Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

Прогноз портала ЕРЗ по вводу жилья в 2018 году

Портал ЕРЗ представляет собственный прогноз объема ввода жилья в Российской Федерации в 2018 году с описанием методологии, используемой для прогнозирования. По прогнозу ЕРЗ объем ввода жилья в 2018 году составит не более 77,1 млн м², в том числе индустриального жилья — до 43,8 млн м², индивидуального — до 33,4 млн м².

По состоянию на 28.12.2018 г.

 

1. Динамика ввода жилья в 2018 году

По данным Росстата из 11 месяцев 2018 года положительная динамика ввода жилья по отношению к 2017 году наблюдалась на протяжении четырех месяцев (январь-апрель), отрицательная — в течение семи месяцев (май-ноябрь).

   

https://erzrf.ru/images/illustr/10404026001ILLUSTR.png
https://erzrf.ru/images/illustr/10404026001ILLUSTR.png

   

По отношению к 2016 году положительная динамика ввода жилья наблюдалась на протяжении двух месяцев (февраль-март), отрицательная — в течение девяти (январь, апрель-ноябрь).

  

https://erzrf.ru/images/illustr/10404024001ILLUSTR.png
https://erzrf.ru/images/illustr/10404024001ILLUSTR.png

   

Накопленным итогом опережение темпов прошлого года, которое наблюдалось с января по июль, в августе сменилось отставанием. С января по ноябрь текущего года введено 58,2 млн м² жилья, что на 3,5% меньше, чем за аналогичный период 2017 года.

  

https://erzrf.ru/images/illustr/10404022001ILLUSTR.png
https://erzrf.ru/images/illustr/10404022001ILLUSTR.png

   

Между тем ввод жилья застройщиками и населением показывают различную динамику.

  

1.1. Динамика ввода жилья застройщиками в 2018 году

Ввод жилья застройщиками по итогам 11 месяцев 2018 года снизился по сравнению с прошлым годом на 11,2%, а по сравнению с 2016 годом — на 16,6%. Ежегодное снижение объемов ввода застройщиками за январь-ноябрь наблюдается после максимума, зафиксированного в 2015 году.

  

  

Ноябрь продемонстрировал необычайно большой прирост объема ввода жилья застройщиками по отношению к 2017 году — более 17%. До этого слабоположительная динамика в этом году наблюдалась лишь дважды (в апреле и в сентябре).

  

   

1.2. Динамика ввода жилья населением в 2018 году

Ввод индивидуального жилья населением (ИЖС), наоборот, вырос к прошлому году на 6,2%, и может показаться, что это перелом негативного тренда, который наблюдается после пика, зафиксированного в 2015 году.

  

   

Однако, это не так. Увеличение объемов ввода ИЖС обусловлено объявленным финишем так называемой дачной амнистии (с 1 марта 2018 года). После указанной даты процедура ввода ИЖС должна была существенно усложниться. Поэтому граждане максимально ускорились с реализацией упрощенной процедуры регистрации прав на индивидуальные жилые дома. Такие же процессы наблюдались в 2015 году, когда также предполагался финиш дачной амнистии (с 1 марта 2015 года). Это хорошо видно на приведенном графике. В 2018 году, как и в 2015‑м, всплеск ввода ИЖС приходится на февраль — последний месяц действия дачной амнистии.

  

   

Сравнение помесячных показателей ввода жилья населением за 2012—2018 гг. показывает, что всплеск объемов ввода ИЖС начинается за 6 месяцев до объявленной даты финиша дачной амнистии и завершается следующим месяцем по окончанию этой даты (см. график).

   

   

2. Прогноз ввода жилья в 2018 году

2.1. Прогноз ввода жилья застройщиками

При построении прогноза ввода жилья застройщиками исходим из опыта прошлых лет. В течение последних трех лет ввод жилья застройщиками за январь-ноябрь составляет порядка 73—75% от итоговых объемов по году (73,4% в 2017 году; 74,6% в 2016-м; 72,8% в 2015-м). Значит, по итогам 2018 года следует ожидать ввода застройщиками в объеме 40,4—41,4 млн м², т.е. ожидается снижение по сравнению с 2017 годом на 4,8—5,8 млн м² или на 10—13%.

Вместе с тем, исходя из собственных данных ЕРЗ, оценить ожидаемый годовой объем ввода можно иначе. В 2017 году застройщики ввели только 47% жилья, которое по состоянию на декабрь 2017 года планировалось к вводу в 2017 году. Ввод остального жилья (53%) был перенесен на более поздний срок. На декабрь 2018 года застройщики планируют ввести до конца года еще 37,8 млн м² жилья. Можно ожидать, что, как и прежде, фактически введется чуть менее половины.

Однако следует учесть, что за год существенно вырос средний срок строительства: с 32,5 месяцев в 2017 году до 35,2 месяцев за первое полугодие 2018 года. Такими темпами по итогам года средний срок строительства может достигнуть 37,3 месяца (+15% по сравнению с прошлым годом). А значит, и доля фактического ввода от планов на декабрь пропорционально снизится до 41%. В целом по итогам года может быть введено до 36 млн м² жилья с опубликованными проектными декларациями, которое учитывается в базе ЕРЗ.

  

Показатель

формула

на 01.12.2017

на 01.12.2018

1

введено с начала года по 01.12 по базе ЕРЗ, млн м²

 

22,0

20,5

2

запланировано застройщиками ко вводу после 01.12, млн м²

 

33,9

37,8

3

всего план ввода за год, млн м²

П1 + П2

56,0

58,3

 

 

 

факт 2017 года

прогноз на 2018 год

4

всего фактически введено в 2017 по базе  ЕРЗ на 01.12.2018, млн м²

 

38,0

-

5

не ввелось из плана ввода за 2017 год, млн м²

П3 - П4

18,0

-

6

перенесено из запланированного ко вводу после 01.12.2017

П5 / П2

53%

-

7

введено из запланированного ко вводу после 01.12.2017

1 - П6

47%

-

8

ввод МКД по данным Росстата в 2017 году

 

46,2

-

9

коэффициент прироста ввода МКД по данным Росстата сверх данных базы ЕРЗ

П8 / П4

1,22

1,22

10

введется в 2018 году из ожидаемого при сохранении долей по П7 и П8, млн м²

П2 х П7

-

17,8

11

средняя продолжительность строительства, мес.

 

32,5

37,3

12

коэффициент роста срока строительства

П11(2018) / П11(2017)

-

1,15

13

введется в 2018 году из ожидаемого с учетом роста срока строительства, млн м²

П10 / П12

-

15,5

14

введется всего в 2018 году по базе ЕРЗ с учетом роста срока строительства, млн м²

П1 + П13

-

36,0

15

ожидаемый ввод МКД по данным Росстата в 2018 году, млн м²

П14 х П9

-

43,8

  

В 2017 году дополнительный объем ввода по данным Росстат составил 22% от объема ввода жилья с опубликованными проектными декларациями, учтенного ЕРЗ. Таким образом, совокупный ввод застройщиками в 2018 году может достигнуть 43,8 млн м², что на 2,4 млн м² или 5,2% меньше объемов 2017 года.

   

   

2.2. Прогноз ввода жилья населением

Если помесячный объем ввода населением в декабре окажется на уровне средних значений 2012—2017 годов, то за год ввод жилья населением составит 33,4 млн м² (+0,4 млн м² к 2017 году). В случае повторения динамики, аналогичной 2015 году, когда дачную амнистию продлили в прошлый раз, ввод населением за год составит 32,8 млн м² (-0,2 млн м² к 2017 году).

  

   

2.3. Прогноз ввода жилья суммарно застройщиками и населением

Таким образом, по итогам года совокупно ввод индустриального и индивидуального жилья может составить по оптимистичному прогнозу 77,1 млн м². В пессимистичном прогнозе объем ввода достигнет 73,2 млн м².

  

Показатель

Прогноз объема ввода в 2018 году, млн м²

Оптимистичный

Пессимистичный

Ввод застройщиками

43,8 млн м²

40,4 млн м²

Ввод населением

33,4 млн м²

32,8 млн м²

Итого

77,1 млн м²

73,2 млн м²

  

Оптимистичная оценка на 34% меньше уровней 2016—2017 годов, пессимистичная на 4% больше уровня 2013 года. По сравнению с 2014—2015 годами прогнозы ниже на 9% и 14% соответственно.

   

  

  

  

  

 

Другие публикации по теме:

Георгий Остапкович: 75—76 млн кв. м жилья — это потолок нынешних возможностей строительной отрасли

Минстрой: при переходе на проектное финансирование застройщикам понадобится прямая господдержка

Ввод жилья: итоги первого полугодия

+

Цифровая спецификация в проектной документации как элемент перехода на «Цифровое строительство»

Председатель правления Южно-Уральской Ассоциации строителей Константин Золотарев анализирует вопросы внедрения цифровой спецификации в состав проектной документации.

    

Фото: www.pbctoday.co.uk

   

Национальная программа «Цифровая экономика отражена в недавнем Указе Президента России 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Одним из существенных шагов в реализации этой нацпрограммы, частью которой является федеральный проект «Цифровое строительство», является введение в состав проектной документации раздела «Цифровая спецификация».

С момента выхода предыдущих майских указов Президента в строительной отрасли сформировался спрос на современные IT-решения облачных сервисов по цифровому проектированию (BIM), управлению проектами (SCADA), мониторингу цен, созданию и сопоставлению баз ресурсов — строительных материалов, оборудования (ФГИС ЦС), системы учета (хранилища документации) и допроектного аудита проектной документации (ЕГРЗ).

   

Фото: www.minstroyrf.ru

   

Каждая из предлагаемых систем имеет в основе машинные алгоритмы обработки заносимых данных в соответствии с разработанными формами. И каждая из этих систем позволит удовлетворить растущий спрос (в том числе государства) при одном условии — наличии достоверных данных.

Запуск ФГИС ЦС откладывается во второй раз из-за «недостаточности наполняемости сведений от производителя». Производителям строительных материалов важна корректная идентификация своей продукции на портале. Идентификация проектными организациями материалов с ресурсами ФГИС ЦС будет следующей проблемой.

Более того, спрос на цифровое моделирование преувеличен, хотя, несомненно, рост наблюдается. Но его использование определяется желанием застройщиков повысить производительность и качество проектной документации (так или иначе, участие государства в этом процессе лежит в плоскости регулирования условий обеспечения безопасности результатов цифрового моделирования).

Внимание государства должно быть сосредоточено на получении достоверных данных о состоянии отрасли, контроля исполнения участниками строительного рынка государственной технической политики (повышение уровня импортозамещения строительных материалов и оборудования, применение энергоэффекивных технологий, мониторинг отпускной стоимости производимой и импортируемой продукции, эффективное планирование и реализация проектов с участием государства на территории иных стран). Более того, данной информацией государство должно обладать в разрезе каждого субъекта РФ, вплоть до муниципального образования.

   

Фото: www.stroykat.com

   

Обеспечение реализации государственной политики в области импортозамещения (создание новых производственных мощностей, эффективная загрузка существующих) и применение энергоэффективных технологий возможно только при получении сводной информации о проектном использовании строительных материалов и оборудования, в том числе путем проведения анализа удельного веса использования товарных марок в группе аналогов (причины лидирующих позиций: качество — цена). Данная информация в полной мере раскроет картину поведения заказчиков, застройщиков, проектных организации в области применения материалов.

Цифровая спецификация в данном случае может стать эффективным инструментом сбора указанных данных.

Под цифровой спецификацией понимается электронный проектный документ, определяющий состав оборудования, изделия и материалов, предназначенный для комплектования, подготовки и осуществления строительства.

В отличие от спецификации по ГОСТ 21.110-95 цифровая спецификация должна обладать универсальной системой идентификации включенных в состав спецификации материалов и оборудования.

Универсальная система идентификации материалов — единый электронный справочник производимой продукции, который является фундаментальным элементом «цифровизации» строительства и экономики в целом.

    

Фото: www.relrus.ru

    

На рынке существует немало электронных каталогов производимой продукции (Gfk Etlize, COMARCH, Sematics3, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг, ФГИС ЦС, 1С: Номенклатура, Национальный каталог). Всем им сегодня присущ целый ряд недостатков: высокая стоимость, слабая универсальность, отсутствие гармонизации данных с другими информационными системами, недостаточно структурированное и малоинформативное описание товаров, отсутствие открытого API.

Поэтому, рассматривая вопрос внедрения цифровой спецификации в состав проектной документации, требуется учитывать необходимость государства закрепить (выбрать) один универсальный справочник, то есть один цифровой язык общения.

Только такие решения позволят сформировать фундаментальную опору для конструктивного и сбалансированного перехода в «цифровую экономику» и «цифровое строительство». В противном случае вся работа по реализации поручений Президента сведется к обычным сервисам электронного документооборота.
Константин ЗОЛОТАРЕВ, председатель правления Южно-Уральской Ассоциации строителей

    

Фото: www.assostroy56.ru

    

  

  

  

 

Другие публикации по теме:

На «Цифровое строительство» и другие отраслевые программы выделят более триллиона рублей

30-этажный жилой дом на 3D-принтере: намного быстрее и ощутимо дешевле

Для перехода к информационному моделированию нужны соответствующие стандарты

ЕГРЗ введена в промышленную эксплуатацию, но проблемы остались: комментарий эксперта

Запуск ФГИС ЦС перенесен на 2019 год: комментарии экспертов

Наталья Антипина: Минстрой России работает над переводом строительных процедур в цифровой формат

В 2018 году почти 40% застройщиков перешли на электронную подачу проектных деклараций

Подведены итоги второго Всероссийского открытого конкурса с международным участием «BIM-технологии 2017»

ГК «Основа» стала инвестором платформы цифрового проектирования, которая поможет застройщикам при проектном финансировании

Проектное финансирование будет стоить 4%, а если застройщик использует BIM-технологии, — то 2%

Эксперт: СП по информационному моделированию — первый шаг на пути к прозрачности строительства