Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Что помогло девелоперам выжить

В 2022 году отрасль серьезно потрясло, однако застройщики не сдались и не собираются. Что они делали, чтобы не просто выжить, но и продолжать расти в перспективе следующего года? Об этом рассказывает директор консалтингового агентства GMK Сергей Разуваев (на фото).

 

 

Консолидировались

В ситуации турбулентности, которая с нами надолго, выросла роль профессионального сообщества. В 2022-м девелоперы стали более открытыми к диалогу: мы почувствовали это по нашим прямым эфирам, блогу, соцсетям, где коллеги из разных городов честно рассказывали о том, что происходит у них в регионах. Буквально за несколько дней нам удалось собрать для Минстроя предложения по поддержке отрасли. И практически все они были реализованы.

Мы беспокоились за судьбу наших отраслевых конференций GMKTalks (вдруг топ-менеджменту компаний будет не до офлайн-встреч?), но они оказались как никогда востребованы, а их трансляции собрали более 28 тыс. просмотров. Уверен, что роль комьюнити и диалога будет только расти.

 

  

Рассчитывали на поддержку правительства

У застройщиков уже сформировалось понимание: государство нам поможет, оно нас спасет. Весь год мы наблюдали, как реализуются различные меры поддержки отрасли. Льготная ипотека, безусловно, стала одним из драйверов спроса, и понятно, что ее продление было предопределено.

Однако кроме позитивной есть и другая сторона: это критически ослабило навыки девелоперов вести бизнес в рыночных условиях, они разучились пользоваться другими инструментами маркетинга и продаж.

 

Вспоминали инструментарий продаж

Из-за высокого спроса предыдущих лет «мышцы» отделов продаж ослабли. Девелоперы как бы находились под постоянным «допингом» и фактически разучились продавать, многие отказались от показов, не говоря уже о таком непростом инструментарии, как рассрочка, трейд-ин, корпоративные продажи.

В этом году пришлось о них вспомнить, и они буквально переживают второе рождение. Этот тренд продолжится в 2023 году. Сейчас мы видим устойчивый спрос на аудиты маркетинга и продаж, девелоперы понимают, что пришло время работать над компетенциями и сервисом.

 

Фото: www.feednews.com

 

Пересобирали маркетинг

Лишившись многих традиционных инструментов и каналов продвижения, застройщики начали корректировать маркетинг, пробовали новые каналы коммуникации. В Telegram не пришел только ленивый. В нашем канале для девелоперов аудитория стремительно росла, перевалив за 10 тыс. подписчиков.

Второе рождение переживает наружная реклама. Что касается, маркетинговых ходов, то здесь главным стала ипотека под нулевой процент, стали популярны скидки. Внезапно популярной стала тема сказки и обращение к фольклору.

Бюджеты на рекламу выросли в несколько раз, их будет, судя по всему, лихорадить и в 2023 году. Все большее значение приобретает SEO, работа с лояльностью аудитории, контент, комьюнити-менеджмент.

 

Строили планы на регионы

Несмотря на сложный рынок, девелоперы не оставляют планов по экспансии: А101 запускает проекты в Ленинградской области, Группа Эталон выходит на рынок Екатеринбурга, а к 2024 обещает не менее 5 регионов, ГК Самолет будет строить в Тюмени.

Наверняка в 2023 году мы увидим анонсы и других крупных проектов в разных регионах страны. Сработал здесь и ухо с рынка зарубежных компаний, чье «наследство» в регионах также поможет девелоперам нарастить объемы присутствия за МКАДом.

  

  

Готовили проекты ИЖС

Девелоперов определенно привлекает рынок загородной недвижимости. Компании из топ-20 активно приобретают участки. Самолет заявил ИЖС как одно из приоритетных направлений в 2023-м. Есть интерес к разным форматам.

Пока спрос на таунхаусы и коттеджи упирается в ипотеку: несмотря на то, что банки постепенно увеличивают объемы выдачи на загородку, комфортных условий, которые могут конкурировать с ипотекой на новостройки, еще нет. Банки постепенно наращивают портфели ипотечных кредитов на загородную недвижимость, но условия по-прежнему недостаточно комфортные.

  

Расширили границы

Интерес к покупке недвижимости за рубежом вырос значительно. Сочинские девелоперы даже говорят о том, что им приходится конкурировать с Дубаем. Застройщики тренд поняли. О проектах в Дубае рассказала Группа Пионер, а ГК Самолет, хотя и говорит, что пока выход на международные рынки не в приоритете, по некоторым данным, все же присматривает участки в ОАЭ.

Отрицательно повлиять на внимание россиян к заграничным «квадратам» может, пожалуй, ослабление курса рубля и рост стоимости и доступности автомобилей.

О 5 трендах этого года, которые продолжат влиять на отрасль в 2023 году, читайте в блоге GMK

 

 

  

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Как перестать говорить о КОТах и начать их реализовывать

Девелоперы обсудят актуальные проблемы на международной конференции в Нур-Султане

Девелоперы обсудят итоги самого странного года на рынке недвижимости

Застройщики обсудят, что еще можно предложить искушенному покупателю недвижимости

Цифровизация девелопмента глазами IT-компаний и застройщиков

+

Эксперты: ипотечные кредиты, которые берут граждане, становятся меньше и по сумме, и по срокам

В октябре 2024 года на фоне роста ставок по рыночной ипотеке и ужесточения условий по льготной ипотеке россияне стали брать ипотечные кредиты на меньшие суммы и более короткие сроки. К такому выводу пришли аналитики Объединенного кредитного бюро (ОКБ), с отчетом которого ознакомился РБК. 

  

Фото: © Валерий Елистратов / Фотобанк Лори

 

По подсчетам экспертов, средний размер ипотечного кредита в России в октябре 2024 года уменьшился на 7% год к году и на 10% за месяц, до 3,93 млн руб. Суммы ипотечных кредитов снизились почти во всех регионах страны.

Наибольшее снижение по сравнению с показателями сентября 2024 года зафиксировано в Красноярском крае (-20%, до 3,32 млн руб.), Мурманской (-19%, до 3,31 млн руб.) и Новосибирской (-16%, до 3,68 млн руб.) областях.

На уровне сентября сохранился показатель в Воронежской области (3,59 млн руб.). Близки к нулевому значению изменения (не более 3% снижения) в Оренбургской, Белгородской и Тульской областях, Ямало-Ненецком АО.

    

Средний чек по новым ипотечным кредитам

Источник: ОКБ

 

В Москве средняя сумма ипотечного кредита в октябре равнялась 6,99 млн руб. (-6% за месяц), в Подмосковье — 5,36 млн руб. (-8%), в Санкт-Петербурге — 5,24 млн руб. (-8%), в Ленинградской области —4,17 млн руб. (-10%).

В октябре текущего года средний срок ипотечного кредита в России составил 21 год и три месяца. Это на полгода меньше, чем в сентябре, и на семь месяцев меньше, чем год назад, подсчитали аналитики.

В ряде регионов России сокращение еще больше: в Татарстане — на 18 мес. (до 21 года и 9 мес.), в Краснодарском крае — на 17 мес. (до 23 лет и 2 мес.), в Новосибирской области — на 16 мес. (до 21 года и 5 мес.).

   

Средний срок по новым ипотечным кредитам

Источник: ОКБ

 

В Москве и Санкт-Петербурге сроки стали меньше на десять месяцев (21 год и 11 мес.).

Самый длинный срок среднего ипотечного кредита в октябре зафиксирован в Ингушетии (28 лет и 7 месяцев), а самый короткий — в Ненецком АО (13 лет и 3 месяца).

Общее количество ипотечных кредитов, выданных в октябре 2024 года в России, сократилось на 64% год к году, до 71,18 тыс., на общую сумму 279,53 млрд руб.

В денежном выражении годовое падение составило 66%. По сравнению с сентябрем выдача ипотеки также уменьшилась: на 14% и 22% соответственно.

   

Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-канале ЕРЗ.РФ НОВОСТИ.

Присоединяйтесь к нам! 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Росреестр: количество ипотечных сделок за месяц выросло почти на четверть

Эксперт: в октябре выдачи ипотеки продолжали падать, и прежде всего за счет рынка новостроек

Эксперты: в сентябре выдачи льготной ипотеки сократились на 70%

ЦБ: объем ипотечного кредитования для долевого строительства в сентябре уменьшился на 61,3% по отношению к прошлому году (графики)

Эксперты: выдача ипотеки в России за три квартала сократилась почти на треть

Эксперты: выдачи жилищных кредитов по льготным программам после летнего спада вновь начали расти

Эксперты: несмотря на повышение ключевой ставки ЦБ, структура ипотеки в сентябре практически не изменилась

Росреестр: рынок ипотечного кредитования в столице сохранил ежемесячный объем

Эксперты: в сентябре доля льготной ипотеки сохранилась на уровне 48%

Эксперт: на рынке новостроек без перемен, выдачи ипотеки продолжают падать

Марат Хуснуллин: Объем ипотечного портфеля в России увеличился до 25 трлн руб.