), и с 80% (Сахалинская область).

 

Источник: бюро «Кучембаев и партнеры»

 

Поскольку механизм КРТ четко разделяет аварийные и неаварийные многоквартирные дома, подлежащие включению в проекты редевелопмента, уровень износа в 60% — 65%, которого в среднем придерживаются регионы, представляется обоснованным.

В некоторых регионах, например в Сахалинской области, уровень износа зданий достигает более 65%. Это вызывает сомнения в правомерности столь высокого показателя. По всем признакам такие дома уже можно считать аварийными. Существует риск того, что за расселение домов с высокой степенью износа, включенных в территории КРТ, застройщики не будут получать субсидии из бюджета.

Вызывает вопросы и другой подход, когда регионы устанавливают низкий процент износа зданий (например, 40%, как в Оренбургской области). Ведь при таком уровне износа здание не представляет угрозы ни для его жильцов, ни для окружающих.

 

Фото: © WalDeMarus / Фотобанк Лори

 

Как уже отмечалось, согласно ч. 6 ст. 67 ГрК РФ, жители домов могут защитить себя от включения их домов в проект КРТ путем проведения общего собрания. Однако сложность процедуры, требующей получения 2/3 голосов собственников, делает этот способ защиты труднодоступным.

 

Критерий подключения МКД к сетям для включения в территорию КРТ

В четырех из 77 субъектов РФ не допускается включение МКД, не подключенных к централизованным инженерным системам, в территории КРТ.

В то же время в 62 из 77 регионов такая возможность есть: в КРТ могут быть включены МКД, где отсутствует хотя бы одна централизованная инженерная система.

  

Источник: бюро «Кучембаев и партнеры»

 

В пп. «д» п. 2 части 2 ст. 65 ГрК РФ говорится, что одним из критериев включения неаварийного многоквартирного дома в категорию КРТ может быть отсутствие нескольких централизованных систем инженерно-технического обеспечения. Это означает, что каждый регион должен сам устанавливать, какие именно системы должны отсутствовать в МКД.

Такое решение можно объяснить тем, что отсутствие центрального теплоснабжения при наличии газа не является критически важным для функционирования здания.

Однако есть и такие системы, которые могут оказаться критически важными. Например, если во всем многоквартирном доме отсутствует центральное водоснабжение или канализация, то при определенных условиях он может стать практически непригодным для проживания.

 

Фото: © FotograFF / Фотобанк Лори

 

Критерии включения в границы КРТ индивидуальных жилых домов

В 42 из 77 субъектов Российской Федерации есть возможность включать индивидуальные жилые дома со средним износом 57% в программы КРТ. Однако есть пример Сахалинской области, где эта цифра достигает 80%.

В 38 из 77 субъектов РФ предусмотрена возможность включения в территории КРТ индивидуальных жилых домов, в которых отсутствует хотя бы одна централизованная инженерная система.

Стоит отметить, что в большинстве индивидуальных жилых домов отсутствует как минимум одна централизованная система. В пригороде, например, нечасто можно встретить центральное отопление и канализацию. Однако у таких домов нет возможности исключить себя из КРТ, как это могут сделать неаварийные МКД.

    

Сравнительная таблица критериев 77 регионов включения в границы КРТ жилых домов

Регион

Критерии типовой застройки (без учета года постройки)

Предель-ный год типовой застройки

Критерий минималь-ного процента износа

Критерий подключения МКД к сетям

Критерии минималь-ного износа в ИЖС

Критерий подключе-ния к сетям (ИЖС)

Алтайский край

Процитирован  ГрК РФ

1980

70

Более одной сети

 

 

Амурская область

Нет критерия

Нет критерия

70

Отсутствие одной сети

70

Отсутствие одной сети

Архангельская область

Бараки, кирпич

1975

70

Отсутствие одной сети

 

 

Астраханская область

Процитирован  ГрК РФ

1969

60

Отсутствие одной сети

60

Отсутствие одной сети

Белгородская область

Процитирован  ГрК РФ

1980

50

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Брянская область

Процитирован  ГрК РФ

1970

70

Более одной сети

70

Отсутствие одной сети

Волгоградская область

Нет критерия

Нет критерия

50

Отсутствие одной сети

 

 

Вологодская область

Процитирован  ГрК РФ

1970

50

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Воронежская область

Процитирован  ГрК РФ

1970

65

Отсутствие одной сети

65

Нет критерия

Еврейская АО

Процитирован  ГрК РФ

1975

61

Отсутствие одной сети

 

 

Забайкальский край

Процитирован  ГрК РФ

1975

70

Отсутствие одной сети

50

Более одной сети

Ивановская область

Процитирован  ГрК РФ

1975

70

Отсутствие одной сети

 

 

Кабардино-Балкарская Республика

Бараки, деревянные перекрытия, кирпич

1975

70

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Калининградская область

Процитирован  ГрК РФ

1980

65

Отсутствие одной сети

 

 

Камчатский край

Процитирован  ГрК РФ

1970

70

Более одной сети

 

 

Карачаево-Черкесская Республика

Процитирован  ГрК РФ

1970

70

Более одной сети

 

 

Кемеровская область

Деревянные перекрытия, кирпич

Нет критерия

50

Нет критерия

50

Отсутствие одной сети

Кировская область

Срок эксплуатации МКД  превышает 50 лет

Нет критерия

70

Более одной сети

 

 

Костромская область

Процитирован  ГрК РФ

1975

50

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Краснодарский край

Процитирован  ГрК РФ

1980

60

Более одной сети

 

 

Красноярский край

Процитирован  ГрК РФ

1975

60

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Курская область

Процитирован  ГрК РФ

1965

70

Отсутствие одной сети

 

 

Ленинградская область

Деревянные бараки, дома блокированной застройки вне зависимости от этажности (в том числе имеющие утепленные фасады)

1975

70

Отсутствие одной сети

 

 

Липецкая область

Нет критерия

Нет критерия

60

Более одной сети

60

Отсутствие одной сети

Магаданская область

Каркасно-засыпные, рубленые из бревен, блочные, деревянные и шлакоблочные дома с деревянными перекрытиями

1975

70

Отсутствие одной сети

70

Отсутствие одной сети

Московская область

Бараки, деревянные перекрытия, кирпич

1975

70

Отсутствие одной сети

 

 

Мурманская область

Процитирован  ГрК РФ

1970

70

Отсутствие одной сети

 

 

Ненецкий АО

Процитирован  ГрК РФ

1980

50

Отсутствие одной сети

50

Нет критерия

Нижегородская область

Бараки, кирпич

1977

Нет критерия

Отсутствие одной сети

60

Отсутствие одной сети

Новгородская область

Процитирован  ГрК РФ

1975

70

Отсутствие одной сети

65

Отсутствие одной сети

Новосибирская область

Каркасно-засыпные и шлакоблочные дома с деревянными перекрытиями

1975

70

Отсутствие одной сети

 

 

Омская область

Процитирован  ГрК РФ

1980

50

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Оренбургская область

Бараки, деревянные перекрытия

1980

40

Более одной сети

50

Отсутствие одной сети

Орловская область

Процитирован  ГрК РФ

1970

47

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Пензенская область

Процитирован  ГрК РФ

1980

50

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Пермский край

Бараки, деревянные перекрытия, кирпич

1975

70

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Приморский край

ПП ПК от 12.10.2021 № 666-ПП фактически предоставляет возможность устанавливать границы как для ИЖС, так и для МКД

1980

60

Отсутствие одной сети

60

Отсутствие одной сети

Псковская область

Нет критерия

Нет критерия

70

Отсутствие одной сети

 

 

Республика Адыгея

Нет критерия

Нет критерия

70

Нет критерия

 

 

Республика Алтай

Процитирован  ГрК РФ

1980

55

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Республика Башкортостан

Блокированные дома, ИЖС, деревянные перекрытия, кирпич

1991

50

Отсутствие одной сети

 

 

Республика Бурятия

Деревянные перекрытия, дефицит сейсмостойкости

1980

50

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Республика Дагестан

Бараки, деревянные перекрытия, дефицит сейсмостойкости

1975

61

Более одной сети

61

Отсутствие одной сети

Республика Ингушетия

Бараки, блокированные дома

1975

70

Отсутствие одной сети

 

 

Республика Калмыкия

Процитирован  ГрК РФ

1975

61

Отсутствие одной сети

 

 

Республика Карелия

Нет критерия

Нет критерия

60

Отсутствие одной сети

60

Отсутствие одной сети

Республика Коми

Процитирован  ГрК РФ

1980

50

Отсутствие одной сети

 

 

Республика Крым

Процитирован  ГрК РФ

1980

55

Отсутствие одной сети

60

Отсутствие одной сети

Республика Марий Эл

Бараки, деревянные перекрытия, кирпич

1970

61

Отсутствие одной сети

 

 

Республика Мордовия

Процитирован  ГрК РФ

1970

60

Отсутствие одной сети

60

Отсутствие одной сети

Республика Саха (Якутия)

Процитирован  ГрК РФ

1985

70

Отсутствие одной сети

70

Отсутствие одной сети

Республика Северная Осетия — Алания

Процитирован  ГрК РФ

1994

40

Отсутствие одной сети

 

 

Республика Татарстан

Нет критерия

Нет критерия

Нет критерия

Нет критерия

 

 

Республика Тыва

Процитирован  ГрК РФ

1980

55

Отсутствие одной сети

60

Отсутствие одной сети

Республика Хакасия

Процитирован  ГрК РФ

1970

70

Отсутствие одной сети

 

 

Рязанская область

Процитирован  ГрК РФ

1970

60

Отсутствие одной сети

 

 

Самарская область

Бараки, деревянные перекрытия

1975

70

Отсутствие одной сети

 

 

Санкт-Петербург

«Хрущевки»

1970

Нет критерия

Нет критерия

 

 

Сахалинская область

Бараки, деревянные перекрытия

1975

80

Более одной сети

80

Более одной сети

Свердловская область

Процитирован  ГрК РФ

1970

50

Отсутствие одной сети

 

 

Севастополь

Бараки, кирпич

1980

60

Отсутствие одной сети

60

Отсутствие одной сети

Смоленская область

Процитирован  ГрК РФ

1980

50

Отсутствие одной сети

 

 

Ставропольский край

Кирпичные дома с деревянными перекрытиями, панельные дома

1980

70

Отсутствие одной сети

 

 

Тамбовская область

Процитирован  ГрК РФ

1960

50

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Тверская область

Процитирован  ГрК РФ

1980

50

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Томская область

Процитирован  ГрК РФ

1975

70

Отсутствие одной сети

 

 

Тульская область

Процитирован  ГрК РФ

1970

70

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Тюменская область

Процитирован  ГрК РФ

1980

50

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Удмуртская Республика

Любые МКД до 3 этажей

1975

41

Отсутствие одной сети

 

 

Ульяновская область

Любые типы МКД

1990

70

Отсутствие одной сети

60

Отсутствие одной сети

Хабаровский край

Процитирован  ГрК РФ

1960

50

Отсутствие одной сети

50

Отсутствие одной сети

Челябинская область

Процитирован  ГрК РФ

1980

55

Отсутствие одной сети

60

Отсутствие одной сети

Чеченская Республика

Процитирован  ГрК РФ

1975

70

Отсутствие одной сети

70

Нет критерия

Чувашская Республика

Процитирован  ГрК РФ

1980

70

Отсутствие одной сети

65

Отсутствие одной сети

Чукотский АО

Процитирован  ГрК РФ

1975

60

Отсутствие одной сети

 

 

Ямало-Ненецкий АО

Процитирован  ГрК РФ

1990

70

Более одной сети

50

Отсутствие одной сети

Ярославская область

Процитирован  ГрК РФ

1971

60

Отсутствие одной сети

 

Отсутствие одной сети

Источник: бюро «Кучембаев и партнеры»

 

 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

В Москве утверждены новые особенности при реализации решений о КРТ нежилой застройки

Портфель сделок по финансированию проектов КРТ в Банке ДОМ.РФ с начала года вырос на 44%

Эксперт Алмаз Кучембаев: Все риски в проектах КРТ — это риски застройщика 

Особенности создания объектов социальной инфраструктуры в проектах комплексного развития территорий

Комплексное развитие территорий: итоги, проблемы, перспективы

Эксперты: как сделать проекты КРТ более эффективными

Ирек Файзуллин: механизм КРТ и инфраструктурные кредиты помогают регионам увеличивать объемы жилищного строительства

Изменения в столичном законодательстве о КРТ

Лиц, осуществляющих КРТ, обяжут строить социальную инфраструктуру

Участие в торгах на КРТ девелоперов, не способных реализовать права жильцов при расселении из аварийных домов, предлагают ограничить 

Утверждены правила заключения соглашения о КРТ

Как и когда могут проводиться торги на право заключения двух и более договоров о КРТ

Выписку ЕГРН предлагают дополнить сведениями о границах КРТ

Малогабаритное жилье планируют исключить из договоров о КРТ

Эксперты: проекты КРТ способствуют расширению географии девелоперов

Минстрой назвал регионы, лидирующие по КРТ

Марат Хуснуллин: в России началась реализация комплексного развития порядка 1,2 тыс. территорий

Марат Хуснуллин: Реализация нацпроекта «Инфраструктура для жизни» направлена на комплексное развитие не менее 2 тыс. населенных пунктовОбъявлены первые торги на право реализации проектов КРТ по новой схеме

Разработаны правила заключения соглашения о КРТ 

ДОМ.РФ: по проектам КРТ построят более 5,5 млн кв. м жилья

В ГПЗУ будут указывать реквизиты решения или договора о КРТ

Эксперт: КРТ обеспечивает прозрачное и понятное взаимодействие застройщиков с органами власти

Новые изменения в законодательстве, регулирующем отношения при подготовке и реализации проектов КРТ

Минстрой: в России заключено 197 договоров КРТ по инициативе правообладателя

Сергей Пахомов (Госдума): Простого изъятия участков и объектов ИЖС в целях КРТ точно не будет

Договор о комплексном развитии территории: правовая природа и существенные условия

КРТ — ключевая тема Российской строительной недели–2024

Принят законопроект, устанавливающий новые механизмы КРТ

Чего не хватает бизнесу в законе о КРТ

Виды комплексного развития территорий

Избыточные требования при подготовке документации по планировке территории исключат

Порядок проведения торгов на право заключения договора о КРТ

Закон о комплексном развитии территорий принят