Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

Законопроект о саморегулировании в экспертизе: что думают сами эксперты

Обсуждению нового законопроекта, предусматривающего переход негосударственной экспертизы в систему саморегулирования, было посвящено сразу несколько важных мероприятий, прошедших в последние недели. Это и заседание 3-й секции Экспертного совета при Комитете Государственной Думы РФ по транспорту и строительству, и заседание Комитета по экспертизе и аудиту НОПРИЗ.

Фото: www.barnaul-altai.ru

 

В ходе этих мероприятий свои замечания и предложения по проекту Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» №374843-7 высказали представители ряда государственных органов, общественных и профессиональных организаций.

Ассоциацию экспертных организаций в строительстве (АЭОС) представлял ее президент Андрей АКИМОВ, который поднял множество злободневных вопросов по содержанию данного законопроекта. Мы попросили Андрея Викторовича рассказать о главных моментах, на которые он обратил внимание в своих выступлениях.

 

«Чрезмерный размер компенсационного фонда возмещения вреда для членов будущих экспертных СРО я считаю очень серьезным недостатком готовящегося закона, — отметил руководитель АЭОС. — Это мнение я постарался донести до моих коллег 12 февраля, на заседании экспертного совета при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству, и 15 февраля — на заседании Комитета по экспертизе и аудиту НОПРИЗ 15 февраля, где обсуждался проект этого законодательного акта.

Вообще, размер компенсационного фонда возмещения вреда для экспертных организаций явно многократно завышен. Он в три раза выше размера взноса в компенсационный фонд членов проектных СРО, где обороты (стоимость проектных контрактов) во много раз больше, чем в экспертизе. Я предложил приравнять размер взносов в компфонды экспертиз к размеру взносов изыскателей, приведя соответствующие цифры.

Скажем, инженерные изыскания для строительства жилого дома стоят 2 млн руб., а вносимый изыскателями взнос в компфонд — 50 тыс. руб. А экспертам, которые, получат, дай бог, 100 тыс. руб. за экспертизу этих изысканий, надо будет вносить 150 тыс. руб. — то есть в три раза больше, чем изыскателям. Получается, что работа экспертов стоит в десятки раз меньше, а взнос — в разы больше, плюс ответственность. При этом вероятность наступления случаев возмещения вреда у изыскателей несоизмеримо выше, чем у экспертов.

Так, проверить достоверность изысканий (например, наличия буровых скважин, их размещения, глубины, правильность отбора образцов) эксперты в силу норм законодательства просто не вправе. Эксперт может только проверить результат изыскания: оценить отчетные данные на предмет соответствия техническим регламентам. Словом, мы считаем, что эта норма — классический административный барьер, который не будет никаким препятствием для недобросовестных организаций, но при этом осложнит финансовое положение всех добросовестных экспертных организаций, будущих членов СРО.

Есть во внесенном законопроекте и другие нормы, излишне обременяющие представителей предпринимательства. Так, в требованиях к организациям негосударственной экспертизы указывается, что они будут обязаны иметь в штате минимум 5 экспертов, но по совокупности закрывающих все направления деятельности в заявленной области. При этом сам термин «заявленной области» в проекте федерального закона не раскрывается, а существующие подзаконные акты содержат лишь перечень из 17-ти видов экспертной деятельности, часть которых при проведении негосударственной экспертизы никогда не применяется или применяется в исключительных случаях.

Например, при проведении оценки соответствия проектов техническим регламентам в силу их специфики негосударственными экспертизами никогда не привлекаются эксперты в сфере ГО и ЧС, редко привлекаются эксперты в сфере газоснабжения, проектов организации строительства. При проведении экспертизы изысканий объектов нормального (2-го) уровня ответственности, также не бывает случаев использования знаний специалистов по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям.

Например, наша организация (ООО «Центрэкспертиза») за 4 года сделала экспертные заключения почти на 500 проектов жилого и производственного назначения, и ни один (!) проект не потребовал специалистов такого профиля. При этом после нашей экспертизы построено уже более миллиона квадратных метров жилья.

К тому же на рынке существует критический дефицит кадров в данной сфере. Словом, в области инженерных изысканий, по мнению нашей Ассоциации, нужно иметь только трех аттестованных экспертов: по геодезии, геологии-геотехнике и экологии. В области проектирования достаточно 9—10 специалистов по основным направлениям, закрывающие все основные разделы проектной документации. Таково мнение нашей Ассоциации, которое я изложил на заседании экспертного совета.

Если наши предложения не будут услышаны, то деятельность большинства независимых экспертных организаций станет экономически нецелесообразной при существующей конъюнктуре цен на экспертные работы, а в условиях сужающегося рынка проектных и строительных работ приведет к ликвидации самого института негосударственной экспертизы.

Мы подготовили соответствующую справку о неэффективной экономической составляющей некоторых опасных новаций проекта закона. Направили наши предложения в профильные комитеты Госдумы, министерства и общественные организации. Отрадно, что высказанные нами мысли полностью совпадают с мнением наших коллег из НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Поднимался и вопрос о запрете органам власти субъектов РФ и уполномоченным на проведение государственной экспертизы организациям создавать юридические лица, осуществляющие негосударственную экспертизу. По мнению Ассоциации, норма в этой редакции не содержит однозначного запрета организациям государственной экспертизы заниматься негосударственной экспертизой. В данном случае возможность двоякого прочтения нормы делает ее нерабочей и требует дополнительного уточнения. Возникает также вопрос и о коррупционной составляющей этого положения.

 

 

Конечно, высказанные мною и другими ораторами замечания не означают, что законопроект плох и полностью неприемлем. Его главный плюс в том, что он «заточен» на наведение порядка в экспертном сообществе, где в последнее время возникла масса нерешенных проблем, которые со временем все больше девальвируют саму идею независимой строительной экспертизы.

Наверное, в ряд положительных моментов я бы включил и повышенную ответственность экспертов за некачественные заключения в виде аннулирования аттестата и материальную ответственность СРО за брак, допущенный своими членами, и повышение стажа и опыта работы для получения квалификационного аттестата. Плюсом для нашего сообщества является и то, что опубликованная в начале январе новая редакция положения об аттестации экспертов (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.032012№271) в совокупности с приказом Минстроя России № 941/пр от 29.06.2017 наводит порядок в области аттестации и повышения квалификации экспертов, что делает реформу строительной экспертизы более цельной и продуктивной.

В целом отрадно, что законопроект, который долгое время был окутан каким-то туманом, получил первую публичную оценку на заседании экспертного совета. И эта оценка была положительной! Уже в феврале он будет направлен на рассмотрение в профильный думский комитет, до середины марта будут собираться предложения, а уже в мае документ предполагается рассмотреть в первом чтении.

Надеюсь, что многие прозвучавшие на заседании 12 февраля замечания и коррективы, будут учтены при его принятии во втором и третьем чтении», — резюмировал эксперт.

Другие публикации по теме:

Законопроект о саморегулировании негосударственной экспертизы: мнение экспертов

Алтайские депутаты предложили ужесточить требования к негосударственной экспертизе: мнение специалиста 

Проект федерального закона о саморегулировании в экспертизе – наглядная иллюстрация того, чего делать не следует!

В системе экспертизы проектной документации вводится саморегулирование

В Подмосковье документы для разрешения на строительство можно подать через негосударственную экспертизу

Минстрой России утвердил специализацию экспертов в сфере экспертизы проектирования и изысканий

Минстрой России: застройщик, самостоятельно нанимающий изыскателей, проектировщиков и подрядчиков, должен вступить сразу в 3 СРО

В системе экспертизы проектной документации вводится саморегулирование

+

Аналитика продаж новостроек по регионам: январь 2025 года

ЕРЗ.РФ представляет сводку отчетов за январь 2025 года от ведущих аналитических платформ в девелопменте ЦИАН, DataFlat, Пульс продаж новостроек и Объектив.рф. В материале представлена динамика продаж по ДДУ, цены квадратного метра жилья, средней площади лотов и доли ипотечных сделок по сравнению с декабрем 2024 года.

 

1. «Старая» Москва

2. Новая Москва

3. Московская область

4. Санкт-Петербург

5. Ленинградская область

6. Свердловская область

7. Челябинская область

8. Пермский край

9. Новосибирская область

10. Тюменская область

  

1. «Старая» Москва

Показатель

Период

DataFlat

ЦИАН

Пульс продаж

Объектив.рф

Продажи по ДДУ, шт.

Декабрь 2024 г.

6 826

6 830

6 595

Январь 2025 г.

4 730

4 730

4 566

±

-31%

-31%

-31%

 

Цена 1 кв. м в прайс-листах, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

491,1

380

405

Январь 2025 г.

471,9

439,1

413,6

 

±

-4%

16%

2%

Цена 1 кв. м в ДДУ, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

389

Январь 2025 г.

388,1

±

-0,2%

Средняя цена лота в ДДУ, млн руб.

Декабрь 2024 г.

28,2

25,4

Январь 2025 г.

26,7

18,8

±

-5%

-26%

Средняя площадь лота в ДДУ, кв. м

Декабрь 2024 г.

52,4

49

Январь 2025 г.

51,7

48

±

-1%

-2%

Доля ипотеки, %

Декабрь 2024 г.

36

36

38

Январь 2025 г.

39

39

40

±

3 п.п.

3 п.п.

2 п.п.

2. Новая Москва

 

 

DataFlat

ЦИАН

Пульс продаж

Объектив.рф

Продажи по ДДУ, шт.

Декабрь 2024 г.

3 305

3 330

3 222

Январь 2025 г.

1 712

1 712

1 625

±

-48%

-49%

-50%

Цена 1 кв. м в прайс-листах, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

298

255

250

Январь 2025 г.

276,2

263,6

257,3

±

-7%

3%

3%

Цена 1 кв. м в ДДУ, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

257

Январь 2025 г.

242,7

±

-6%

Средняя цена лота в ДДУ, млн руб.

Декабрь 2024 г.

11,9

10,8

Январь 2025 г.

11,8

10,9

±

-1%

1%

Средняя площадь лота в ДДУ, кв. м

Декабрь 2024 г.

42,1

42

Январь 2025 г.

44,6

45

±

6%

7%

Доля ипотеки, %

Декабрь 2024 г.

54

54

54

Январь 2025 г.

47

47

48

±

-7 п. п.

-7 п. п.

-7 п. п.

3. Московская область

 

 

DataFlat

ЦИАН

Пульс продаж

Объектив.рф

Продажи по ДДУ, шт.

Декабрь 2024 г.

3 410

3 410

3 282

Январь 2025 г.

3 388

3 388

3 347

±

-1%

-1%

2%

Цена 1 кв. м в прайс-листах, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

211,4

190

187

Январь 2025 г.

198,5

192,3

189,5

±

-6%

1%

1%

Цена 1 кв. м в ДДУ, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

193

Январь 2025 г.

182,6

±

-5%

Средняя цена лота в ДДУ, млн руб.

Декабрь 2024 г.

8,9

8,1

Январь 2025 г.

8,1

7,5

±

-9%

-7%

Средняя площадь лота в ДДУ, кв. м

Декабрь 2024 г.

42,6

42

Январь 2025 г.

41,3

41

±

-3%

-2%

Доля ипотеки, %

Декабрь 2024 г.

57

57

58

Январь 2025 г.

57

57

57

±

0

0

-2 п. п.

4. Санкт-Петербург

 

 

DataFlat

ЦИАН

Пульс продаж

Объектив.рф

Продажи по ДДУ, шт.

Декабрь 2024 г.

3 110

3 110

3 026

Январь 2025 г.

2 151

2 151

1 982

±

-31%

-31%

-35%

Цена 1 кв. м в прайс-листах, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

273,8

264

267

Январь 2025 г.

275

266,5

271

±

0%

1%

2%

Цена 1 кв. м в ДДУ, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

255

Январь 2025 г.

257,3

±

1%

Средняя цена лота в ДДУ, млн руб.

Декабрь 2024 г.

10,4

10

Январь 2025 г.

10,4

9,8

±

0%

-2%

Средняя площадь лота в ДДУ, кв. м

Декабрь 2024 г.

38,1

38

Январь 2025 г.

37,8

38

±

-1%

0%

Доля ипотеки, %

Декабрь 2024 г.

43

43

44

Январь 2025 г.

33

33

34

±

-10 п. п.

-10 п. п.

-10 п. п.

5. Ленинградская область

 

 

DataFlat

ЦИАН

Пульс продаж

Объектив.рф

Продажи по ДДУ, шт.

Декабрь 2024 г.

1 575

1 575

1 535

Январь 2025 г.

1 212

1 212

1 190

±

-23%

-23%

-23%

Цена 1 кв. м в прайс-листах, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

159,3

161

158

Январь 2025 г.

161,1

163,3

158,6

±

1%

1%

0%

Цена 1 кв. м в ДДУ, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

157

Январь 2025 г.

158,8

±

1%

Средняя цена лота в ДДУ, млн руб.

Декабрь 2024 г.

6,4

6,3

Январь 2025 г.

6,3

6,1

±

-3%

-3%

Средняя площадь лота в ДДУ, кв. м

Декабрь 2024 г.

40

40

Январь 2025 г.

38,3

38

±

-4%

-5%

Доля ипотеки, %

Декабрь 2024 г.

55

56

56

Январь 2025 г.

43

3

44

±

-12 п. п.

-13 п. п.

-12 п. п.

6. Свердловская область

 

 

DataFlat

ЦИАН

Пульс продаж

Объектив.рф

Продажи по ДДУ, шт.

Декабрь 2024 г.

2 298

2 613

Январь 2025 г.

1 301

857

±

-43%

-67%

Цена 1 кв. м в прайс-листах, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

160,7

159,3

Январь 2025 г.

165,8

160,3

±

3%

1%

Цена 1 кв. м в ДДУ, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

135,8

Январь 2025 г.

139,6

±

3%

Средняя цена лота в ДДУ, млн руб.

Декабрь 2024 г.

8,6

6,9

Январь 2025 г.

7,7

7,5

±

-10%

9%

Средняя площадь лота в ДДУ, кв. м

Декабрь 2024 г.

63

45

Январь 2025 г.

55

47

±

-13%

5%

Доля ипотеки, %

Декабрь 2024 г.

71

Январь 2025 г.

33

±

-38 п. п.

7. Челябинская область

 

 

DataFlat

ЦИАН

Пульс продаж

Объектив.рф

Продажи по ДДУ, шт.

Декабрь 2024 г.

421

Январь 2025 г.

130

±

-69%

Цена 1 кв. м в прайс-листах, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

143,6

Январь 2025 г.

145,8

±

2%

Средняя цена лота в ДДУ, млн руб.

Декабрь 2024 г.

6,4

Январь 2025 г.

6,3

±

-2%

Средняя площадь лота в ДДУ, кв. м

Декабрь 2024 г.

48

Январь 2025 г.

46

±

-2%

Доля ипотеки, %

Декабрь 2024 г.

71

Январь 2025 г.

48

±

-23 п. п.

8. Пермский край

 

 

DataFlat

ЦИАН

Пульс продаж

Объектив.рф

Продажи по ДДУ, шт.

Декабрь 2024 г.

634

Январь 2025 г.

296

±

-53%

Цена 1 кв. м в прайс-листах, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

152,3

Январь 2025 г.

152,8

±

0,3%

Цена 1 кв. м в ДДУ, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

Январь 2025 г.

±

Средняя цена лота в ДДУ, млн руб.

Декабрь 2024 г.

7,4

Январь 2025 г.

6,8

±

-8%

Средняя площадь лота в ДДУ, кв. м

Декабрь 2024 г.

48

Январь 2025 г.

46

±

-5%

Доля ипотеки, %

Декабрь 2024 г.

62

Январь 2025 г.

59

±

-3 п.п.

9. Новосибирская область

 

 

DataFlat

ЦИАН

Пульс продаж

Объектив.рф

Продажи по ДДУ, шт.

Декабрь 2024 г.

1 092

1 269

Январь 2025 г.

545

401

±

-50%

-68%

Цена 1 кв. м в прайс-листах, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

153,6

159,3

Январь 2025 г.

155,3

161,5

±

1%

1%

Цена 1 кв. м в ДДУ, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

152,4

Январь 2025 г.

119,5

±

-22%

Средняя цена лота в ДДУ, млн руб.

Декабрь 2024 г.

7,4

7,5

Январь 2025 г.

7,3

7,9

±

-2%

5%

Средняя площадь лота в ДДУ, кв. м

Декабрь 2024 г.

49

48

Январь 2025 г.

61

50

±

25%

4%

Доля ипотеки, %

Декабрь 2024 г.

63

Январь 2025 г.

41

±

-22 п. п.

10. Тюменская область

 

 

DataFlat

ЦИАН

Пульс продаж

Объектив.рф

Продажи по ДДУ, шт.

Декабрь 2024 г.

1501

Январь 2025 г.

650

±

-57%

Цена 1 кв. м в прайс-листах, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

146,5

Январь 2025 г.

146,9

±

0,3%

Цена 1 кв. м в ДДУ, тыс. руб.

Декабрь 2024 г.

Январь 2025 г.

±

Средняя цена лота в ДДУ, млн руб.

Декабрь 2024 г.

7,4

Январь 2025 г.

7,3

±

-1%

Средняя площадь лота в ДДУ, кв. м

Декабрь 2024 г.

50

Январь 2025 г.

51

±

2%

Доля ипотеки, %

Декабрь 2024 г.

45%

Январь 2025 г.

32%

±

-13 п. п.

Источник: ЕРЗ.РФ

 

Приглашаем к сотрудничеству представителей аналитических платформ по многоквартирной недвижимости. Если вы хотите делиться своими данными в наших публикациях, направляйте предложение на электронный адрес: pr@erzrf.ru.

   

 

  

 

  

Другие публикации по теме:

Москва обогнала все мегаполисы России по темпам роста цен на жилье

Если что и покупать в Северной столице — так это либо студии, либо сразу четырехкомнатное жилье

Ценовой разрыв между новостройками и готовым жильем за два года увеличился

Где в Новой Москве новостройки подорожали больше всего

Как изменились цены на недвижимость в январе 2025 года

На петербургском рынке элитной недвижимости предложение не успевает за спросом

В 2024 году в столице быстрее всего дорожали готовые новостройки

Росреестр фиксирует рост в Москве количества сделок с готовым жильем

Спрос на рынке новостроек Московской области сократился на 5,5%

В 2024 году Москва осталась лидером по дороговизне новостроек и доходам девелоперов

В январе на рынке новостроек Петербургского региона реализовано на 30% меньше жилья, чем в декабре