Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

Развитие городского подземного пространства требует правовой поддержки

Свою статью на эту тему порталу ЕРЗ любезно предоставил Валерий БЕЛЯЕВ, советник по освоению подземного пространства руководителя Департамента градостроительной политики г. Москвы, ученый секретарь секции «Градпроектирование и подземная урбанистика» ОНТС по вопросам градостроительной политики и строительства г. Москвы, председатель подкомитета «Подземное градостроительство и архитектура» Комитета «Архитектура и градостроительство» НОПРИЗ, к.т.н., доцент.

      

Фото: www.ardexpert.ru

      

В национальной градостроительной повестке все чаще упоминаются прогрессивные модели компактного, устойчивого, жизнеспособного города (Мосурбанфорум-2018 и др.), которые уже находят внедрение в мире. Таким моделям в полной мере отвечает развитие подземной урбанистики.

Сегодня в центрах городов Канады, Японии и др. стран появляются масштабные и связанные взаимно подземно-наземные образования, всепогодно обеспечивающие безопасную и комфортную среду пребывания. При этом все чаще демонстрируется интегральный подход (метод «Глубокий город»), когда наряду с пространственным аспектом рассматривается одновременное использование и таких подземных сервисов, как геотермальная энергия, ресурсы подземных вод и геоматериалов.

Отставание наших городов в данной сфере становится критичным. Представляется, что в целом оно связано с недостатками в сфере госуправления. В разрабатываемых документах стратегирования, призванных в том числе обозначать градполитику, эта проблема не находит должного отражения.

Не приспособлена для ее решения и сама система «градоустройства» (территориального планирования, планировки территории и зонального регулирования с соответствующим инфраструктурным обеспечением реализации). Акцент в ней традиционно делается на наземном строительстве, а градпотенциал ресурса находящегося, буквально «под ногами» подземного пространства (далее — ПП) остается невостребованным.

Это повышает риск градостроительных просчетов, подпитывает расползание крупнейших городов, затрудняет нахождение эффективной модели расселения и тормозит реализацию нацпроекта по повышению качества городской среды. Причем разрыхление городского пространства сейчас стало признаваться и экономически невыгодным.

Свою лепту вносит и то, что система правового обеспечения госуправления также не «заточена» на создание градостроительных подземных структур и комплексов, тем более на интегральное использование иных сервисов ПП. Специальные системные отечественные исследования по теме правового регулирования градостроительного развития городского подземного пространства (далее — РГПП) не ведутся, хотя в мире они достаточно масштабны и представительны. Проводят их, в том числе и такие значимые международные организации, как тоннельная ассоциация (ITA), ассоциация организаций-исследователей подземного пространства (ACUUS).

   

Фото: www.hronika.info

    

Граддеятельность по созданию подземных зданий и сооружений (далее — ПЗС) как объектов капитального строительства связана с образованием и застройкой не только земельных участков, но формально, согласно законодательству о недрах и c образованием участков недр, по крайней мере, для проектирования ПЗС, заглубляемых на 5 и более метров.

Однако правовое разграничение и технологическая увязка «градостроительства», «недропользования» и «землепользования» в настоящее время в российском законодательстве отсутствует, чему способствует в частности и недостаточная согласованность действий в рассматриваемой сфере Минэкономразвития России и Минстроя России, отвечающих за регулирование сфер граддеятельности, а также Минприроды России, ответственного за недропользование.

Градзаконодательство сегодня не устанавливает каких-либо особенностей в части регулирования развития ПП. В силу императивного характера такого законодательства это означает наличие правового пробела. Согласно ГрК РФ градостроительные отношения в таком случае могут регулироваться «смежным» законодательством, однако им данный пробел не компенсирован. Более того, законодательство о недрах имеет явный горный контекст с идеологией не развития, а охраны недр для целей добычи полезных ископаемых.

При этом вся громоздкая административная процедура, (модель предварительного согласования объекта строительства, лицензирование и пр.), по сути, механически переносится на случай «строительного недропользования». Этим, в свою очередь, создаются коллизии с более современным и рыночным градзаконодательством, в том числе в части подземного градоустройства (подмена территориального планирования государственным программированием использования и разведки недр, нивелирование институтов планировки территории, градзонирования, выполнения инженерных изысканий, строительной экспертизы и пр.).

    

Фото: www.radikal.ru

    

Проведенный анализ показал, что рассматриваемая сфера правового регулирования, как и связанного с ним технического регулирования и стандартизации (отметим, что соотношение правового и технического регулирования продолжает быть предметом дискуссий специалистов), характеризуется наличием пробелов и коллизий и значительной степенью терминологической неупорядоченности.

Даже такие базовые понятия, как «подземное пространство», «подземное здание» «подземное сооружение», сегодня целостно не раскрыты не только в составе соответствующих нормативных правовых актов (далее — НПА), а именно это, на наш взгляд, является целевым вариантом обретения статуса дефиниций, но и составе соответствующих нормативных технических документов (далее — НТД).

Поэтому для начала было бы целесообразно, по примеру Малайзии и некоторых других стран, раскрыть в составе нормативных документов ключевые понятия в данной области знаний. В идеале надо постараться, отталкиваясь от основных принципов онтологического инжиниринга, учесть и раскрыть контекст основных взаимосвязей терминов и их определений.

Безусловно, следует детальнее изучить передовую мировую практику правового регулирования РГПП. Выполненный обзор показывает, что подходы к такому регулированию разнообразны, их формирование продолжается непрерывно, и различия зависят, прежде всего, от типов соотношения прав на недра и землю.

Причем рассматриваются две принципиальные модели: либо права на недра включаются в пакет прав на земельный участок (США, Великобритания, Швеция и др.), либо они разграничены установлением некоторых пределов глубин (Япония, Сингапур, Финляндия, Канада, Россия и др.). Это различие ключевых моделей, принятых на национальном уровне, в свою очередь, определяет и структуру НПА сферы гражданского, земельного или строительного законодательства. При передаче правомочий на региональный уровень, картина структуры НПА становится еще более пестрой (Австралия, США и др.).

В рамках модели второго типа специальные НПА начинают приниматься на центральном, но чаще всего все же на региональном или даже местном уровне (последнее исключается в РФ в силу статуса градзаконодательства как предмета совместного ведения).

В Японии, например, законодательно право собственности на недра для развития метрополитена применительно к городам Токио, Осака и Нагои распространено на 40—50 м. Еще раньше похожий закон в логике приоритета общественных нужд был принят и в Китае. Там и в других странах установлены меньшие пределы глубин. Скажем, в той же Малайзии предельные глубины определены дифференцированно в интервале, составляющем 6—15 м, в зависимости от видов использования земель.

Безусловно, подобные законодательные установки во многом определяют выбор планировочных решений, поскольку планировщики в том числе вынуждены учитывать экономический критерий минимума компенсации изъятий земельной и имущественной собственности.

    

Фото: www.pp.vk.me

     

Освоение ПП путем принятия специальных планов и иных НПА в Нидерландах, Сингапуре, КНР в последние годы уже де-юре рассматривается как часть стратегии устойчивого развития городов, а само ПП — как стратегический ресурс. Реализуются эти части стратегий путем планирования развития ПП, как правило, в увязке с физическим земельным планированием и также сопровождаются необходимым совершенствованием соответствующих НПА.

Такой подход продемонстрирован, например, при подготовке подземных мастер-планов города-государства Сингапура (законодательные изменения о стратификации ПП), Гонконга, центра Хельсинки (поправки в закон о строительстве и другие законы, регулирующие городское планирование). В процессе подготовки подобных планов обычно руководствуются специальными нормами национальных (Великобритания) или региональных (Земля Бавария в Германии) законов о пространственном планировании, касающимися развития ПП.

При этом поиск единой научной теоретической системы нормативного обеспечения подземного городского планирования продолжается, а многие вопросы регулируются законодательно на региональном и даже на местном уровне (в России, как уже указано выше, подобное исключается в силу статуса градостроительного законодательства).

Так в рамках реализации принятого в 2005 году концептуального плана использования ПП города Шанхая (Shanghai Underground Space Concept Plan) и отталкиваясь от законов КНР о городском и сельском планировании и об управлении земельными ресурсами, в 2014 году был введен в действие городской закон о порядке планирования развития ПП. Важно, что в нем закреплен упомянутый выше интегральный подход в рамках стратегии и постановки целей развития ПП. Также город своим законом установил масштаб (индексы) застройки, предложил осуществление не только горизонтальной, но и вертикальной «расслоенной» планировки, утвердил перечень приоритетных проектов с механизмами защиты прав и иными правовыми инструментами.

Как пример местного нормотворчества показателен также прецедент внесения изменений и дополнений в Строительный кодекс города Канзас-Сити в США (процедура получения разрешения на строительство, технические и планировочные требования) и в НПА о зонировании (создание специального типа зон, регулирование разрешенных видов деятельности).

Во многом именно благодаря такому законодательному регулированию было простимулировано масштабное РГПП (создание мощнейшего подземного логистического комплекса), касающееся вторичного использования ПП, выработанного при добыче полезных ископаемых, обеспечивая при этом требуемый уровень безопасности.

   

Фото: www.c.pics.livejournal.com

   

Следует понимать, что транслировать данный опыт на российскую практику можно, видимо, только применительно к зональному регулированию. Требования безопасности и соответствующих им процедурных норм градпроектирования, содержащихся в Строительном кодексе города Канзас-Сити, как и в иных многочисленных аналогичных зарубежных актах местного уровня, в России могут содержаться исключительно в составе федеральных НТД.

Уместно в очередной раз подчеркнуть, что вопрос обеспечения безопасности на уровне градпроектирования, несмотря на существенно более значительный уровень рисков (трагедия в г. Крымске, масштабные затопления урбанизированных территорий последних лет, лесные пожары вблизи населенных пунктов и др.) в России до сих пор не урегулирован.

К тому же отсутствует и правовое регулирование допуска к рынку планировочных услуг. Устранением данных пробелов должен озаботиться, прежде всего, Минстрой России как специально уполномоченный орган.

В целом же в США и других странах Северной Америки акцент в системе публичного управления сделан не на территориальном планировании, а именно на правовом зонировании. Так, благодаря проведению усовершенствования градостроительных уставов — муниципальных правил зонирования (ордонансов), направленному на учет специфики ПЗС, а также путем принятия правовых норм о преференциях, обеспечивающих мотивацию инвесторов в рамках ГЧП, реализовывались крупные подземные проекты. В итоге, например, гармонично и комплексно развиты подземные части центров двух крупнейших городов Канады — Торонто и Монреаля.

   

Фото: www.geo.ru

   

В нашей стране решающая роль в управлении пространственным развитием традиционно сохраняется за планированием. Институт зонального регулирования привнесен из североамериканской практики и достаточно сложно приживается в российских условиях, которые характеризуются императивным, а не прецедентным характером градзаконодательства, слабым развитием земельного рынка, ментальными особенностями взглядов на реализацию логики норм соседского права.

Несмотря на это и на то, что этот институт по определению нацелен на регулирование создания массовой, «типовой» застройки, он может быть полезным и для рассматриваемого случая РГПП. Более того, как показали наши предварительные исследования, зональное регулирование напрямую в силу закона обязано применяться для простейшего случая строительства ПЗС открытым способом, требующего образования соответствующих земельных участков (виды разрешенного использования объектов недвижимости, их предельные строительные параметры, процедурные нормы).

В то же время очевидно, что данный вопрос требует проведения дополнительных научных исследований правового характера, в том числе рассматривающих более сложный случаи строительства ПЗС вне проекций границ земельного участка, принадлежащего застройщику.

Известно, что статус ПЗЗ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя был недавно понижен до уровня подзаконного акта путем очередного внесения изменений и дополнений в ГрК РФ. Не оценивая политическую составляющую такого решения, отметим лишь то, что теперь эти города, являющиеся еще и субъектами РФ, по сути, лишены своей конституционной возможности самостоятельного правового регулирования в составе процедурной части ПЗЗ многочисленных вопросов создания ПЗС (на период до момента их отражения в соответствующих федеральных законах).

Радикальным, но очевидным для градостроителей шагом в направлении снижения законодательных коллизий и административных барьеров является упразднение в Законе о недрах требования получения лицензии с предварительным образованием участка недр для наиболее типичного случая (строительство подземных парковок, иных нелинейных ПЗС), подпадающего под градостроительное зонирование. Это возможно, если принять за основу и усилить действующую норму ГрК РФ о распространении правового режима земельного участка на все, что находится под его поверхностью.

   

Фото: www.undergroundexpert.info

   

По нашей инициативе данный вопрос вынесен на федеральный уровень (рассмотрен на ряде мероприятий в Госдуме, подготовлено и направлено обращение в адрес Правительства РФ). В итоге дано соответствующее поручение о рассмотрении этого и других вопросов гармонизации федерального законодательства для РГПП в рамках специальной рабочей группы, которая создана при правительстве Москвы и осуществляет необходимую концептуальную проработку с участием представителей Минэкономразвития России и Минстроя России. Обнадеживает тот факт, что, наконец, эти ведомства признали наличие проблемы и в целом согласны с направлениями ее решения.

В то же время указанные выше обстоятельства Минстрою России следует учитывать и при разработке соответствующих подзаконных, нормативных технических и методических документов в частности относительно проведения градостроительного зонирования. Пока их подготовка практически не ведется.

В то же время показательно, что например, в США для запуска муниципального зонального («правового») регулирования в 1930-х годах прошлого века на федеральном уровне принимались стандартные (примерные) правила такого зонирования. Представляется, что аналогичным образом с федеральным участием должно быть развито и обеспечение подготовки региональных и местных нормативов градпроектирования, обеспечивающих должный уровень комфорта формируемой городской среды.

В общем случае вопрос выбора варианта наземного или подземного размещения объектов регионального или местного значения скорее является предметом конкретной планировки и проектирования. Однако иногда нормативы могут или даже должны, на наш взгляд, содержать и конкретные обоснованные требования, касающиеся предельной доступности и обеспеченности ПЗС (например, размещение общественных туалетов на подлежащей охране центральной исторической территории таких городов как Москва или Санкт-Петербург).

    

Фото: www.oresight.synergy-soft.ru

    

Важным специальным инструментом обеспечения безопасности являются инженерные изыскания (далее — ИИ), Российская модель их проведения характерна лишь для отдельных стран, главным образом из бывшего соцлагеря и постсоветского пространства (КНР, Украина, Беларусь, Казахстан). В других странах чаще всего при градпроектировании используются фондовые сведения, в том числе и данные специальных информационных систем.

Сами ИИ обычно проводятся в формате геотехнических исследований на следующем этапе — при проектировании и строительстве отдельных строительных объектов. Необходимым условием для этого является наличие специальных фондов, включающих в своем составе и инженерно-геологическую информацию. Правовой и нормативно-технический пробел в части проведения ИИ для обоснования документации по планировке территории был ликвидирован при нашем участии путем внесения с 01.06.2017 изменений и дополнений в главу 5 ГрК РФ, а также путем инициирования подготовки специального свода правил.

В то же время подзаконный акт, принятый в развитие законодательных изменений, как и текущая редакция проекта СП должным образом не учитывают специфики проведения ИИ для целей создания ПЗС (особенно подземных объектов линейного типа) и требуют соответствующей доработки.

Беспокойство вызывает и факт упразднения статуса госфонда материалов и данных ИИ путем включения его в информационные системы градостроительной деятельности. При этом растет риск утраты накопленного объема «публичной» инженерно-геологической и иной изыскательской информации (как минимум потери контроля над ним), так необходимой для безопасного и рационального РГПП.

   

Фото: www.loveopium.ru

      

В качестве выводов можно заключить следующее.

1. Безопасность и комфорт представляют собой две составляющие понятия устойчивого развития территории, продекларированного в ГрК РФ в качестве основополагающего принципа. Общепризнанно, что РГПП способствует повышению значений этих составляющих (экологическая безопасность, приближение сервисов и т.д.), что, на наш взгляд, необходимо обязательно учитывать и отражать при дальнейшем развитии системы правового регулирования градостроительных отношений.

2. Правовое регулирование является важнейшей составляющей системы обеспечения государственного управления в сфере РГПП. Однако оно далеко не всегда учитывают особенности создания ПЗС и не нацелено на комплексное (интегральное) градостроительное освоение ПП. Данная проблема затрудняет привлечение инвестиций и развитие столицы и других городов. Она сложна, требует комплексного подхода при своем решении в рамках совершенствования всей системы ПГ. Для исправления ситуации по аналогии с мировой практикой необходим системный взгляд и решение целого ряда управленческих вопросов, включающих, в том числе взаимоувязанное и необходимое развитие как комплекса НПА, так и комплекса НТД.

3. Это достижимо при принятии единых стратегических решений — как в территориальном, так и в отраслевом разрезе, определяющих и направления развития системы правового регулирования. Основой стратегического целеполагания может служить современная концепция резильентности (жизнеспособности) поселений, которая должна прийти на смену декларации устойчивого развития территорий в рамках ГрК РФ. Достойное место в ней должно быть отведено РГПП, которое имеет стратегический характер, поскольку эффекты, предоставляемые при этом несомненны, однако они носят отдаленный во времени характер.

4. Необходимо гармонизировать нормы различных отраслей законодательства: о градостроительной деятельности (наиболее значимого), о недрах (гармонизация с ГрК РФ), земельного (связь прав на землю с правами на недра и с выдачей разрешения на строительство), гражданского (вещное право, трехмерный кадастр и регистрация недвижимости), а также бюджетного и налогового (стимулирование модели ГЧП).

5. Максимальный потенциал обеспечения комплексного освоения ПП содержит стадия градпроектирования, отвечающая сути «публичного» государственного и муниципального управления. Реализация такого потенциала невозможна без развития федерального законодательства в отмеченных выше направлениях, в том числе путем прямого включения таких норм в состав ГрК РФ, которые будут учитывать специфику освоения ПП. Это, в свою очередь, предполагает выполнение дальнейших системных как фундаментальных, так и прикладных научных исследований и обоснований, в том числе, обеспечивающих адекватный учет лучших мировых практик.

В целом затронутые вопросы вскрывают целый пласт перспективных направлений дальнейших исследований в части онтологии, государственного управления и его правового обеспечения. Приоритетная тематика градостроительных исследований правового характера должна быть на наш взгляд нацелена на учет специфики РГПП (в контексте интегральности) при регулировании отношений в части территориального планирования, градостроительного зонирования и нормирования, планировки территории и инженерных изысканий.

  

  

Валерий БЕЛЯЕВ, советник по освоению подземного пространства руководителя Департамента градостроительной политики г. Москвы, ученый секретарь секции «Градпроектирование и подземная урбанистика» ОНТС по вопросам градостроительной политики и строительства г. Москвы, председатель подкомитета «Подземное градостроительство и архитектура» Комитета «Архитектура и градостроительство» НОПРИЗ, к.т.н., доцент.

  

 

Фото: www.restate.ru

Фото: www.repa-pr.ru

 
  

  

  

 

Другие публикации по теме:

Об экспертизе проектной документации объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ)

В Москве изменилось регулирование процедур застройщиков, связанных с ведением сводного плана подземных коммуникаций и сооружений

Каким требованиям должен соответствовать возводимый объект капитального строительства

+

Повышение качества и конкурентоспособности современных многоквартирных домов

Заместитель генерального директора ООО «Институт развития строительной отрасли» Александр Сидоренко и кандидат психологических наук Галина Михальченко раскрывают специфику повышения качества и конкурентоспособности современных многоквартирных домов (МКД), факторы адаптации МКД, жилых и нежилых помещений в них к использованию в условиях совместного домовладения.

      

     

Особенности современных многоквартирных домов

Институту собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах (институт совместного домовладения) почти 30 лет. В настоящее время около 90% жилищного фонда находится в частной собственности, принадлежащей гражданам, которые в основном его используют для удовлетворения личных потребностей[1]. Около половины этого фонда представлено многоквартирными домами (МКД), большинство из которых было построено 20—30 лет тому назад. Эти дома, жилые и нежилые помещений в них, как правило, не адаптированы к использованию в условиях совместного домовладения. В них сложно обеспечивать надлежащие защиту прав и свобод собственников и пользователей помещений, безопасность и комфортность, содержание общего имущества.

В течение последних лет главным трендом в создании жилища, представленного МКД, где жилые и нежилые помещения предназначаются для передачи в собственность двум и более лицам (множеству лиц), является наделение их свойствами, которые в условиях сложившейся экономической ситуации обеспечивают поддержание на эти помещения спроса со стороны частных инвесторов и, прежде всего, домохозяйств.

Основным потребительским качеством жилища, в пользу которого делался выбор большинством домохозяйств, была минимальная стоимость его приобретения. Достижение этой цели производителями строительной продукции обеспечивалось за счет уменьшения площади помещений, использования проектных решений, материалов, технологий, трудовых ресурсов, которые позволяли снижать себестоимость создания помещений в составе объектов капитального строительства.

Соответственно, это отражалось на эксплуатационных характеристиках домов и входящих в их состав жилых и нежилых помещений — прежде всего, таких как долговечность, стоимость владения, энергоэффективность, ремонтнопригодность, безопасность, комфорт, приспособленность этих домов и помещений в них к использованию в условиях совместного домовладения.

Следование этому тренду не могло не сказаться на развитии жилища, на внедрении при его создании инноваций, на наделении его свойствами, которые позволяли бы ему обеспечивать устойчивые комфортные и безопасные условия для жизни, его востребованность в долгосрочной перспективе. Среди этих свойств особое место занимает «генетическая» приспособленность жилища к использованию в условиях совместного домовладения, то есть его адаптированность для совместного домовладения.

До настоящего времени многие застройщики не уделяют должного внимания этому свойству. Создателями жилища не вполне осознается тот факт, что объекты капитального строительства для совместного домовладения и, в частности, современные МКД, жилые и нежилые помещения в которых предназначаются для передачи в собственность множеству лиц, являются новым видом строительной продукции. Эта продукция ни может не обладать дополнительными потребительскими свойствами, которые обеспечивают в многоквартирном доме защиту прав и свобод собственника каждого жилого и нежилого помещения и формирование в нем безопасной и комфортной среды жизнедеятельности для совместного домовладения.

Неопределенность с отношениями собственности в МКД является причиной возникновения многих недоразумений, запутанных ситуаций, споров, конфликтов, последствия которых могут приводить к снижению уровня безопасности и комфорта среды жизнедеятельности. Прежде всего, эти  негативные проявления имеют место в отношениях, которые возникают между собственниками помещений разного функционального назначения и качества, собственниками и пользователями смежных помещений, партнерами по собственности в доме, собственниками помещений и управляющей компанией. Недоразумения, запутанные ситуации, споры, и конфликты по отмеченной причине часто возникают и между участниками долевого строительства, покупателями жилых и нежилых помещений в доме и застройщиками — в частности, при передаче этих помещений, в том числе и в состоянии неполной строительной готовности.

Неопределенность с отношениями собственности также является серьезным препятствием для формирования в многоквартирном доме среды жизнедеятельности как среды доверия, добрососедства, уважения прав и свобод собственников помещений. Эта неопределенность чревата введением потребителя в заблуждение и проявлениями потребительского экстремизма. Во многих случаях она является причиной нерационального, неэффективного использования общего имущества, его ненадлежащего содержания. Неопределенность отношений собственности приводит к захвату общего имущества отдельными лицами, к его незаконному использованию в узких интересах.

Особенностью МКД для совместного домовладения является то, что для поддержания в них достаточного уровня безопасности и комфорта, рационального и эффективного использования общего имущества и надлежащего его содержания необходимо обеспечить решение следующих задач. Во-первых, понятное для всех участников жилищных отношений в доме и однозначное регламентирование прав и обязанностей собственников каждого помещения, на которых возлагается ответственность за их эксплуатацию и пользование общим имуществом, предназначенным для обслуживания того или иного помещения. Во-вторых, справедливое распределение между собственниками помещений бремени расходов на содержание общего имущества в доме. В-третьих, повышение жилищной компетенции и ответственности собственников и потребителей помещений в МКД.

Ключевым фактором, который позволяет решать все три вышеназванные задачи, является осуществление идентификации отношений собственности в доме, количественной и качественной их оценки в течение всего его жизненного цикла. На стадии создания объектов капитального строительства результаты идентификации отношений собственности следует отражать в проектной документации. При продаже и передаче жилых и нежилых помещений тем или иным лицам их необходимо указывать в соответствующих договорах. На стадии эксплуатации дома отношения собственности в нем могут изменяться на основании решения сообщества собственников помещений, например связанного с его ремонтом, модернизацией, реконструкцией.

В многоквартирном доме, в котором четко идентифицированы отношения собственности, владельцы и потребители помещений в большей мере чувствуют свою ответственность за поддержание в нем достаточного уровня безопасности и комфорта. В таком доме партнеры по собственности становятся более внимательными друг к другу. В частности, собственники помещений одного назначения и смежных помещений стремятся к налаживанию отношений между собой не только в рамках интересов, связанных с владением недвижимым имуществом.

Чем ближе эти отношения — тем больше доверия в доме, тем благоприятнее в нем среда жизнедеятельности и условия для развития человека. Заботясь о доме и о коллективном поддержании в нем достаточного уровня безопасности и комфорта, люди становятся ближе друг другу. Для собственников помещений в таком доме значимой ценностью становиться их взаимоотношения. Они способны повышать ценность недвижимого имущества для партнеров по собственности, обеспечивают возможность содержать его в рамках оптимальных для них издержек, а также получать дополнительные выгоды.

При множестве собственников помещений в многоквартирном доме особую значимость приобретают те его потребительские свойства, которые обеспечивают формирование среды жизнедеятельности, адаптированной для совместного домовладения. Эта среда включает дом, его оборудование, прилегающую территорию, социально-бытовые условия, окружающие в том и числе людей, связанных общностью этих условий. В рамках этой среды происходит формирование общих ценностей, и люди в той или иной мере следуют им, договариваются и объединяются для достижения тех или иных целей и удовлетворения индивидуальных потребностей.

Адаптированность многоквартирного здания как объекта капитального строительства к совместному домовладению — крайне важное его качество. Она обеспечивает создание условий для социального согласия, дает дополнительные возможности для достижения в доме высокого уровня безопасности и комфорта, для бережливого потребления недвижимого имущества и ресурсов для его содержания.

    

Фото: www.vitbichi.by

    

Адаптация многоквартирных домов и жилых и нежилых помещений в них к использованию в условиях совместного домовладения

Многоквартирный дом, адаптированный для совместного домовладения, обеспечивает возможность создания в нем благоприятных условий жизнедеятельности как каждому домохозяйству, так и сообществу собственников всех жилых и нежилых помещений. Проживание в таком доме и владение в нем помещениями повышает у людей чувство определенности, связанное с отношениями собственности, с соблюдением их прав и свобод, обеспечением безопасности и комфорта.

В адаптированных домах у людей появляются большие возможности оказания влияния на их потребительские качества, а также на расходы, связанные с эксплуатацией принадлежащих им помещений и содержанием общего имущества. Владение жилыми и нежилыми помещениями в этих домах стимулирует повышение жилищной компетенции собственников и пользователей, располагает их к взаимодействию с партнерами по собственности в доме, соседями, обслуживающим персоналом. Ориентирует на обеспечение надлежащих эксплуатации помещений и содержания дома, рационального и эффективного использования общего имущества.

Заменить потребительские качества, приобретаемые жилищем в результате его адаптации к использованию в условиях совместного домовладения, невозможно — ни престижностью места расположения дома, ни развитостью инфраструктурного обеспечения, ни видовыми характеристиками, ни его высокой энергоэффективностью, ни этажностью и высотой потолков, ни качеством использованных строительных материалов и т.д. И вот почему.

Адаптация направлена на формирование общего имущества при создании объектов капитального строительства, которое обеспечивает его рациональное и эффективное использование в интересах собственников каждого жилого и нежилого помещения в доме и их сообщества в целом. Она обеспечивает идентификацию общего имущества и позволяет упреждать действия, связанные с его захватом, ненадлежащим использованием. Адаптация также обеспечивает возможность справедливого распределения бремени расходов на содержание общего имущества между собственниками помещений в доме. Собственникам и потребителям жилых и нежилых помещений адаптированное жилище позволяет обрести не только крышу над головой, но и новое качество жизни.

Это качество характеризуется взаимным уважением прав и свобод собственников и потребителей помещений, имущественным поведением, направленным на надлежащую эксплуатацию этих помещений и пользование общим имуществом, формированием в доме сообщества компетентных и ответственных собственников и потребителей помещений, добрососедством и доверием.

Создание объектов капитального строительства для совместного домовладения связано с необходимостью преодоления ряда противоречий. Прежде всего, между усложнением устройства современных многоквартирных зданий, насыщением их инженерным оборудованием и возложением ответственности за эксплуатацию помещений и пользованием общим имуществом на собственников этих помещений. Во-вторых, между пользованием общим имуществом и оплатой его содержания. В-третьих, между обеспечением защиты прав и свобод собственников помещений в доме и ограничениями и обременениями, возникающими в результате использования при создании объектов капитального строительства проектных решений, которые приводят к этим ограничениям и обременениям.

Преодолеть отмеченные противоречия позволяет использование при создании объектов капитального строительства и, в частности, многоквартирных зданий для совместного домовладения, технологии моделирования отношений собственности в них — пространственно-имущественного моделирования, (ПИМ)[2]. Эта технология позволяет создавать в таких домах устойчивые безопасные и комфортные условия для жизни, которые способствуют развитию людей. Среда жизнедеятельности в этих домах располагает собственников помещений и других участников жилищных отношений к взаимному уважению прав и свобод, добрососедству и доверию. Технология ПИМ предусматривает создание четких рамок взаимодействия партнеров по собственности в доме, учета масштаба влияния принимаемых проектных решений на отношения собственности в нем. Она позволяет индивидуализировать правила эксплуатации жилых и нежилых помещений и пользования общим имуществом в отношении каждого жилого и нежилого помещения.

Устранение отмеченных противоречий обеспечивает возможность не просто адаптации МКД и входящих в их состав жилых и нежилых помещений к использованию в условиях совместного домовладения. Оно также стимулирует развитие жилища и строительного комплекса, использование новых инструментов решения жилищной проблемы и др. В частности, применение при создании МКД инновационных решений, рациональное и эффективное использование жилищного фонда, преодоление в жилищной сфере патерналистских ожиданий со стороны потребителей, а также формирование компетентных и ответственных собственников недвижимого имущества. Практика показывает, что ответственность в жилищной сфере следует за правами собственников и потребителей помещений, а не «опережает» их.

Важнейшая составляющая этих прав — справедливое распределение между собственниками помещений в доме бремени расходов на содержание общего имущества. Справедливое — это отражающее реальное использование общего имущества для обслуживания каждого жилого и нежилого помещения в МКД, базирующееся на его идентификации. Идентификация общего имущества и дифференцированный учет его использования для обслуживания того или иного помещения в доме являются инструментами обеспечения в доме возможности справедливого распределения между собственниками помещений бремени расходов на содержание этого имущества[3].

Отличительным потребительским свойством МКД, адаптированных для совместного домовладения, является то, что среда жизнедеятельности, формируемая этими домами, обеспечивает возможность защиты прав и свобод собственников и потребителей каждого жилого и нежилого помещения и их сообщества в целом. Эта среда ориентирует собственников и пользователей помещений на ответственное имущественное поведение. Она позволяет достичь высокого уровня публичности результатов действий (или, наоборот, бездействия) участников жилищных отношений в доме: в частности, не только собственников и пользователей жилых и нежилых помещений, но и управляющих компаний, поставщиков ресурсов и производителей коммунальных услуг, эксплуатационного персонала и др.

Появление на рынке жилища, адаптированного для совместного домовладения, приведет к тому, что потребители увидят его ценность и значимость тех его качеств, которые ее обеспечивают. Многие потребители поймут, что условия, в которых они проживают в настоящее время, — не лучшие из возможных и доступных для них. Эти условия не позволяют сформировать среду жизнедеятельности, которая сама по себе способствовала бы повышению качества их жизни, позволяла им полноценно развиваться, катализировала проявление уважения к их правам и свободам, как собственников недвижимого имущества, со стороны партнеров по собственности в доме и третьих лиц.

Среда жизнедеятельности в адаптированных домах сама по себе обеспечивает возможность вовлечения собственников помещений в партнерские отношения, открывает возможности для установления между ними личных отношений, для формирования в доме атмосферы добрососедства и доверия. Спрос со стороны конечных потребителей жилых и нежилых помещений в МКД, адаптированных к использованию в условиях совместного домовладения, позволит застройщикам, ориентированным на создание соответствующей строительной продукции, закладывать в свои бюджеты затраты, необходимые для решения этой задачи.

Потребительская ценность МКД и жилых и нежилых помещений в них, адаптированных для совместного домовладения, при прочих равных условия, изначально существенно выше ранее созданного жилища. Прежде всего, тем, что в них обеспечивается более высокий уровень защиты прав и свобод потребителей. Кроме того собственники помещений в таких домах обладают дополнительными возможностями при удовлетворении жилищной потребности. В частности, посредством изменения и повышения качества услуг, комфорта и безопасности среды жизнедеятельности, оптимизации расходов на эксплуатацию помещений и содержание общего имущества.

Массовое производство и создание МКД, обеспечение надлежащей защиты прав и свобод собственников и потребителей жилых и нежилых помещений в них, организация их заинтересованного участия в содержании принадлежащего им недвижимого имущества способны привести к определенному ментальному сдвигу, к уважению права частной собственности в жилищной сфере и ответственности собственников за свое недвижимое имущество.

Производство и создание современных МКД, жилые и нежилые помещения в которых предназначены для передачи в собственность множеству лиц, адаптированных для совместного домовладения, позволит не только удовлетворить общественную задачу потребности в жилище. Оно также приведет к развитию жилища и строительной отрасли, к использованию в жилищной сфере инновационных технологий на стадиях создания строительной продукции и ее эксплуатации. Производство таких современных МКД повысит уровень интенсификации ремонта, модернизации и реконструкции существующего жилищного фонда, будет стимулировать его рациональное и эффективное использование. Оно может стать значимым инструментом позитивных изменений как в жилищном секторе, так и в экономике и обществе в целом, позволит снизить уровень патерналистских ожиданий со стороны собственников жилых помещений в МКД.

Для проведения изменений, связанных с созданием современных МКД, адаптированных для совместного домовладения, должны быть задействованы, по меньшей мере, три стороны. Прежде всего, в них должны быть заинтересованы конечные потребители строительной продукции, то есть домохозяйства, и с их стороны на них должен быть спрос. Во-вторых, бизнес должен быть способен производить объекты капитального строительного строительства для совместного домовладения, и вместе с эксплуатационной сферой обеспечивать получение конечными потребителями гарантированных существенных выгод и преимуществ от их использования. В-третьих, государство, в лице федеральных и региональных органов управления, а также органов муниципального самоуправления, должно создавать условия для проведения этих изменений и заинтересованности всех участников их осуществления в конечных результатах. Обеспечивать контроль за получением выгод и преимуществ от их осуществления конечными потребителями, то есть домохозяйствами.

В настоящее время большое значение имеет и осведомленность людей о возможностях строительной продукции, адаптированной для совместного домовладения, а также сведения о ее наличии на рынке и условиях приобретения такой продукции. Ее конечные потребители должны знать, что они будут иметь, приобретая жилые и нежилые помещения в домах, адаптированных для совместного домовладения. Потребители должны четко представлять, за счет использования каких решений они получат выгоды и преимущества по сравнению с ранее построенными объектами капитального строительства, в том числе и теми, в которых находятся принадлежащие им жилые и нежилые помещения. Каким образом обеспечивается повышенная безопасность и комфорт в том или ином конкретном доме. Посредством чего будут обеспечены защита прав и свобод собственников помещений и не допущено их чрезмерное обременение. Какова цена приобретения этих благ и дополнительных эксплуатационных издержек, связанных с их получением. Как это может сказаться на рисках для их здоровья, потери ценности недвижимого имущества.

В настоящее время техническим регулированием в строительстве не предусмотрена идентификация объектов капитального строительства по признаку отношений собственности в них и учету их особенностей при создании и эксплуатации. Идентификация современных многоквартирных зданий по признаку отношений собственности в них будет способствовать изменению спроса на строительную продукцию, его росту на жилые и нежилые помещения в домах, адаптированных к использованию в условиях совместного домовладения. Государственная поддержка производства и потребления строительной продукции, адаптированной для совместного домовладения, приведет к росту объемов строительства современного жилища во всех ценовых диапазонах. Появление такого жилья на рынке будет стимулировать жилищную фильтрацию, содействовать улучшению жилищных условий многих домохозяйств, развитию и рациональному использованию эксплуатируемого жилищного фонда.

Также изменения должны происходить и со стороны спроса на современную строительную продукцию, адаптированную для использования в условиях совместного домовладения. Производители этой продукции доносить до потребителей информацию о ее выгодах и преимуществах — через ее предложение на рынке, посредством обобщения опыта ее использования и т.д.

    

Фото: www.uzhedoma.ru

    

Конкурентные преимущества жилища, адаптированного для совместного домовладения

Среда жизнедеятельности, формируемая современными МКД, должна не только обеспечивать безопасность и комфорт, но и широкие возможности для развития людей. Это становиться достижимым тогда, когда среда содействует привитию собственникам и потребителям помещений, в условиях их взаимозависимости в МКД, понимания значимости таких факторов, как уважение прав и свобод друг друга, доверие и добрососедство. Для создания такой среды, по меньшей мере, необходимы: четкая регламентация отношений собственности в доме; установление правил эксплуатации помещений и пользования общим имуществом, их публичность и контроль над исполнением; справедливое распределение бремени расходов на содержание общего имущества. Создание такой среды требует и использования проектных решений, которые не приводят к наложению на собственников и потребителей помещений избыточных ограничений и обременений.

Важнейшая составляющая среды жизнедеятельности, формируемой современными МКД, — высокая осведомленность собственников и потребителей помещений об их устройстве и особенностях использования, возможностях их приспособленности к тем или иным нуждам домохозяйства, в частности и в процессе их развития. Среда жизнедеятельности, в состав которой входит современный МКД, адаптированный для совместного домовладения, должна ориентировать и располагать собственников помещений к надлежащему имущественному поведению. Это поведение связано с эксплуатацией принадлежащего тому или иному собственнику помещения и с пользованием и содержанием общего имущества, предназначенным для его обслуживания. Для собственников помещений, надлежащее имущественное поведение должно быть экономически предпочтительным и привлекательным.

Адаптация МКД к использованию в условиях совместного домовладения предполагает не только применение соответствующих проектных решений, но и такую организацию отношений собственности в них, которая является препятствием для использования помещений не по их целевому назначению, позволяет предотвращать захват общего имущества, а также противоправные действия, включая террористические.

Для обеспечения надлежащего имущественного поведения в доме ключевое значение имеет эксплуатационная документация[4]. В ней раскрываются особенности устройства дома и помещений в нем (в том числе и помещений хранения, расположенных за пределами квартир), а также нормы и правила эксплуатации этих помещений и пользования общим имуществом, порядок контроля над их состоянием и состоянием расположенного в них оборудования.

Высокий риск ненадлежащего имущественного поведения собственников и потребителей жилых и нежилых помещений в МКД во многих случаях является следствием низкого уровня их жилищной компетенции, отсутствием эксплуатационной документации, формальным подходом к ее подготовке, а также недостаточными потребительскими навыками ее использования.

Все это крайне важно с учетом частной собственности в доме на отдельные помещения, в условиях предоставления их собственникам права по своему усмотрению совершать в отношении этих помещений любые действия, в том числе переустройство и перепланировку (если это не противоречит законодательству и иным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц). Ненадлежащее имущественное поведение отдельных собственников и потребителей жилых и нежилых помещений в МКД приводит к нарушению прав и законных интересов других собственников, к снижению уровня безопасности и комфорта в доме, является причиной дополнительных материальных издержек.

Контроль за рациональным и эффективным использованием общего имущества в МКД в интересах всего сообщества собственников может быть гарантирован только в случае его надлежащих идентификации и учета. Немаловажное значение имеет и моделирование отношений собственности при создании объектов капитального строительства для совместного домовладения и формировании в них общего имущества. Необходимость такого моделирования обусловлена также потребностью в предупреждении действий, связанных захватом, ненадлежащим использованием общего имущества, обеспечением справедливого распределения бремени расходов на его содержание между собственниками помещений в доме.

Прозрачность отношений собственности в МКД делает социальное взаимодействие собственников помещений важнейшим инструментом поддержания в нем коллективного благополучия. Для его обеспечения каждый собственник должен обладать знаниями о совместном домовладении, навыками эксплуатации принадлежащего ему помещения и пользования общим имуществом, предназначенным для его обслуживания. Отношения собственности в доме требуют от людей и определенного имущественного поведения, которое должно соответствовать этим отношениям. Владение помещениями в совместном домовладении требует и новых коммуникационных навыков. Информация, которую получают клиенты, участники долевого строительства и собственники помещений, зачастую приводит к недоразумениям и путанице. Под ее воздействием многие из них склонны совершать действия, последствия которых могут приводить не только к снижению уровня безопасности и комфорта в доме, но и к отказам, чрезвычайным ситуациям, авариям.

В адаптированных к совместному домовладению МКД среда жизнедеятельности наполняется не только традиционным функционалом. Обеспечивая высокий уровень защиты прав и свобод собственников и потребителей помещений, эта среда создает условия для формирования в доме, принадлежащем сообществу собственников, ощущения социального комфорта. Если среда жизнедеятельности не способна генерировать условия для социального согласия между собственниками помещений, то она становиться открытой для недоверия. Ее пространство наполняется недоверием, которое в конечном итоге порождает уход собственников от ответственности за принадлежащее им недвижимое имущество, ненадлежащее имущественное поведение, ухудшение безопасности и комфорта, дополнительные издержки.

     

Фото: www.zhek.biz

    

Недоверие в сообществе собственников и между участниками жилищных отношений в МКД — не просто вопрос безопасности и комфорта. Это фундаментальный фактор, определяющий не только качество содержания дома, эффективность использования ресурсов, направляемых на его обеспечение, но и качество жизни людей в доме, условия их развития, а также будущее дома. Без формирования в многоквартирных домах среды жизнедеятельности как среды доверия многие действия, направленные на развитие жилищного фонда, решение жилищной проблемы и формирование ответственных собственников и потребителей жилища, не принесут ожидаемых результатов.

Одной из причин ненадлежащего содержания МКД, в которых жилые и нежилые помещения принадлежат множеству лиц, является невысокий уровень доверия как между собственниками, так и между их сообществом и другими системными образованиями, задействованными в управлении домом, поставке эксплуатационных ресурсов, оказании услуг и др. Недоверие провоцирует ненадлежащее имущественное поведение со стороны потребителей жилища, пренебрежение к правам и свободам партнеров по собственности в доме и другие негативные проявления. Такие проявления могут носить массовый характер и существенно снижать безопасность и качество среды жизнедеятельности.

Содержание и развитие жилищного фонда, представленного МКД, жилые и нежилые помещения в которых принадлежат множеству собственников, требуют соединения повышения компетенций собственников и потребителей этих помещений и совершенствования социально-экономических институтов, обеспечивающих поддержку удовлетворения жилищной потребности в обществе. Эти компетенции должны позволять собственникам и пользователям помещений не только должным образом их эксплуатировать и пользоваться общим имуществом в доме, но и видеть образ будущего своего недвижимого имущества, в том числе и в случаях его надлежащего и ненадлежащего содержания. Компетентный собственник, принимая то или иное решение в отношении принадлежащего ему недвижимого имущества, обязан учитывать издержки и выгоды — и в краткосрочном, и в долгосрочном аспекте. В том числе влияние этих решений на рыночную стоимость этого имущества и его ликвидность.

Проживание в адаптированных для совместного домовладения МКД обеспечивает появление у собственников жилых и нежилых помещений ощущения принадлежности к тому или иному закрытому сообществу собственников, в котором имущественным поведением каждого из них определяет качество жизнедеятельности в доме — в частности, должный уровень безопасности и комфорта, а также возможности его изменения. Это ощущение способствует возникновению у собственников чувства сопричастности и ответственности за надлежащее содержание дома и заинтересованности в развитии, рациональном и эффективном использовании общего имущества.

Проживание в таких домах способствует повышению жилищной культуры потребителей, приводит к изменению их привычек, росту доверия в обществе в целом. Позволяет людям приобретать компетенции и навыки, необходимые для собственников и пользователей помещений. Оно располагает их к установлению добрососедских и дружеских взаимоотношений. Обеспечивает получение партнерами по собственности также морального вознаграждения как результата их плодотворного взаимодействия и принадлежности к закрытому сообществу. Среда жизнедеятельности в МКД, адаптированном для совместного домовладения, позволяет договариваться и объединяться собственникам и потребителям помещений в нем, что становится его отличительным потребительским качеством. Жилище для совместного домовладения с высоким потенциалом социального комфорта обладает неоспоримым конкурентным преимуществом.

Адаптация МКД к использованию в условиях совместного домовладения обеспечивает возможность существенного повышения качества строительной продукции, представленной жилыми и нежилыми помещениями в составе многоквартирных зданий. Она способна стимулировать рост доверия потребителей этой продукции к ее производителям. Затраты, необходимые для ее осуществления, несопоставимы с получаемым эффектом. Адаптация обладает потенциалом оказания позитивного влияния на имущественное поведение и ментальность значительной части наших граждан. Для многих из них она явится фактором познания и приобщения к предпринимательству в жилищной сфере, поможет им стать компетентными собственниками и инвесторами в данной сфере. Адаптация обеспечивает возможность долгосрочного влияния на качество строительной продукции в интересах ее потребителей, производителей и государства.

Стабильно успешная деятельность застройщиков на жилищном рынке предполагает производство продукции, соответствующей ожиданиям потребителя и отвечающей его предпочтениям. Кризисные явления в экономике в целом и отрасли в частности заставляют застройщиков искать новые пути развития, один из которых — строительство МКД, адаптированных к использованию в условиях совместного домовладения. Создание таких домов для застройщиков служит инструментом роста, обращенным к потребителям. Собственникам жилых и нежилых помещений этот инструмент позволяет обрести не только крышу над головой, но и новое качество жизни, которое отличает взаимное уважение прав и свобод, имущественное поведение, направленное на надлежащую эксплуатацию этих помещений, рациональное и эффективное пользование общим имуществом, добрососедство. В МКД, адаптированных для совместного домовладения, жилые и нежилые помещения привлекательны как объекты потребления и объекты собственности. В них обеспечивается возможность поддержания социального комфорта на высоком уровне.

В настоящее время в сфере создания жилища, адаптированного к использованию в условиях совместного домовладения, нет лидеров, положение которых было бы неоспоримым. Большинство создающихся застройщиками МКД, где жилые и нежилые помещения предназначены для передачи в собственность гражданам, трудно характеризовать как современные, надлежаще адаптированные к совместному домовладению дома, среда жизнедеятельности в которых сформирована как в интересах всего сообщества собственников жилых и нежилых помещений в нем, так и каждого из них. Напротив, у многих строящихся домов эта среда не обеспечивает на надлежащем уровне защиту прав и свобод собственников и потребителей помещений, современного качества жизни, не способна катализировать формирование в доме сообщества компетентных и ответственных собственников помещений.

Поэтому возможность вырваться вперед в сфере создания объектов капитального строительства, адаптированных к использованию в условиях совместного домовладения, имеют многие застройщики и производители строительной продукции.
Александр СИДОРЕНКО, заместитель генерального директора ООО «Институт развития строительной отрасли»,
Галина МИХАЛЬЧЕНКО, кандидат психологических наук

     

Фото: www.irso.ru

  

   

[1]Жилищное хозяйство в России. 2016. Статистический сборник
[2]Эксплуатационная документация в отношении многоквартирных жилых зданий для совместного домовладения
[3]Дифференциация платежей на содержание общего имущества в многоквартирном доме и повышение их потребительских качеств
[4]Рекомендации по подготовке инструкции по эксплуатации объекта долевого строительства. ООО Институт развития строительной отрасли 

   

  

  

  

  

Другие публикации по теме:

Эксплуатационная документация в отношении многоквартирных жилых зданий для совместного домовладения

Дифференциация платежей на содержание общего имущества в многоквартирном доме и повышение их потребительских качеств

Вопросы организации управления многоквартирными домами – новостройками

Особенности создания современных многоквартирных жилых зданий для совместного домовладения

Эксплуатационная документация на многоквартирные дома и помещения в них и развитие долевого строительства

Потребительские качества жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, зависящие от отношений собственности в нём и их учёт

Установление основных потребительских свойств объектов долевого строительства и многоквартирных жилых зданий, в состав которых они входят