Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

Плата за изменение ВРИ участка в Москве: нюансы и подводные камни

Принцип платности землепользования в Москве реализуется, что называется, по полной программе. Последние нововведения в сфере градостроительного законодательства столицы России анализирует исполнительный директор Центра сопровождения земельных отношений Павел МЕЛЬНИКОВ.

   

   

Напомним, что федеральным законом от 05.04.2013 ФЗ-43 введен институт платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ВРИ ЗУ) в случае, если изменение предусматривает новое строительство. Постановлением правительства Москвы (ППМ) от 10.09.2013 №593-ПП порядок и размер платы был конкретизирован.

Длительное время порядок определения размера такой платы был неизменным. ППМ от 19.11.2020 №2018-ПП этот порядок был изменен в сторону существенного увеличения размера платы. 

    

Фото: www.zel-city.ru

    

ППМ от 01.03.2021 №233-ПП также изменило порядок оплаты: Приложение 1 к вышеуказанному ППМ от 10.09.2013 №593-ПП дополнено п. 7. Согласно данным изменениям, «собственником земельного участка должна быть внесена плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка до вступления в силу правового акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы».

Таким образом, в столице изменены условия реализации инвестиционно-строительных проектов. Новыми нормативно-правовыми актами предусмотрено, что плата за изменение ВРИ ЗУ вносится не после внесения изменений в правила землепользования и застройки (ПЗЗ), получения ГПЗУ и смены ВРИ ЗУ, а до внесения изменений в ПЗЗ (выпуска соответствующего ППМ).

    

Фото: www.static.tildacdn.com

     

Конечно, возникают различные технические вопросы. Например, о том, как считать эту плату, если предполагается раздел участка. Но, судя по всему, разъяснения будут даны позже.

Справедливости надо отметить, что иной порядок платы за изменение ВРИ ЗУ предусмотрен в случае разработки проекта планировки территории (ППТ). 

Такая достаточно радикальная смена существенных условий реализации инвестиционно-строительных проектов требует от застройщиков, работающих на строительном рынке Москвы, гибкости в реагировании.

     

   

В то же время можно констатировать, что столичные власти сохраняют возможность согласования градостроительных решений без разработки ППТ через внесение изменений в ПЗЗ.

Правда, такой вариант обойдется дороже в силу более раннего отвлечения инвестором средств и/или необходимостью заложить участок городу.

Будем ожидать следующих изменений. Возможно, теперь на повестке —масштабная апробация механизма комплексного развития территорий (КРТ) по инициативе органов власти с изъятием недвижимости и компенсации по отчету независимого оценщика.

    

 

  

  

  

   

  

Другие публикации по теме:

Как упростятся процедуры оформления права на земельные участки для размещения объектов связи

Конституционный Суд: законодательство не предусматривает корректировку земельного налога за предыдущие периоды вследствие изменения ВРИ

Как изменятся правила согласования изъятий земельных участков в целях КРТ

Утвержден новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Утвержден перечень документов, предоставляемых для приобретения земельного участка без торгов

Вносить данные о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не потребуется

+

Чего не хватает бизнесу в законе о КРТ

Вице-президент компании «Страна Девелопмент» Андрей Басов рассказывает, как привлечь девелоперов к работе над проектами по комплексному развитию территорий в регионах.

      

Фото: www.stroy-ek.ru

    

Закон о комплексном развитии территорий (494-ФЗ), принятый в декабре 2020 года, не только вводит единый механизм КРТ и сноса аварийного и ветхого жилья, но и призван изменить облик российских городов, создавая комфортную среду для проживания в них.

Реализованная инициатива дает регионам право утверждать адресные программы сноса и реконструкции многоквартирных домов (МКД) с учетом мнения жителей. Кроме того, у властей субъектов РФ появились полномочия по определению технических характеристик МКД, которые могут быть включены в эти программы.

     

Фото: www.msk.mosreg.ru

     

И хотя закон о так называемой всероссийской реновации ускорит обновление устаревающего жилищного фонда, есть здесь и свои подводные камни. Так, по подсчетам федеральных властей, его реализация потребует около 2 трлн руб. в первые 10 лет. Конечно, не каждый муниципалитет способен выделить из своего бюджета необходимые средства. Так что для многих регионов единственный шанс придать городам современный облик — помощь бизнеса. Участие бизнеса требует создания условий для его работы.

Ряд вопросов можно урегулировать на региональном и муниципальном уровне, для других потребуются поправки в закон. Речь, в первую очередь, идет о сокращении административных барьеров, что ускорит реализацию инвестиционного проекта.

    

В обычном порядке получение технико-экономических показателей для строительства занимает около трех лет. Новый закон дал регионам возможность сократить этот срок до одного года за счет применения особого порядка утверждения и изменения градостроительной документации при реализации решения о КРТ.

Особый порядок возможен и в процедуре КРТ по инициативе правообладателей, поскольку роль решения о КРТ здесь выполняет договор. Возможность и условия реализации такого порядка должны быть предусмотрены в нормативном акте субъекта РФ, регламентирующем порядок заключения договора о КРТ по инициативе правообладателя.

Ускоренная реализация проекта — весомое преимущество. Без нее процедура КРТ не будет востребована правообладателями.

  

Фото: www.edsro.center

    

При особом порядке утверждения и изменения градостроительной документации руководящую роль в обеспечении благоприятных условий жизни роль приобретают нормативы градостроительного проектирования. Московская область уже в декабре включила в нормативы подраздел по КРТ. Этот подход могут применить и другие регионы.

Не менее важной является необходимость при проверке проекта документации по планировке территории, подготовленного в целях КРТ одновременно с изменениями в генеральный план, не отклонять такую документацию по причине несоответствия программам комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры.

    

  

По закону после утверждения изменений в генеральный план эти программы должны приводиться в соответствие с его новой редакцией, и отказ будет необоснованным.

Также стоит рекомендовать органам местного самоуправления подготавливать и выдавать ГПЗУ на основании утвержденной документации по планировке территории, подлежащей комплексному развитию, до утверждения изменений в генеральный план и ПЗЗ, что позволит на три месяца сократить срок реализации инвестиционного проекта.

     

Фото: www.rosotkat.ru

    

Кроме того, по примеру Московской реновации, предлагается законодательно предусмотреть возможность выдачи и применения ГПЗУ в целях архитектурно-строительного проектирования и строительства до образования земельного участка (ЗУ) на основании утвержденного в рамках КРТ проекта межевания и схемы расположения ЗУ, что также сократит сроки реализации инвестиционного проекта на несколько месяцев.

    

  

Реализация предложений и поправок позволит быстрее осуществлять строительство обеспеченного необходимой инфраструктурой жилья. Это очень важно для регионов, особенно с учетом того, что законодательная инициатива направлена на ускорение переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда.

Андрей БАСОВ, вице-президент компании «Страна Девелопмент»

     

 

   

   

   

   

   

Другие публикации по теме:

Виды комплексного развития территорий

Максим Степанов (Правительство РФ): Для правоприменения нового законодательства о КРТ будут выпущены методические рекомендации

Избыточные требования при подготовке документации по планировке территории исключат

Правила согласования включения в границы территории, подлежащей КРТ, откорректируют

Порядок проведения торгов на право заключения договора о КРТ

Как изменятся правила согласования изъятий земельных участков в целях КРТ

Закон о комплексном развитии территорий принят