Настроены1 параметрРегион

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Эксперт Николай Малышев: При контроле ИЖС десяток инспекторов госстройнадзора может заменить один квадрокоптер

На портале проектов нормативных правовых актов опубликован подготовленный Минстроем РФ проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора Российской Федерации».

    

Фото: www.inkotelniki.ru

   

Для портала ЕРЗ документ прокомментировал генеральный директор общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства» Николай МАЛЫШЕВ (на фото ниже).

«Подготовленный Минстроем России проект изменений в Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» несет в себе мало содержательной информации, поскольку просто копирует положения ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (изменена в августе 2018 года), — отметил эксперт. — Поправки, внесенные в ст. 54 ГрК РФ федеральным законом от 03.08.2018 340-ФЗ, следует отметить отдельно, поскольку они определенным образом переформатируют деятельность органов государственного строительного надзора с вопросов безопасности к функциям администрирования в строительстве.

   

Николай Малышев

    

Так, уполномоченные государством органы строительного надзора теперь не вправе предупреждать, выявлять и пресекать допущенные участниками строительства нарушения законодательства о градостроительной деятельности (включая требования к организации строительного контроля, консервации незавершенного строительства) и технических регламентов (включая обязательные требования 3 части СНиП к производству и приемке работ).

К их компетенции с 4 августа 2018 года относится только проверка соответствия выполняемых строительных работ, их результатов и применяемых строительных материалов требованиям проектной документации. И ЗОС по окончании строительства должен выдаваться такими органами лишь по факту соответствия построенного объекта тем решениям, которые проектировщик отразил в проекте (вне зависимости от соответствия принятых проектировщиком решений требованиям безопасности, в том числе пожарной).

Получается своего рода авторский надзор, только от лица государства. Остается еще переложить на застройщиков затраты на него. Правда, на безопасности строительства это едва ли отразится положительно с учетом имеющихся проблем в системе экспертизы и снижающегося качества проектов.

         

   

В тоже время на органы государственного строительного надзора возложили дополнительные функции по надзору за возведением объектов капитального строительства, которые не подлежат экспертизе и не требуют получения разрешения на строительство (включая объекты индивидуального жилищного строительства).

Подчеркну: речь идет не о надзоре за качеством (безопасностью) строительства таких объектов, а лишь о выявлении самовольных построек. Схема такого надзора в статье 54 ГрК РФ заложена заведомо неэффективная, поскольку ни достаточных ресурсов, ни рычагов воздействия на физических лиц у органов государственного строительного надзора не имеется (максимальный административный штраф составляет 5 тыс. руб.).

Если в 1990-е годы до 80% инспекторов ГАСН работали в муниципальных инспекциях и не всегда справлялись с надзором за ИЖС, который в результате отменили, то с середины 2000-х строительный надзор предусмотрен только на федеральном и региональном уровне (муниципальные органы строительного надзора были упразднены).  Сложно себе представить, как среднестатистическая инспекция государственного строительного надзора, состоящая из нескольких десятков специалистов, в дополнение к основной работе по комплексному надзору (механическая, пожарная и другие виды безопасности) за объектами индустриального строительства будет проводить внеплановые выездные проверки объектов ИЖС в масштабе всего региона.

Задача таких проверок предельно проста: выехать на место, посмотреть на объект (если хозяин пустит на территорию) и по результатам направить письмо в муниципалитет с информацией о наличии или отсутствии признаков самовольной постройки.

   

  

При этом единственная содержательная вещь в подготовленном Минстроем России проекте постановления Правительства РФ заключается в том, что все внеплановые проверки на предмет самовольного строительства (включая объекты ИЖС) предлагается проводить только по согласованию с прокуратурой соответствующего субъекта РФ.

Причем согласование прокурора требуется даже в случаях, которые не предусмотрены федеральным законом от 26.12.2008 294-ФЗ (проверка исполнения ранее выданного предписания, проверка, проводимая по поручению Президента РФ, Правительства РФ, требованию прокурора).

В рамках предложенной схемы получается, что для простого осмотра объекта индивидуального жилищного строительства, который может находиться в нескольких сотнях километров от регионального центра, требуется:

 оторвать от основной работы несколько инспекторов государственного строительного надзора;

 подготовить документы о проведении внеплановой выездной проверки;

 согласовать такой выезд с прокурором региона (его заместителем);

 оформить командировку (в некоторых случаях); осмотреть объект (если пустят);

 вернуться обратно и написать письмо в муниципалитет с описанием увиденного.

В этой связи у меня возникает только один вопрос: кто это все придумал?  Уже много лет на уровне законодательства пытаются бороться со злоупотреблениями при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, в 294-ФЗ расширяют сферу осуществления контрольных мероприятий, проводимых без взаимодействия с проверяемыми лицами, а в ст. 54 ГрК устанавливают абсолютно неэффективную и потенциально коррупционную процедуру.

   

Фото: www.static.tildacdn.com  

    

Что может сделать недобросовестный инспектор, который на месте выявил признаки самовольной постройки, если никакой ответственности за дальнейшую судьбу этой постройки на нем не лежит? И какое количество у нас в стране объектов ИЖС и прочих, на которые не все документы оформлены? А прикрыть свое злоупотребление коррумпированный инспектор всегда сможет актом о невозможности проведения проверки из-за отсутствия доступа на объект (для надежности можно даже оштрафовать застройщика по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП на несколько тысяч рублей).

А вот добросовестный инспектор строительного надзора, выявивший самовольную постройку и известивший об этом соответствующий муниципалитет, не может быть уверен в том, что его время не пропало зря, поскольку документы могут «затеряться» в муниципальной администрации (для надежности можно оформить такой иск в суд, правда, он в итоге будет отклонен).

   

Фото: www.hotwalls.ru

    

Правильно говорится в русской поговорке: «У семи нянек дитя без глаза». Вместо того чтобы отвлекать от основной работы сотни специалистов государственного строительного надзора и работников прокуратуры, можно было бы закупить в каждый муниципалитет по квадрокоптеру за 10 тыс. руб. и послать специально обученного человека снимать на видео объекты не более трех этажей на предмет наличия признаков самовольных построек.

Неужели без инспектора государственного строительного надзора в муниципалитете сами не смогут разобраться в таких простых вопросах, как:

имеется ли у застройщика разрешение на строительство;

 находится ли объект капитального строительства в границах земельного участка;

 соответствуют ли площадь (габариты) и этажность объекта установленным ограничениям?», — заключил эксперт Николай Малышев.

   

 

Фото: www.omskrielt.com

Фото: www.classifieds24.ru

  

  

 

 

 

Другие публикации по теме:

Назначение и увольнение руководителей органа контроля за «долёвкой» теперь согласовывает Минстрой

Органы стройнадзора смогут обжаловать положительные заключения экспертизы

Стройнадзор получит право обжаловать положительное заключение экспертизы

С 1 января на сайтах органов госстройнадзора появятся реестры объектов строительства

Регионы начали передавать органам госстройнадзора контроль в сфере долевого строительства

К вопросу о реформировании государственного строительного надзора

+

К началу весны частные дома в российских регионах заметно подорожали

За год средняя стоимость домов в городах с населением свыше 1 млн человек выросла на 13%. Наибольший рост стоимости загородных домов зафиксирован в Омской и Волгоградской областях, а также в Пермском крае, подсчитали аналитики Яндекс Недвижимости.

 

Фото: © Svet / Фотобанк Лори 

 

Средняя медианная цена частных домов в столицах рассмотренных регионов за год прибавила 13,2%, достигнув в начале марта 10,1 млн руб.

Самое большое подорожание индивидуального жилья отмечено в Омской (+30,5%) и Волгоградской (+30,1%) областях. Значительный рост цен зафиксирован в Пермском крае (18,9%), Республике Башкортостан (+16,7%) и Челябинской области (+16,5%).

Слегка снизились цены в Ленинградской области (-4,9%) и Краснодарском крае (-0,4%).

 

Фото предоставлено пресс-службой Яндекс Недвижимость

 

Коммерческий директор Яндекс Недвижимости Евгений Белокуров (на фото) отметил, что весной рынок загородной недвижимости традиционно активизируется, поскольку именно в данный период можно более тщательно оценить участок и особенности рельефа.

«При этом в большинстве регионов стоимость 1 кв. м частных домов (77 тыс. руб.) значительно ниже, чем в других сегментах (в новостройках — 158 тыс. руб., на вторичном рынке — 114 тыс. руб.), — уточнил эксперт и добавил: — Это делает формат еще более популярным для покупки, особенно среди категорий покупателей, которые рассматривают дом в качестве основного места жительства».

 

Динамика цен на частные дома в регионах, февраль 2024-го — февраль 2025-го, включая столицы регионов

Регион

Средняя полная стоимость
частного дома, млн руб.

Динамика изменения стоимости,
февраль 2024-го — февраль 2025-го

Омская область

4,7

+34,5%

Волгоградская область

4,8

+30,1%

Пермский край

6,4

+18,9%

Республика Башкортостан

6,6

+16,7%

Челябинская область

6.

+16,5%

Воронежская область

6,5

+16,5%

Нижегородская область

8,4

+13,0%

Красноярский край

5,8

+13,0%

Самарская область

10,2

+12,9%

Свердловская область

6,4

+12,5%

Новосибирская область

6

+11,6%

Республика Татарстан

11,1

+9,7%

Москва и Московская область

36,9

+5,5%

Ростовская область

7,2  

+5,1%

Краснодарский край

17,8

-0,4%

Санкт-Петербург и Ленинградская область

17,4

-4,9%

Источник: Яндекс Недвижимость»

 

Ранее портал ЕРЗ.РФ сообщал, что специалисты Банка ДОМ.РФ проанализировали стоимость строительства частного дома по договорам подряда с использованием счетов эскроу.

По их данным, средняя стоимость строительства дома подрядчиком сейчас составляет 7 млн руб. при цене 1 кв. м порядка 63 тыс. руб.

 

Изображение сгенерировано нейросетью neuro-holst.ru

 

В ТОП-5 регионов по наименьшей стоимости 1 кв. м вошли Чувашская Республика (порядка 3,4 млн руб.), Ярославская область (4 млн руб.), Республика Хакасия (5,1 млн руб.), Новгородская область (5,2 млн руб.), Смоленская область (5,3 млн руб.).

   

Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-канале ЕРЗ.РФ НОВОСТИ.

Присоединяйтесь к нам!

 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

В Банке ДОМ.РФ ответили на самые распространенные вопросы подрядчиков ИЖС

Дом или квартира: какая покупка выгоднее, если пересчитать деньги на «квадраты» 

Определены лучшие коттеджные поселки России

Доля новостроек в объеме выданной ипотеки остается рекордно высокой

Социальный фонд разъяснил, какие документы и как подавать, чтобы использовать материнский капитал в ИЖС с эскроу

Банк ДОМ.РФ усовершенствовал клиентский сервис в проектном финансировании и ИЖС

Эксперт: рынок новостроек достаточно стабилен, а покупатель хорошо защищен

Сколько стоит дом построить в разных регионах страны

Разница в ценах на частные дома и новостройки — 66%

В 2024 году россияне вложили в покупку жилья 14,4 трлн руб.