Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
+

При строительстве на каких территориях требуется проводить историко-культурную экспертизу

Градостроительный кодекс требует проведения историко-культурной экспертизы, если стройка планируется в границах территорий со специальным режимом (территории, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия). А если стройка планируется вне границ таких территорий? Если границы таких территорий не установлены, потому что органы охраны объектов культурного наследия не успели, не хотят, не умеют, не могут их установить? Информационно-правовой портал ГАРАНТ опубликовал исследование законодательства и судебной практики на эту тему, сделанное экспертом Дмитрием БАЛАШОВЫМ. Его вывод неутешительный: историко-культурная экспертиза стала обязательной при строительстве на любой территории.

 

Фото: www.kurgan.ru

 

Необходимо ли проведение государственной историко-культурной экспертизы земельных участков до начала проведения земляных, строительных работ при отсутствии у органов охраны объектов культурного наследия сведений об отсутствии объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и утвержденных границ территории, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) предметом экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в ч. 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в ч. 3 настоящей статьи, в соответствии с п. 1 ч. 3.3 настоящей статьи.

 

Фото: www.chelindustry.ru

 

Согласно ч. 9 ст. 49 ГрК РФ результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 5 ст. 49 ГрК РФ, в том числе требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

В силу ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

 

Фото: www.yandex.ru

 

Исходя из положений ст. 6 Закона N 73-ФЗ, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Ст. 28 Закона N 73-ФЗ установлено, что одной из целей проведения историко-культурной экспертизы является определение наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 данного Закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 названного Закона.

На основании абз. 3 ст. 30 Закона N 73-ФЗ к объектам историко-культурной экспертизы относятся, в частности, земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пп. 34 и 7 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ и иных работ), в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

 

Фото: www.gis96.ru

 

Исходя из приведенных правовых норм, историко-культурная экспертиза должна проводиться в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В силу абз. 3 ст. 30 Закона N 73-ФЗ земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, относятся к объектам экспертизы в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с подп. 34.2 п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона.

Однако в соответствии с п. 56 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до утверждения в соответствии с подп. 34.2 п. 1 ст. 9 Закона N 73-ФЗ границ территорий, в отношении которых у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем 9 ст. 28, абзацем 3 ст. 30, п. 3 ст. 31 указанного Федерального закона.

 

Фото: www.edsro.center

 

Таким образом, отсутствие утвержденных в соответствии с подп. 34.2 п. 1 ст. 9 Закона N 73-ФЗ границ территорий не исключает необходимость проведения историко-культурной экспертизы.

В п. 1 ст. 31 Закона N 73-ФЗ определено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Таким образом, в отсутствие утвержденных границ территорий, в отношении которых у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, и в отсутствие у уполномоченного органа в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия данных об отсутствии на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, до производства на земельном участке земляных (строительных) работ проведение историко-культурной экспертизы на таком земельном участке обязательно для целей проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

В рассматриваемой ситуации инициатором проведения экспертизы (заказчиком работ) в силу закона выступает лицо, заинтересованное в хозяйственном освоении соответствующей территории.

 

Фото: www.smolnews.ru

 

Данный вывод подтверждается однозначной судебной практикой (смотрите, например: постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2020 г. N Ф09-3869/20 по делу N А07-20196/2019; постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2021 г. N 14АП-3998/21 по делу N А66-9218/2020; кассационное определение СК по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2021 г. по делу N 8а-23197/2020 [88а-2347/2021-(88а-22299/2020)]; постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июля 2020 г. по делу N 16-1193/2020).

Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

- письмо Министерства культуры РФ от 3 августа 2017 г. N 236-01.1-39-ОР «О направлении для использования в работе механизма взаимодействия заказчика (застройщика), проектной организации (исполнителя работ) и уполномоченного органа в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в случае отсутствия или наличия сведений об объектах археологического наследия»;

- решение Верховного Суда РФ от 6 марта 2018 г. N АКПИ17-1154 «Об отказе в признании недействующим письма Министерства культуры РФ от 3 августа 2017 г. N 236-01.1-39-ОР».

Дмитрий БАЛАШОВ, эксперт Правового консалтинга ГАРАНТ

 

 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Как упростят экспертизу проектной документации по сохранению памятников истории и культуры

Новые требования к документам, представляемым на экспертизу в электронной форме

Как сократится срок проведения госэкспертизы

Новый порядок продления сроков для госэкспертизы

+

Поддержка низкомаржинальных девелоперских проектов: как, кому и на каких условиях

Прошло больше года с даты запуска программы, направленной на поддержку региональных застройщиков, которые хотят, но не могут строить из-за низкой маржинальности своих жилых проектов. Бюджетные деньги на эту поддержку есть. Однако при выделенных государством 6,3 млрд руб. соглашения о финансировании заключены только на 464,8 млн руб. Возможно, проблема кроется в отсутствии информации у застройщиков о существующих механизмах финансовой поддержки. Если это так, то портал ЕРЗ.РФ попытается восполнить данный пробел.

    

  

  

Как застройщику низкомаржинального проекта получить финансовую поддержку

Правовой базой для поддержки низкомаржинальных проектов является Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 №629 «Об утверждении правил возмещения кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства, и правил предоставления в 2020…».

В рамках действующей редакции, начиная с 17 января 2021 года банкам разрешено предоставлять застройщикам проектное финансирование в целях реализации низкомаржинальных проектов строительства с последующим возмещением недополученных доходов. На реализацию программы (для возмещения банкам недополученных доходов) выделены бюджетные средства в размере 6,3 млрд руб. на три года. Использование указанных средств банками возможно до 31 декабря 2023 года.

Условиями программы предусмотрена возможность оказания государственной поддержки застройщикам в рамках реализации проектов строительства в 49 субъектах РФ. В соответствии с пп. б п. 3(3) Правил, данный список формируется на основании данных Росстата за I квартал 2020 года.

   

Источник: ДОМ.РФ 

    

Требования к кредитным договорам, по которым могут возмещаться недополученные доходы

Недополученные доходы возмещаются банкам по договорам проектного финансирования, заключенным до 01.05.2020, либо заключенным после 17.01.2021. В настоящее время востребованной является государственная поддержка строительства новых низкомаржинальных проектов.

Условия для заключения договоров проектного финансирования низкомаржинальных проектов после 17.01.2021 (и для получения банками возмещения) следующие:

1) кредитный договор должен быть заключен с застройщиком, соответствующим требованиям 214-ФЗ, в частности:

не находящемуся в процессе реорганизации, ликвидации; в отношении которого не введена процедура банкротства, а его деятельность не приостановлена;

• у которого отсутствуют включенные в единый реестр проблемных объектов проекты жилищного строительства, неисполненные обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, налоговых пеней, штрафов и процентов;

• чьи кредитные средства не были направлены заемщиком на исполнение обязательств по сделкам с компаниями, зарегистрированными на территории иностранных государств;

2) кредит предоставляется в целях реализации проекта жилищного строительства;

    

Фото: www.news.sarbc.ru

    

3) прогнозные денежные потоки проекта жилищного строительства, рассчитанные без учета временной стоимости денег; накопленным итогом за весь период действия кредитного договора, заключенного застройщиком, а также иные денежные средства, которые могут быть использованы застройщиком для исполнения им обязательств заемщика по полученному им кредиту; превышают сумму основного долга и процентов по кредиту за весь период действия кредитного договора менее чем в 1,15 раза, но не менее чем в 1,05 раза;

4) реализация проекта жилищного строительства осуществляется застройщиком, на территории субъекта РФ, среднедушевые денежные доходы населения в котором на 15% и более ниже среднедушевых денежных доходов населения в целом по РФ, по данным Росстата за I квартал 2020 года;

5) привлечение застройщиком денежных средств всех участников долевого строительства в связи с реализацией проекта жилищного строительства осуществляется с размещением таких средств на счетах эскроу;

6) планируемая стоимость строительства (создания) проекта жилищного строительства в соответствии с проектной декларацией застройщика не превышает 500 млн руб.;

7) валютой кредитного обязательства является рубль.

Указанным выше актом Правительства также установлены даты, на которые определяются соответствующие показатели, используемые термины. Кроме того, определен ряд случаев, при которых кредитная организация не может получить возмещения.

  

Источник: ДОМ.РФ

    

Где можно получить проектное финансирование

В реализации программы участвуют 12 кредитных организаций, которым установлены лимиты средств на возмещение недополученных доходов. Выплата возмещения в рамках программы осуществляется в соответствии с решениями Межведомственной комиссии при Минстрое России.

Проектное финансирование застройщик может получить напрямую у кредитора — участника программы или воспользовавшись агрегатором проектного финансирования, к которому подключены 5 из 12 кредитных организаций, участвующих в программе поддержки низкомаржинальных проектов.

Решение о возмещение недополученных кредитной организацией доходов принимается Межведомственной комиссией. Порядок принятия решений и положение о комиссии установлены приказом Минстроя России от 18.05.2020.

По состоянию на 21.07.2021 Межведомственная комиссия одобрила государственную поддержку застройщикам по 19 проектам строительства, реализуемым на территории 8 субъектов РФ, общей стоимостью порядка 6 млрд руб. Совокупный размер государственной поддержки, которая будет оказана застройщикам за период реализации программы, составит 464,8 млн руб.

В результате реализации указанных проектов ожидается ввод в эксплуатацию почти 140 тыс. кв. м жилья. Если средняя процентная ставка по проектному финансированию без субсидирования составляет 9,77%, то для участников программы эта ставка составила в среднем 3,01%.

    

 

Фото: www.note.taable.com

  

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Очередные восемь жилых комплексов в четырех субъектах РФ будут профинансированы на льготных условиях как низкомаржинальные проекты

Застройщикам с низкорентабельными проектами государство субсидирует ставки по кредитам

Малорентабельный проект в Калининградской области будет реализован на средства Банка ДОМ.РФ

По программе поддержки региональных застройщиков Банк ДОМ.РФ выделил полмиллиарда рублей владимирскому девелоперу СЗ Ренова

Сбербанк провел первую сделку в рамках госсубсидирования кредитов для низкомаржинальных жилых проектов

Льготное кредитование низкомаржинальных жилых проектов начнется с Владимирской и Саратовской областей

ДОМ.РФ: первые субсидии для поддержки низкомаржинальных жилищных проектов будут доступны застройщикам уже в апреле

Сбербанк предложил упростить и расширить механизм господдержки низкорентабельных жилищных проектов

Малые региональные застройщики получат финансовую помощь от государства не только для низкобюджетных проектов

Скорректированные правила возмещения кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным никомаржинальным застройщикам