Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Какие ограничения на деревянное домостроение в многоэтажном строительстве снимает новый СП: комментарии специалистов

НИЦ «Строительство» подготовил и обнародовал для обсуждения в профессиональном сообществе СП «Здания жилые многоквартирные с применением деревянных конструкций. Правила проектирования и строительства».

Фото: www.gorodlip.ru

Первая редакция документа, вынесенная на публичное обсуждение, которое продлится до конца октября, содержит рекомендации по проектированию и строительству жилых многоквартирных зданий с применением деревянных конструкций высотой до 25 м, то есть до семи этажей. Аналогичный СП институт разработал для общественных зданий, построенных с использованием деревянных конструкций: здесь высота зданий ограничены 10 м, то есть тремя этажами.

Ключевые требования нового документа почти полностью повторяют требования к обычным бетонным жилым зданиям, но содержат ограничения по высоте. Как пояснили разработчики документа, СП еще будет дорабатываться с учетом поступивших предложений, которых уже немало. В частности, в свод правил будут добавляться различные инновационные технологии изготовления деревянных конструкций. Кроме того, есть предложения разделить деревянные здания на малой, средней этажности и многоэтажные.

Что касается ключевых для деревянных зданий требований — по пожарной безопасности, тут серьезные изменения в СП вряд ли произойдут: они почти полностью повторяют требования к обычным бетонным жилым зданиям. Принципиальное отличие заключается в ограничении этажности — до семи для жилых и до трех в общественных. Кроме того, по отдельным параметрам для деревянных многоэтажек вводятся коэффициенты.

Как сказано в проекте СП для жилых зданий, основные строительные конструкции путей эвакуации для многоквартирных жилых зданий должны проектироваться с коэффициентом не менее 1,5 по отношению к пределу огнестойкости зданий, и классом пожарной опасности К0. При этом лестничные клетки типа Л1 могут предусматриваться в многоквартирных жилых зданиях с применением деревянных строительных конструкций высотой не более 20 м. Если здание строится выше, то лестница в нем должна быть не деревянной.

Портал ЕРЗ попросил прокомментировать значение нового СП трех специалистов в этом вопросе: представителя научной организации, разработавшей документ, и руководителей двух российских компаний, которые успешно занимаются строительством домов с использованием деревянных конструкций.  

  

Фото: www.s3-eu-west-1.amazonaws.com

Станислав ТУРКОВСКИЙ, научный сотрудник Лаборатории деревянных конструкций ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко НИЦ «Строительство»:

«На Западе строят деревянные дома в 10 этажей и даже выше, — напомнил специалист. — Для этого там используют так называемые СLT-панели (деревянные панели, состоящие из перекрестно расположенных пиломатериалов хвойных и лиственных пород, имеющие несколько слоев, чаще всего три Ред.). У нас пока заводов-производителей таких стройматериалов нет, знаю, что один где-то строится.

А вообще в этой сфере довольно много проблем и вопросов, в частности по требованиям пожарной безопасности. К слову, во многих зарубежных странах вообще не требуется огнезащита деревянных конструкций: там исходят из того, что дерево горит с постоянной скоростью, которую можно рассчитать. У нас, как известно, требуется огнезащита.

Но производимые в России огнезащитные составы очень слабые и не обеспечивают той огнестойкости, которая нужна при проектировании и строительстве деревянных домов. Эти составы водорастворимые, их нельзя использовать снаружи — в основном только внутри дома.

Так что это большая проблема, — отметил специалист, добавив: — Поэтому я прогнозирую непростые дискуссии по данному вопросу с МЧС».

Фото: www.npadd.ru

Вениамин ТЕЛЕЖНЫЙ, генеральный директор компании Magnum Haus, г. Челябинск:

«Наша компания строит трехэтажные деревянные дома, третий этаж — это теплая мансарда. Выше пока не поднимались в силу ограничений, существующих по малоэтажке. Мы используем технологию крупнопанельного деревянного домостроения, но она отличается от технологии, применяемой при возведении большепролетных многоквартирных зданиях на деревянном каркасе. Ограждающие конструкции у нас практические такие же, а вот внутренний силовой каркас —  другой. 

Новый СП, предусматривающий проектирование и строительство многоквартирных домов с применением деревянных конструкций высотой до 25 метров и высотой до семи этажей, основан прежде всего на европейской практике, на аналогичных СНиПах, по которым уже возводили и возводят здания с применением деревянных конструкций. То есть это уже апробированная нашими зарубежными коллегами технология, по которой можно проектировать и строить в России, разумеется, с учетом нашей специфики.  

Но если подобная нормативная база появилась и у нас, то, думаю, нельзя исключать, что уже в ближайшие несколько лет кто-то возведет такие здания и в нашей стране. Если будет интересный проект, мы тоже готовы в этом участвовать. Ну а пока надо более подробно ознакомиться с новым СП, глубже изучить этот документ.

Что касается огнезащиты, то здесь против нас, «деревянщиков», действует хорошо организованное лобби, — заявил руководитель компании. — Ведь можно представить, если многоэтажному деревянному домостроению дадут зеленый свет, какое количество изделий, работы, заказов и т.д. мы сможем в перспективе забрать у тех же производителей металлических конструкций, пеноблоков, железобетона и прочих вещей. Они просто будут никому не нужны».

Андрей ГАЛИЧ, генеральный директор ООО «ДревПродукт», г. Оренбург:

«Как производитель и застройщик многоквартирных домов с применением панелей и деревянных конструкций, мы рады, что происходит развитие регулирования данного направления. Доработка, а, главное, публичное обсуждение новых  СП поможет скорректировать строительство деревянных многоэтажек и вывести отрасль на более качественный уровень.  Безусловно, это новый этап в развитии деревянного домостроения.

Имея 10-летний опыт в строительстве и эксплуатации таких многоэтажек, мы можем сказать, что дома данного типа отличает особый комфорт проживания. Это преимущество становится все более очевидным для участников рынка».

Другие публикации по теме:

Застройщик может повысить качество строительства и защитить свои интересы, используя 140 стандартов, разработанных НОСТРОЙ

Александр Антонов: Новый СП 42.13330 по планировке и застройке будет отменен уже через два-три года

Академик Вячеслав Ильичёв: Новый СП по проектированию оснований зданий повысит надежность и позволит сэкономить на конструкциях

+

Александр Антонов: Новый СП 42.13330 по планировке и застройке будет отменен уже через два-три года

Чем эксперта-градостроителя не устраивает актуализированная версия известного СНиПа, вступающая в силу с 1 июля.

С 1 июля вступает в действие актуализированная редакция одного из наиболее часто используемых градостроительных СНиПов. Прежний СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденный приказом Минрегионразвития РФ от 28.12.2010 №820, заменил одноименный свод правил, утвержденный приказом Минстроя РФ от 30.12.2016 №10.24 пр.

Как следует из введения к этому документу, свод правил составлен в целях повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с федеральными законами №№384, 261, 123.

По просьбе нашего портала актуализированный свод правил комментирует специалист-градостроитель — главный архитектор проекта Центра пространственной информации ГУ МО «НИиПИ градостроительства» Александр АНТОНОВ (на фото).

Фото: www.rugrad.eu

«Пока что я не успел детально изучить новый СП, — подчеркивает эксперт. — Но порой и беглого взгляда достаточно. Здесь есть два главных аспекта — нормативно-юридический и содержательный. Принципиально в системе нормативного регулирования с выходом данного документа ничего не меняется. Система остается такой же фрагментированной, сохраняется путаница с зонами ответственности СП, НГП, не отмененных до сих пор ТСН и прочих осколков нормирующих документов.

При всей насыщенности нового СП, в нем по-прежнему обязательна к исполнению лишь малая часть его содержания, и непонятно, как должен проектировщик реагировать на остальную, необязательную часть, которая местами отдает дремучим «совком» времен середины XX века.

Документом, четко регламентирующим вопросы «безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования» новая версия СП не стала. Как и в предыдущей итерации 2011 года, это — по-прежнему СНиП 1989 года, сменивший название, но, увы, не суть.

Можно ли его применять как методический документ? Претензии к содержательной части гораздо серьезнее.

Во-первых, документ, как и 50 лет назад, рассчитан на освоение новых, свободных от застройки территорий, в то время как сегодня бОльшая часть градостроительной деятельности ведется на уже застроенных территориях в формате редевелопмента, реконструкции. И внимание к внутригородскому развитию в противовес экстенсивному расширению будет со временем расти.

Непонятно из каких принципиальных представлений о современном городе исходят авторы документа. Давно всем известно, что микрорайон принципиально отличается от квартала, и не бывает квартала в 50 га, так же, как и микрорайон не уместится на 2 га. Города развитого мира находится в процессе трансформации в высокоплотную смешанную среду, а в СП по-прежнему, как и полвека назад, принцип функционального зонирования — основа основ.

Сохранилось нормирование никому не нужных показателей, которые принципиально не могут быть обеспечены на уровне градостроительного проектирования — таких как расположение аптек, магазинов, пунктов бытового обслуживания, обеспеченность кухнями детского питания.

Столь же архаичны подходы к урбоэкологическому планированию и пониманию места и роли природного комплекса в городе; к уличной сети как территории удобства для автомобилей; к туризму, рекреации и городской активности. Все это перешло из Советского Союза и почему-то остается в документе на протяжении последних 25-ти лет. Похоже, что и на изменившуюся за четверть века систему землепользования в городах документ так и не среагировал.

Конечно же, исключены некоторые пересечения со сферой регулирования НГП и ПЗЗ, фрагментарно добавлены какие-то новые параметры и рекомендации, например, в проектировании улиц. Заменены какие-то цифры. Добавили велосипедные дорожки. Это чрезвычайно важно! При этом совершенно непонятно, чем вызвано изменение действующих норм. Все эти изменения нивелируются необязательностью применения 90% данного документа.

На закуску можно оставить перечисление некоторых милых ляпов, рассыпанных по тексту и уходящих корнями в середину прошлого века. Из названия СП следует, что он не распространяется на городские округа. Вероятно, разработчики свода правил не знакомы с терминологией 131-ФЗ о местном самоуправлении? Показатели приводятся для средней расчетной обеспеченности жильем в 20 кв. м, в то время как у нас уже сегодня реальная обеспеченность — 25 кв. м и более. Есть множество противоречий с положениями Градкодекса о составе документации о территориальном планировании. Сохранились «площадки для сушки белья», «отдыхающие без путевок», «вынос промышленных объектов», «группы сараев не более 30 блоков каждая» и другие атавизмы.

Этот документ появился практически одновременно с разработками Московского правительства под общим названием «Комфортный город». Его авторы попытались сначала определить принципы пространственной организации современной застройки, возможности трансформации сложившихся микрорайонов, а потом уже планируют нормировать новые планировочные решения. АИЖК в конце 2016 года заказал разработку стандартов современной городской среды. Вероятно, с первыми результатами работы мы познакомимся довольно скоро.

Авторы СП не знают о ведущихся передовых работах, не участвуют в них и до сих пор пребывают в волшебном мире в качестве этакого градостроителя-демиурга. Он может нарисовать любой правильный город, который потом чудесным образом построится по нарисованному вопреки сложившимся земельным и общественным отношениям, диктату частного капитала и вечной нехватке общественных ресурсов.

Я более чем уверен, что уже в течение двух-трех лет этот СП будет отменен и на его место придут разумные и работающие нормы, которые позволят создавать действительно современную и комфортную среду проживания», — резюмирует эксперт.

Остается добавить, что исполнителем свода является авторский коллектив, представляющий ФГБУ ЦНИИП Минстроя России при участии Москомархитектуры, МАДИ, ГУП НИиПи Генплана Москвы, ООО «Институт общественных зданий», АО НПЦ ГИПРОЗДРАВ, ОАО «Гипрогор». СП внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство», подготовлен к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя РФ.