Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

Каким требованиям должен соответствовать возводимый объект капитального строительства

При вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства у застройщиков могут возникать проблемы, связанные с несоответствием возведенного по утвержденному проекту объекта новым требованиям законодательства. Поскольку процесс проектирования и строительства часто занимает продолжительное время, то обязательные требования к строительной продукции в этот период могут меняться. Можно ли требовать приведения в соответствие с новыми требованиями объекта, строительство которого было начато до появления таких норм?

     

Фото: www.nedviginform.ru    

   

В последнее время указанный вопрос особенно актуален, поскольку изменение обязательных требований происходит достаточно часто. Очередные поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые были внесены летом этого года (см. федеральные законы №340-ФЗ и №342-ФЗ от 03.08.2018), еще сильнее запутали этот вопрос.

В свое время СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (п. 3.5) предусматривал достаточно простой поход:

строительство должно вестись по проектной документации, прошедшей экспертизу, согласованной и утвержденной в установленном порядке;

по истечении трех лет с момента выдачи разрешения на строительство при продлении срока его действия орган местного самоуправления может потребовать при необходимости корректировки проектной документации в соответствии с нормативными документами, изменившимися за это время в части требований безопасности.

С момента вступления в силу Градостроительный кодекс РФ (далее – Кодекс) в явном виде не регулировал данный вопрос, но прослеживалась следующая логика:

государство в градостроительном плане устанавливает ограничения для строительства на конкретном земельном участке и выдает такой документ застройщику;

разрешение на строительство выдается государством при условии соответствия утвержденной застройщиком проектной документации требованиям ранее выданного градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ);

разрешение на ввод в эксплуатацию выдается государством при условии соответствия возведенного застройщиком объекта требованиям утвержденной проектной документации, выданных разрешения на строительство и ГПЗУ.

В 2017 году в Кодексе проявились нормы, которые установили, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в ГПЗУ в данных целях не допускается. Значит, застройщику потребуется получить градостроительный план заново, и, возможно, требования к возводимому объекту поменяются, что будет отражено в новом градостроительном плане.

     

Фото: www.sip-rost.ru

    

При этом установленные Кодексом с 1 января 2017 года основания для отказа в выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предопределяли необходимость соответствия проектной документации (ч. 13 ст. 51) или возведенного объекта (ч. 6 ст. 55) установленным на дату выдачи градостроительного плана[1] земельного участка:

требованиям градостроительного регламента, проекта планировки территории и проекта межевания территории (далее — градостроительные ограничения);

разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ (далее — требования земельного и иного законодательства).

Таким образом, до августа 2018 года возведенный объект капитального строительства должен был соответствовать проекту, а также градостроительным ограничениям, требованиям земельного и иного законодательства, которые служили исходными данными для проектирования (действовали на момент выдачи ГПЗУ).

Кодекс не предусматривал возможности отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта (построенного по утвержденному проекту в соответствии с полученным разрешением на строительство) по причине его несоответствия каким-то новым требованиям, действующим на момент ввода такого объекта в эксплуатацию.

В августе 2018 года нормы Кодекса в этой части существенно изменились. Согласно ч. 13 ст. 51 Кодекса при выдаче разрешения на строительство проект должен соответствовать:

установленным на дату выдачи ГПЗУ градостроительным ограничениям;

установленным на дату выдачи разрешения на строительство требованиям земельного и иного законодательства.

В соответствии с ч. 6 ст. 55 Кодекса при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объект должен соответствовать:

установленным на дату выдачи ГПЗУ градостроительным ограничениям;

установленным на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требованиям земельного и иного законодательства.

Можно сделать вывод, что в отличие от градостроительных ограничений, которые остаются неизменными для застройщика в процессе строительства, изменения требований земельного и иного законодательства могут послужить причиной отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию.

Единственное и временное исключение предусмотрено п. 5 ч. 6 ст. 55 Кодекса для того случая, если новые требования к использованию земельных участков предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, и строящийся (реконструируемый) объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

Указанное исключение также подтверждает вывод о том, что перечень требований земельного и иного законодательства, которым должен соответствовать вводимый в эксплуатацию объект капитального строительства, может быть достаточно широким. Как минимум к числу таких требований относятся ограничения, связанные с нахождением возводимых объектов капитального строительства в границах зон с особыми условиями использования территории (ст. 105 Земельного кодекса РФ предусматривает 28 видов таких зон).

В этой части застройщик должен принимать на себя риск невозможности ввода в эксплуатацию объекта, возведенного по утвержденному проекту в соответствии с полученным разрешением на строительство, из-за дополнительных ограничений использования земельных участков, которые возникли за время строительства объекта.

Следует также учитывать, что на практике соответствие проектных решений требованиям законодательства может обеспечивается застройщиком не на дату выдачи разрешения на строительство, а на момент проведения обязательной экспертизы проекта (последующие корректировки проектной документации повлекут необходимость проведения дополнительной процедуры повторной экспертизы).

При этом напомним, что предметом экспертизы проектной документации является не оценка соответствия проектной документации градостроительным ограничениям, требованиям земельного и иного законодательства, а оценка соответствия проекта требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий.

     

Фото: www.samstroy.com

     

Согласно Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, а также принятым на его основании подзаконным актам Правительства РФ (включая Постановление №1521 от 26.12.2014) проектная документация должна соответствовать обязательным требованиям национальных стандартов и сводов правил, действующим на момент подачи документации на экспертизу.

В августе 2018 года ст. 49 Кодекса была дополнена ч. 5.2, которая на уровне закона дополнительно урегулировала этот вопрос. Так, при проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет.

При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта осуществляется оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет.

В том случае, если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.

При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям технических регламентов, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.

Законодательством о градостроительной деятельности с момента принятия Кодекса и до настоящего времени в явном виде не устанавливается обязанность застройщика осуществлять корректировку проектной документации (в том числе при продлении срока действия разрешения на строительство) в соответствии с нормативными требованиями, изменившимися за время строительства.

В Положении об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утвержденном Постановлением Правительства РФ №145 от 05.03.2007) содержится спорная норма, которая затрагивает вопрос оценки соответствия при изменении нормативных требований.

Так, по общему правилу при повторной экспертизе проектной документации экспертной оценке подлежит только часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений. В случае если после проведения первичной (предыдущей повторной) экспертизы в законодательство РФ внесены изменения, которые могут повлиять на результаты экспертизы, экспертной оценке могут быть подвергнуты представленные проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в полном объеме.

Указанная формулировка предполагает, что оценка соответствия проектной документации новым требованиям технических регламентов может быть проведена по решению экспертной организации при обращении застройщика по вопросу проведения повторной экспертизы.

При этом в акте Правительства РФ отсутствуют критерии, которыми следует руководствоваться при принятии решения о необходимости приведения проектной документации в соответствии новыми требованиями. А если у застройщика в процессе строительства не возникнет необходимости в проведении повторной экспертизы, то вопрос учета в проекте новых нормативных требований (в том числе, связанных с безопасной эксплуатацией объекта) может вообще не рассматриваться в процессе строительства.

Следует также учитывать, что получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не всегда гарантирует дальнейшей беспроблемной эксплуатации такого объекта. Из-за длительного периода строительства введенный в эксплуатацию объект может уже не соответствовать законодательным требованиям к безопасной эксплуатации, которые могут отличаться норм, учтенных на стадии проектирования.

Вопрос особенно актуален в случае, если в отношении отдельных видов объектов (например, опасные производственные объекты) или конкретных видов безопасности (например, требования пожарной безопасности) предусмотрен государственный надзор на стадии эксплуатации.

В этой связи принципиально важным является вопрос о соответствии норм градостроительного законодательства, устанавливающих требования к возводимым объектам, и положений отраслевого законодательства, которые определяют требования к безопасной эксплуатации таких объектов.

Разумным представляется подход, заложенный в ч. 1 ст. 42 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, который предусматривает приведение объекта в соответствии с новыми требованиями безопасности в плановом режиме в ходе его очередной реконструкции или капитального ремонта.

Николай МАЛЫШЕВ, генеральный директор общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства»

       

Николай Малышев

   

[1]В отношении линейных объектов градостроительные ограничения определяются положениями утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории без привязки к дате выдаче градостроительного плана земельного участка.
[2]Согласно п. 4 ст. 107 Земельного кодекса РФ приведение разрешенного использования (назначения) и (или) параметров зданий, сооружений в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, или снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, размещение которых в зоне с особыми условиями использования территории не допускается, осуществляется в течение двух лет со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена такая зона.

   

   

  

  

 

Другие публикации по теме:

Почему дает сбои система обеспечения безопасности возводимых зданий и сооружений

Для чего нужен единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации

К вопросу о реформировании государственного строительного надзора

Проект федерального закона о саморегулировании в экспертизе – наглядная иллюстрация того, чего делать не следует!

Институт строительной экспертизы: прошлое, настоящее и будущее

Вопросы о новой форме градостроительного плана земельного участка: форма ГПЗУ как зеркало ошибок законодательства

Эксплуатационная документация на многоквартирные дома и помещения в них и развитие долевого строительства

Новые требования к застройщикам и другим организациям, которые будут осуществлять функции технического заказчика с 1 июля 2017 года

Новая форма градостроительного плана земельного участка. Комментарий эксперта

+

Средняя стоимость строительства многоквартирных жилых домов массового спроса и цены на рынке недвижимости по регионам РФ на апрель 2024 года

Специалисты Союза инженеров-сметчиков (СИС) подготовили справку о средней стоимости строительства многоквартирных жилых домов массового спроса и ценах на рынке жилья в регионах РФ по состоянию на 01.04.2024. Автор справки, директор Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России, президент СИС Павел ГОРЯЧКИН любезно предоставил ее в распоряжение портала ЕРЗ.РФ.

   

Фото: © Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори

 

Принятое значение 1 $ = 92,53 руб. (Официальный курс ЦБ РФ на 01.04.2024)

№ п/п Наименование федерального округа и региона
первая строка – в рублях
вторая строка – в долларах США
Полная стоимость строительства жилых домов массового спроса на 1 м2 общей площади квартир жилых зданий (для вновь начинаемых строительством) Средние рыночные показатели предложений на первичном рынке жилья, отнесенные на 1 м2 общей площади квартир домов массового спроса Средние рыночные показатели предложений на вторичном рынке типового жилья, отнесенные на 1 м2 общей площади квартир жилых зданий
Центральный федеральный округ
1 Белгородская область 77 125 78 307 82 770
834 846 895
2 Брянская область 61 332 75 392 81 423
663 815 880
3 Владимирская область 76 385 95 336 102 420
826 1 030 1 107
4 Воронежская область 72 528 89 788 82 233
784 970 889
5 Ивановская область 68 656 81 470 89 744
742 880 970
6 Калужская область 77 213 73 203 89 667
834 791 969
7 Костромская область 70 903 58 090 73 806
766 628 798
8 Курская область 71 658 80 276 86 241
774 868 932
9 Липецкая область 70 859 78 046 81 714
766 843 883
10 Московская область 122 608 149 833 162 658
1 325 1 619 1 758
11 Орловская область 71 173 82 553 86 020
769 892 930
12 Рязанская область 72 759 83 027 93 070
786 897 1006
13 Смоленская область 70 861 69 271 71 233
766 749 770
14 Тамбовская область 72 640 78 514 82 911
785 849 896
15 Тверская область 75 141 88 940 96 055
812 961 1 038
16 Тульская область 81 055 90 606 106 648
876 979 1153
17 Ярославская область 81 268 97 445 101 064
878 1053 1 092
18 г. Москва 156 668 246 522 281 833
1 693 2 664 3 046
Северо-Западный федеральный округ
19 Республика Карелия 77 247 59 770 67 767
835 646 732
20 Республика Коми 89 265 73 792 78 123
965 797 844
21 Архангельская область 90 715 84 896 89 141
980 917 963
22 Вологодская область 85 351 61 264 67 660
922 662 731
23 Калининградская область 98 881 122 097 127 343
1 069 1 320 1 376
24 Ленинградская область 85 683 136 214 129 900
926 1472 1404
25 Мурманская область 85 882 94 965 101 613
928 1 026 1 098
26 Новгородская область 73 015 97 445 126 154
789 1 053 1 363
27 Псковская область 73 015 59 911 62 705
789 647 678
28 г. Санкт-Петербург 144 926 246 343 201 026
1 566 2 662 2 173
29 Ненецкий автономный округ 90 578 57 136 68 302
979 617 738
Южный и Северо-Кавказский федеральные округа
30 Республика Адыгея (Адыгея) 86 782 67 057 72 118
938 725 779
31 Республика Дагестан 67 722 55 189 65 170
732 596 704
32 Республика Ингушетия 64 126 49 551 54 826
693 536 593
33 Кабардино-Балкарская Республика 70 352 54 362 60 149
760 588 650
34 Республика Калмыкия 70 764 54 681 60 501
765 591 654
35 Карачаево-Черкесская Республика 64 411 49 772 55 069
696 538 595
36 Республика Северная Осетия — Алания 67 691 52 305 57 873
732 565 625
38 Краснодарский край (г. Краснодар) 76 615 128 234 116 470
828 1386 1259
39 Ставропольский край 73 088 93 596 101 033
790 1 012 1 092
40 Астраханская область 72 644 58 745 62 035
785 635 670
41 Волгоградская область (г. Волгоград) 75 135 92 000 97 318
812 994 1052
42 Ростовская область (г. Ростов на Дону) 87 555 99 678 113 822
946 1 077 1 230
Приволжский федеральный округ
43 Республика Башкортостан (г. Уфа) 94 466 132 388 114 930
1 021 1 431 1 242
44 Республика Марий Эл 74 393 61 871 68 456
804 669 740
45 Республика Мордовия 72 946 56 084 65 466
788 606 708
46 Республика Татарстан
(г. Казань)
92 486 196 523 166 271
1 000 2 124 1 797
47 Удмуртская Республика 72 955 58 329 65 233
788 630 705
48 Чувашская Республика – Чувашия 72 525 55 714 63 607
784 602 687
49 Кировская область 70 287 75 376 91 700
760 815 991
50 Нижегородская область (г. Нижний Новгород) 95 623 178 866 133 273
1 033 1 933 1 440
51 Оренбургская область 70 627 54 895 63 141
763 593 682
52 Пензенская область 71 701 81 389 85 621
775 880 925
53

Пермский край
(г. Пермь)

80 799 95 675 102 114
873 1 034 1 104
54

Самарская область
(г. Самара)

87 701 107 153 111 056
948 1 158 1 200
55 Саратовская область 65 322 90 030 93 811
706 973 1 014
56 Ульяновская область 62 236 71 429 82 117
673 772 887
57 Пермский край (Коми-Пермяцкий автономный округ) ** ** **
** ** **
Уральский федеральный округ
58 Курганская область 62 209 53 327 55 640
672 576 601
59 Свердловская область
(г. Екатеринбург)
97 575 110 078 116 437
1 055 1 190 1 258
60 Тюменская область 91 351 119 770 116 576
987 1 294 1 260
61 Челябинская область
(г. Челябинск)
64 008 97 311 86 522
692 1 052 935
62 Ханты-Мансийский автономный
округ—Югра (г. Сургут)
100 769 87 953 101 571
1 089 951 1 098
63 Ямало-Ненецкий автономный
округ (г. Салехард)
109 378 100 461 115 208
1 182 1 086 1 245
Сибирский и Дальневосточный федеральные округа
64 Республика Алтай 72 516 65 923 70 321
784 712 760
65 Республика Бурятия 69 661 52 625 58 708
753 569 634
66 Республика Тыва 67 095 51 845 57 364
725 560 620
67 Республика Хакасия 70 859 57 136 62 629
766 617 677
68 Алтайский край 73 037 91 992 106 754
789 994 1154
69 Красноярский край
(г. Красноярск)
78 066 97 438 118 379
844 1 053 1279
70 Иркутская область
(г. Иркутск)
77 657 119 845 114 130
839 1 295 1233
71 Кемеровская область 72 576 94 740 108 365
784 1 024 1 171
72 Новосибирская область
(г. Новосибирск)
85 327 99 136 114 922
922 1 071 1 242
73 Омская область
(г. Омск)
68 620 92 841 103 516
742 1 003 1 119
74 Томская область 79 282 92 068 113 022
857 995 1 221
75 Забайкальский край (Читинская область) 72 614 61 195 64 454
785 661 697
76 Забайкальский край (Агинский Бурятский округ) 69 425 54 627 60 442
750 590 653
77 Красноярский край (Таймырский Долгано-Ненецкий район) 59 493 47 452 52 503
643 513 567
78 Иркутская область (Усть-Ордынский Бурятский округ) 60 562 48 063 53 179
655 519 575
79 Красноярский край (Эвенкийский район) 61 670 47 654 52 726
666 515 570
Сибирский и Дальневосточный федеральные округа
80 Республика Саха (Якутия) 105 698 96 927 103 317
1 142 1 048 1 117
81 Приморский край
г. Владивосток
113 223 178 652 162 542
1 224 1 931 1 757
82 Хабаровский край
г. Хабаровск
106 338 114 595 131 652
1 149 1 238 1 423
83 Амурская область 94 108 72 718 81 098
1 017 786 876
84 Камчатский край 86 420 76 905 87 045
934 831 941
85 Магаданская область 69 975 65 167 72 100
756 704 779
86 Сахалинская область 110 241 165 344 159 533
1 191 1787 1 724
87 Еврейская автономная область 83 291 64 360 74 311
900 696 803
88 Камчатский край  (Корякский автономный округ) 88 564 65 874 68 837
957 712 744
89 Чукотский автономный округ 90 578 53 327 69 406
979 576 750
Российская Федерация,
в среднем
81 103 87 968 90 547
877 951 979

  

Фото: www.edsro.center

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Показатели приводятся в рублях на 1 м2 общей площади квартир жилых зданий.

2. Под жилыми домами массового спроса понимаются крупнопанельные и объемно-блочные жилые дома типовых проектов (модернизированных серий) высотой 9—16 этажей, монолитные жилые дома с навесными трехслойными панелями (т. н. «сборно-монолитные»), а также монолитные жилые дома (монолитный каркас) с ограждающими конструкциями из блоков (газобетон и т. п. с утеплителем).

3. Показатели полной стоимости строительства и цен первичного рынка приводятся с учетом простой базовой отделки (окраска, обои, разводка, установка ПДУ, паркет березовый, линолеум, газовые или электроплиты, лифты и т. п.), наружных сетей и благоустройства (относимых на сметную стоимость дома), а также среднего уровня прочих работ и затрат застройщиков в процессе подготовки строительства, производственного цикла и сдачи дома.

  

В показателях полной стоимости строительства для застройщиков учтены:

средние затраты застройщиков на приобретение прав на земельный участок (стоимость, зависит от местоположения и технико-экономических показателей объекта строительства) и составляет от 11,1% до 14%;

стоимость строительства внутриплощадочных наружных инженерных коммуникаций, стоимость работ по благоустройству и озеленению территории строительства и составляет от 8% до 12%;

получение и исполнение технических условий по подключению объекта к сетям инженерной инфраструктуры (с учетом инвестиционной составляющей монополистов, за исключением прямого строительства головных источников и магистральных сетей) и составляет в среднем размере 4,7%;

затраты по вводу дома в эксплуатацию.

 

Примечание: не путать с себестоимостью строительно-монтажных работ и подтвержденными учетной документацией составом затрат, относимых на себестоимость строительства.

Показатель полной стоимости строительства, приводимый в Справке — это расчетная восстановительная стоимость строительства с учетом всех затрат застройщиков на удельную единицу расчета с началом строительства в текущем месяце.

 

Для жилых домов, вводимых в эксплуатацию без отделки квартир (чистого покрытия пола, установки сантехнических приборов, оклейки обоями, малярных и облицовочных работ, установки внутренних дверных блоков), приведенные показатели уменьшаются на 7% — 10%.

При размещении в жилых зданиях встроенных или пристроенных предприятий (организаций) торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания показатели рассчитываются только для жилой части здания.

 

СРЕДНЯЯ ОБЩАЯ И ЖИЛАЯ ПЛОЩАДЬ КВАРТИР, КВ. М

Тип дома Однокомнатные Двухкомнатные Трехкомнатные
общая жилая общая жилая общая жилая
5-этажный 31 18 44 29 58 41
9-этажный 32 19 44 29 57 40
«сталинский» 34 19 56 34 78 52
12—16-этажный 36 20 48 30 68 44
17—22-этажный 38 19 55 32,5 75 45

 

Общая площадь жилых зданий определяется в соответствии с СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные» актуализированной редакции СНиП 31-01-2003 (утв. Приказом Минстроя России от 03.12.2016 №883/пр. ред. от 19 декабря 2019 г.) Приложение А «Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности и строительного объема» (в редакции с 15 апреля 2020 г. — Изменение №1).

 

Фото: vk.com

 

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ЖИЛОГО ЗДАНИЯ определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли, измеренных между внутренними поверхностями наружных стен на уровне пола (без учета плинтусов), а также площади балконов, лоджий, террас и веранд, а также лестничных площадок и ступеней с учетом их площади в уровне данного этажа.

 

Примечания: При устройстве на балконах, лоджиях, террасах панорамного остекления с ограждением их площадь измеряется без учета площади, занятой ограждением. Площадь многосветных помещений, пространство между лестничными маршами более ширины марша или 1,5 м, проемы в перекрытиях, а также лифтовые и другие шахты следует включать в общую площадь здания в пределах только одного этажа. Площади подполья для проветривания здания, неэксплуатируемого чердака, технического подполья, технического чердака, внеквартирных инженерных коммуникаций с вертикальной (в каналах, шахтах) и горизонтальной (в межэтажном пространстве) разводками, а также тамбуров, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов в площадь здания не включают.

Эксплуатируемая кровля при подсчете общей площади здания приравнивается к площади террас.

Площадь комнат, помещений вспомогательного использования и других помещений жилых зданий следует определять по их размерам, измеряемым между отделанными поверхностями стен и перегородок на уровне пола (без учета плинтусов).

Площадь, занимаемая печью, в том числе печью с камином, которые входят в отопительную систему здания, а не являются декоративными, в площадь комнат и других помещений не включаются.

Площадь остекленных и неостекленных балконов, лоджий, а также террас следует определять по их размерам, измеряемым по внутреннему контуру (между стеной здания и ограждением) без учета площади, занятой ограждением.

Площадь французского балкона, в том числе имеющего нижнюю грань проема с наружной стороны от коробки балконного блока, образованную в пределах толщины стен, в составе площади летних помещений не учитывается.

 

ПЛОЩАДЬ КВАРТИР определяют как сумму площадей всех отапливаемых помещений (жилых комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд) по их размерам, измеряемым между поверхностями стен и перегородок, без учета неотапливаемых помещений (лоджий, балконов, веранд, террас, холодных кладовых и тамбуров).

К площади помещений вспомогательного использования в жилом помещении относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей, и иные.

 

Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ, ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Примечанием 64 Приказа Минстроя России от 15 октября 2020 г. №631/пр «О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. №996/пр "Об утверждении формы проектной декларации"» определен принцип подсчета общей площади жилого помещения, а именно указывается сумма площадей всех отапливаемых помещений (жилых комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд) и всех помещений (лоджий, балконов, веранд, террас, холодных кладовых и тамбуров) без понижающего коэффициента. Данная норма введена в действие с 13 декабря 2020 г.

Указанная площадь должна соответствовать фактическому значению показателя (сумма площадей) «Общая площадь жилых помещений (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас)», отраженному в подпункте 2.2 раздела II Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

 

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ КВАРТИРЫ — сумма площадей ее отапливаемых комнат и помещений, встроенных шкафов, а также неотапливаемых помещений (лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых), подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджии — 0,5; для балконов и террас — 0,3; для веранд и холодных кладовых — 1,0. Площадь, занимаемая печью, в площадь помещений не включается.

Площадь под маршем внутриквартирной лестницы при высоте от пола до низа выступающих конструкций 1,6 м и более включается в площадь помещений, где расположена лестница, подсчитываемых с понижающими коэффициентами, установленными правилами технической инвентаризации. Площадь под маршем внутриквартирной лестницы на участке с высотой от пола до низа выступающих конструкций лестницы 1,6 м и менее не включается в площадь помещения, в котором размещена лестница.

 

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (КВАРТИР) В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ (ДОМАХ) определяется как сумма площадей всех частей жилых помещений (квартир), включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас, подсчитываемых с соответствующими понижающими коэффициентами, установленными приказом Минстроя России от 25 ноября 2016 г. №854/пр «Об установлении понижающих коэффициентов для расчета площади лоджии, веранды, балкона, террасы, используемой при расчете общей приведенной площади жилого помещения».

Указанная площадь должна соответствовать фактическому значению показателя (сумма площадей) «Общая площадь жилых помещений (с учетом балконов, лоджий, веранд, террас)», отраженному в подпункте 2.2 раздела II Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

 

В общую площадь жилых помещений не входит:

площадь лестничных клеток, лифтовых холлов, тамбуров, общих коридоров, вестибюлей, галерей, неотапливаемых мансард и мезонинов, подполья для проветривания здания, проектируемого для строительства на вечномерзлых грунтах, чердака, технического подполья (технического чердака), внеквартирных коммуникаций, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, наружных открытых лестниц;

 площадь, предназначенная для жилищно-эксплуатационных организаций, магазинов, отделений связи, детских учреждений, предприятий службы быта и так далее;

 площадь помещений комендантов, служебных комнат обслуживающего персонала, торговых ларьков в общежитиях, специальных домах для одиноких престарелых, ветеранов, инвалидов, детских домах, домах-интернатах;

 площадь помещений столовых, буфетов, клубов, читален, библиотек, учебных классов, спортивных залов, приемных пунктов бытового обслуживания в общежитиях;

 площадь жилых помещений, переоборудованных из нежилых в результате работ, не относящихся к реконструкции;

 площадь жилых помещений в нежилых зданиях.

 

Для многоквартирных жилых домов переход от стоимости 1 кв. м
общей площади дома к показателю стоимости 1 кв. м общей площади квартир
может осуществляться при помощи коэффициентов

Наименование

Коэффициент

Многоэтажные жилые дома (от 6 этажей и выше):

 

Жилые дома с монолитным каркасом

1,21

Жилые дома со сборным каркасом

1,21

Монолитные жилые дома

1,21

Панельные жилые дома

1,17

Кирпичные жилые дома

1,15

Жилые дома из легкобетонных блоков

1,15

Малоэтажные и жилые дома средней этажности (1—5-этажные)

1,17

 

При наличии фактических данных об общей стоимости (затратах застройщика на строительство (создание) объекта недвижимости, расчет указного коэффициента необходимо произвести исходя из данных и величине общей площади жилого дома и общей площади жилых помещений (квартир) в жилом доме. 

 

   

     

   

   

      

Другие публикации по теме:

Изменения в методике определения затрат на строительство временных зданий и сооружений

Индексы сметной стоимости строительства в I квартале 2024 года в очередной раз меняются

Утверждена методика определения стоимости работ по инженерным изысканиям

Расчет сметной стоимости строительства можно осуществить с учетом формирования и ведения информационной модели

Минстрой обновил перечни строительных ресурсов

Минстрой: при строительстве за рубежом приоритет отдается иностранным сметным нормативам

Корректировка нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации

Средняя стоимость строительства МКД массового спроса и цены на рынке недвижимости по регионам РФ на февраль 2020 года