Настроены1 параметрРегион

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Минстрой изменил порядок осуществления экспертного сопровождения строительства: комментарий специалиста

На портале проектов актов опубликован проект постановления Правительства РФ, устанавливающего порядок проведения экспертизы проектной документации в форме экспертного сопровождения.

   

Фото: www.gis96.ru

    

Проектом предполагается изменение:

• порядка проведения государственной экспертизы (Постановление Правительства РФ №145 от 05.03.2007);

• порядка проведения негосударственной экспертизы (Постановление Правительства РФ №272 от 31.03.2012) — в нем лишь указывается на возможность осуществления экспертизы в форме экспертного сопровождения;

• правил формирования ЕГРЗ — единого государственного реестра заключений экспертизы (Постановление Правительства РФ №878 от 24.07.2017).

Для организации экспертного сопровождения в государственной экспертизе потребуется заключить отдельный договор с лицом, ранее проводившим экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий.

В числе документов, необходимых для заключения договора, указаны лишь собственно заявление и документы, подтверждающие полномочия заявителя.

   

 

 

Проект договора должен быть направлен экспертной организацией заявителю через 2 рабочих дня после получения документов. Договор заключается на 1 год и может быть продлен на тот же срок по просьбе заявителя.

В ходе действия договора для проведения экспертизы потребуется направить в экспертную организацию:

• часть проектной документации, в которую внесены изменения;

• справку с указанием ранее полученных положительных заключений экспертизы (при наличии) и описанием внесенных изменений;

• выписку из реестра членов СРО, членом которой является проектировщик (если таковое членство требуется).

Если представлены не все документы или они представлены с нарушением требований к формату, а также если в отношении ранее представленных изменений еще не выданы заключения, экспертная организация откажет в принятии документов.

Срок подготовки промежуточного заключения устанавливается в 10 рабочих дней. Он может быть увеличен до 20 рабочих дней, если изменяется более 2 разделов проектной документации.

   

Фото: www.gge.ru

    

Для получения итогового заключения экспертизы, включаемого в ЕГРЗ, необходимо будет не позднее чем за 15 дней до истечения действия договора (а если надо проверить еще и сметную стоимость — за 35 рабочих дней) направить заявление о выдаче заключения, в котором указать ранее выданные положительные заключения. Направлять проектную документацию при этом не потребуется.

Отказать в выдаче заключения смогут, если:

• направлены не все документы,

• документы направлены не уполномоченным лицом;

• ранее не выдавались положительные заключения, которые должны быть учтены при выдаче нового заключения;

в заявлении указаны недостоверные сведения об изменении проектной документации.

Срок подготовки итогового заключения — 10 рабочих дней без проверки сметной стоимости и 30 рабочих дней — с проверкой сметной стоимости.

Плату за государственное экспертное сопровождение предлагается установить за год в размере 10% от платы за первичную экспертизу, рассчитанную на дату заключения договора об экспертном сопровождении. При продлении договора указанные 10% определяются на дату, с которой продлевается договор.

Корреспондирующие изменения вносятся в порядок формирования ЕГРЗ. Теперь в этом реестре будут содержаться также сведения о представленных для проведения экспертизы измененных частях проектной документации, а также обо всех выданных заключениях, подлежащих включению в ЕГРЗ, в отношении одного объекта строительства.

   

Фото: www.economic-definition.com

    

Опубликованным проектом Постановления приводятся в соответствие с Градостроительным кодексом (ГрК) и иные положения порядка проведения госэкспертизы.

В частности, с учетом постоянного изменения требований, соответствие которым устанавливает экспертиза, определяется механизм определения требований, применимых к конкретной проектной документации:

• проектная документация объектов, не являющихся линейными, оценивается на соответствие требованиям, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), если с даты его выдачи прошло не более 1,5 лет;

• документация линейных объектов оценивается на соответствие требованиям, действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории (ППТ), если с даты утверждения прошло не более 1,5 лет;

• если с даты выдачи ГПЗУ (утверждения ППТ) прошло более 1,5 лет, а также если подготовка документации по планировке территории не требуется, в расчет принимаются требования, действовавшие на дату поступления документации на экспертизу;

• разрешается коллизия в случае включения в проектную документацию как линейных, так и площадных объектов: для определения применимых требований учитывается документ в отношении объекта, являющего основным по назначению;

• когда в проектной документации фигурирует несколько объектов с разными ГПЗУ, выданными в разное время, то приоритет отдается самому раннему документу, если с даты выдачи прошло не более 1,5 лет;

в ходе экспертизы заявитель вправе представить новые ГПЗУ или документацию по планировке территории: тогда и требования будут определяться на новую дату.

   

  

 

В порядок проведения экспертизы, в соответствии изменениями, внесенными в ГрК 342-ФЗ от 03.08.2018, включены нормы о порядке проверки сметной стоимости, которая теперь входит в состав экспертизы проектной документации.

Уточняются основания для проведения повторной экспертизы. Напомним, что 151-ФЗ, установлены случаи, когда изменение проектной документации не требует прохождения экспертизы, о чем подробно сообщал портал ЕРЗ.

Публичное обсуждение проекта продлится до 7 августа 2019 года.

Для портала ЕРЗ проект Постановления Правительства РФ прокомментировал директор Департамента нормативно-методического обеспечения Ассоциации экспертных организаций в строительстве Алексей МАТВЕЕВ (на фото).

  

    

 

«Очевидно, что данные изменения, вносимые в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, готовились чиновниками строительного ведомства в кратчайшие сроки, и именно это обстоятельство, увы, оказало решающее значение на несуразность ряда предлагаемых норм, зафиксированных в тексте проекта НПА.

Понятно, что необходимость поправок вызвана изменениями в ГрК, но совершенно неясно, почему эти поправки не соответствуют положениям федерального закона, в развитие которого они, собственно, и должны быть приняты.

Так, предусмотренная частью ч. 3.9 ст. 49 ГрК процедура экспертного сопровождения, однозначно отделенная от процедуры экспертизы, вдруг становится какой-то новой формой этой самой экспертизы («государственная экспертиза в форме экспертного сопровождения») со всеми вытекающими (в основном для застройщика и бюджета) последствиями.

И это притом, что основной задачей экспертного сопровождения виделось избавление застройщика от излишней административной нагрузки в связи с внесением в проектную документацию изменений, которые не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, при этом оставляя ему возможность не полагаться на главного инженера проекта (ГИПа) при оценке соответствия, а воспользоваться услугами квалифицированных аттестованных экспертов.

На мой взгляд, такое ограничение механической безопасностью недостаточно, о чем мы уже говорили, но, к сожалению, ч. 3.8 ст. 49 ГрК зафиксирована именно такая норма.

   

Фото: www.i.pinimg.com

    

Несмотря на то, что проект Постановления написан на клингонском (искусственный язык, разработанный лингвистом Марком Окрандом для одной из инопланетных рас в вымышленной Вселенной сериала «Звездный путь» — Ред.), обратим внимание еще на некоторые значимые нюансы, сокрытые в недрах «буквонагромождений».

А именно на те положения, которые обязуют застройщика определять, требуют ли внесенные изменения обязательной экспертизы или нет, приводят ли эти изменения к нарушению требований технических регламентов, соответствуют ли заданию и результатам инженерных изысканий (см. п. 17(4), п. 44 в и п. 44 г в предлагаемой редакции).

То есть застройщик должен сначала сам как-то провести экспертизу (т. к. именно оценка этим требованиям является предметом экспертизы проектной документации), и, выяснив, что проектные решения не соответствуют установленным требованиям, обязательно обратиться в организацию экспертизы для проведения экспертизы проектной документации, заведомо не соответствующей требованиям.

В результате такого извращения положений Градостроительного кодекса предполагаемые изменения подзаконного акта не раскрывают ни сути, ни порядка экспертного сопровождения и не устанавливают требований к документу о подтверждении соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.9 ст. 49 ГрК.

И, кроме того, что принципиально важно, изменения не соотносят эту процедуру с процедурой повторного проведения экспертизы, несмотря на то что обе эти процедуры являются процедурами подтверждения соответствия установленным требованиям после внесения в проектную документацию изменений», — подчеркнул эксперт.

   

Фото: www.omskrielt.com

    

      

    

    

   

Другие публикации по теме:

Институт негосударственной экспертизы восстанавливается в связи с возвратом полномочий на проведение экспертизы в границах ЗОУИТ

К 1 августа Минстрой разработает рекомендации для регионов по реализации норм 151-ФЗ в части градостроительной деятельности, ценообразования и экспертизы проектов

Нюансы экспертного сопровождения проекта: комментарий специалиста

Внесение незначительных изменений в проект больше не требует проведения повторной экспертизы

Минстрой изменил порядок ведения ЕГРЗ: комментарии экспертов

Изменены правила формирования ЕГРЗ: комментарий эксперта

С 1 июля все заключения экспертизы будут вноситься в ЕГРЗ

+

Минстрой изменил порядок ведения ЕГРЗ: комментарии экспертов

На портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект приказа Минстроя России «О внесении изменений в Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденный приказом… от 22 февраля 2018 г. № 115/пр».

  

Фото: www.gge.ru

  

Как сказано в пояснительных материалах к документу, цель предлагаемых изменений — приведение положений Порядка ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ) и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденного приказом Минстроя от 22.02.2018 №115/пр, в соответствие ч. 6.5 ст. 23.3 214-ФЗ (в редакции 478-ФЗ от 25.12.2018) в связи с необходимостью размещения в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) сведений и документов, содержащихся в едином государственном реестре заключений.

   

    

 

Проект документа, общественное обсуждение которого продлится до 28 июня, для портала ЕРЗ прокомментировал директор Департамента нормативно-методического обеспечения Ассоциации экспертных организаций в строительстве Алексей МАТВЕЕВ (на фото).

«Изменения, предполагаемые к внесению данным проектом, — отметил эксперт, — в Порядок ведения ЕГРЗ и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденный приказом Минстроя от 22.02.2018 №115/пр (далее — Порядок), содержат технические правки к тексту нормативного правового акта и направлены на обеспечение обмена сведениями посредством системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) между операторами государственных информационных систем (ГИС) ведения (ЕГРЗ), оператором которой является ФАУ «Главгосэкспертиза России», и единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС), оператором которой является АО «ДОМ.РФ», для целей ведения ЕИСЖС.

  

  

Причем, несмотря на то, что это уже не первое изменение, вносимое в Порядок, регулятором игнорируется проблема размещения в федеральной ГИС ЕГРЗ документов, не соответствующих требованиям, установленным для таких документов российским законодательством.

Так, заключения экспертизы должны:

быть выданы органом или организацией, полномочия на подготовку и выдачу заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий соответствующих объектов капитального строительства установлены ч. 3.4 и ч. 4.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) от 29.12.2004 (190-ФЗ);

 соответствовать требованиям к составу, содержанию и порядку оформления заключений экспертизы, установленным приказом Минстроя России от 08.06.2018 года №341/пр, в том числе к наличию подписей всех экспертов, исходя из соответствия их направлениям деятельности рассматриваемой документации.

     

Фото: www.fs.4geo.ru

    

При этом проектная документация, на которую выдано заключение экспертизы, не должна иметь оснований для отказа в принятии направленных на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, предусмотренных ч. 8 ст. 49 ГрК РФ, и оснований для принятия решения об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения экспертизы, предусмотренных п. 23 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 года №145.

В настоящий момент в ЕГРЗ размещаются любые документы, независимо от их соответствия законодательству РФ, а проверка осуществляется только на соответствие сведений, вносимых в реестр, информации, указанной в заключении.

   

Фото: www.tehproektstroy.ru

     

Ассоциация экспертных организаций в строительстве (АЭОС) вносила в Минстрой России предложения, предполагающие установить обязательную проверку при внесении в ЕГРЗ заключений и проектной документации на предмет соответствия таких заключений требованиям, предъявляемых к ним законодательством РФ.

К сожалению, эти предложения остались без внимания. Между тем, кроме исключения размещения в государственных информационных системах документов, которые не могут являться основанием для оказания государственных услуг, данная проверка позволит уменьшить нагрузку на персонал и системы хранения данных федеральной информационной системы, и, соответственно, снизить стоимость эксплуатации системы, что приведет к экономии бюджетных средств», — резюмировал эксперт.

    

Николай Малышев

    

Для портала ЕРЗ нововведение прокомментировал генеральный директор общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства» Николай МАЛЫШЕВ (на фото). 

«Подготовленный Минстроем России проект изменений в Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ) в значительной степени носит технический характер, — отметил эксперт. — С 25 декабря 2018 года в ст. 23.3 214-ФЗ был расширен перечень сведений (документов), которые подлежат размещению в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС).

Согласно ч. 6.5 указанной статьи оператор единого государственного реестра заключений (Главгосэкспертиза России) размещает в системе:

    

Фото: www.gis96.ru

    

• сведения о заключениях экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также о представленных для проведения такой экспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий;

заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проектную документацию и результаты инженерных изысканий, по итогам рассмотрения которых подготовлены такие заключения.

Для реализации указанной нормы закона предлагается предоставить доступ к ЕГРЗ оператору ЕИСЖС в лице АО «ДОМ.РФ».

Не так давно Минстрой России приказом от 21.01.2019 №19/пр уже вносил изменения в Порядок ведения ЕГРЗ и расширил перечень лиц, которые получают доступ к сведениям и документам, содержащимся в едином реестре.

По какой-то причине тогда не предусмотрели нормы, регламентирующие порядок размещения в ЕИСЖС сведений о выданных заключениях экспертизы», — заключил специалист.

    

Фото: www.omskrielt.com

   

    

  

  

  

Другие публикации по теме:

Плюсы и узкие места реформы строительной экспертизы: комментарий специалиста

Изменены правила формирования ЕГРЗ: комментарий эксперта

Новый перечень информации, которую застройщики обязаны размещать в ЕИСЖС

Состав проектной документации предлагают изменить

ЕГРЗ введена в промышленную эксплуатацию, но проблемы остались: комментарий эксперта

С 1 июля все заключения экспертизы будут вноситься в ЕГРЗ

Минстрой утвердил порядок ведения ЕГРЗ: комментарий эксперта

Введение ЕГРЗ отложили на полгода: мнения экспертов

Эксперты объяснили тонкости работы с ЕГРЗ

Минстрой России унифицирует состав сведений, включаемых в заключение экспертизы и ЕГРЗ

Через ЕГРЗ будет проходить 60 тыс. экспертных заключений в год