Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
+

ИЭГ представил результаты исследования проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по градостроительным вопросам

В рамках работы исследовано правовое регулирование и практика проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по градостроительным вопросам, судебная практика.  

        

www.sdkgo.eps74.ru

 

По результатам исследования, проведенного Фондом «Институт экономики города», подготовлен презентационный материал, отражающий основные результаты исследования. В нем представлены:

1) результаты анализа правового регулирования процедур публичных слушаний, общественных обсуждений по градостроительным вопросам, а также практики организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в 10 российских городах;

2) результаты анализа судебной практики организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по градостроительным вопросам;

 

 

3) результаты оценки эффективности механизма публичных слушаний, общественных обсуждений, в том числе выявлены недостатки как правового, так и организационно-технического характера в регулировании порядка проведения соответствующих обсуждений;

4) рекомендации по совершенствованию порядка организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по градостроительным вопросам.

Среди основных выводов проведенного исследования можно отметить следующие:

 

Фото: www.admpereslavl.ru

1) все исследованные города, за исключением Перми и Ростова-на-Дону, перешли на формат именно общественных обсуждений, носящих заочный (дистанционный) характер, при оценке основных градостроительных проектов, что, с одной стороны, соответствует текущей эпидемиологической ситуации и делает процесс обсуждения более оперативным (доступ к материалам обеспечивается дистанционно), но, с другой стороны, ограничивает возможность выражения своего мнения для отдельных социальных групп населения;

2) исследованные города не пользуются правом на установление особенностей проведения публичных слушаний или общественных обсуждений (фактически в муниципальных правовых актах дублируются нормы ГрК РФ с их незначительными уточнениями);

 

Фото: www.inorehovo.ru

 

3) выявлено отсутствие корреляции количества публичных слушаний и общественных обсуждений, состоявшихся в рассмотренных городах в период 2019—2020 гг., и степени активности градостроительных процессов (объемов ввода жилья);

4) в большинстве городов на публичные слушания и общественные обсуждения чаще других проектов документов выносится документация по планировке территории (проекты межевания и проекты планировки территории), тогда как в Волгограде и Воронеже выявлено, что большая часть публичных слушаний и общественных обсуждений проведена по вопросам, связанным с предоставлением разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

 

 

5) в некоторых из проанализированных заключений о результатах публичных слушаний и общественных обсуждений делается акцент на их рекомендательный характер, как бы подводя к мысли о том, что наличие/отсутствие самих участников публичных слушаний и общественных обсуждений не является определяющих критерием, влияющем на факт признания обсуждений состоявшимися;

6) важно обеспечить необходимость обоснования принимаемых органами местного самоуправления решений с учетом результатов публичных слушаний или общественных обсуждений с тем, чтобы мнение общественности стало более весомым при принятии/утверждения органом местного самоуправления итогового решения по рассмотренному проекту документа/решения. Важно четко урегулировать, в какой степени единогласная позиция участников публичных слушаний или общественных обсуждений по рассматриваемому вопросу предопределяет принимаемое в дальнейшем решение органа местного самоуправления;

7) несмотря на удручающую статистику отказов в удовлетворении исковых требований по рассматриваемой проблематике (более 80% судебных решений принимаются не в пользу жителей и правообладателей недвижимости), важно отметить тот факт, что все-таки, пусть и редко, но в отдельных случаях истцам (горожанам или правообладателям недвижимости) удается добиться принятия судебных решений в свою пользу. В рассмотренных судебных решениях встречаются указания на следующие существенные нарушения процедуры публичных слушаний или общественных обсуждений:

 

 

 непроведение публичных слушаний или общественных обсуждений в принципе

 проведение публичных слушаний или общественных обсуждений в отношении не всей территории (части территории);

 неопубликование заключения о результатах публичных слушаний или общественных обсуждений;

 отсутствие в протоколе публичных слушаний или общественных обсуждений высказанных позиций, мнений, замечаний значительного числа участников публичных слушаний или общественных обсуждений.

Презентацию исследования можно скачать по ссылке.

 

Фото: www.mguu.ru

 

 

 

 

  

Другие публикации по теме:

Круг участников публичных слушаний предлагается расширить

Институт экономики города: законопроект о всероссийской реновации игнорирует базовые основы рыночной экономики

Эксперт Надежда Косарева: В России под угрозой срыва сроков ввода находится до 15% всех жилищных проектов

Надежда Косарева: Сегодня стоит подумать над крупным госзаказом на жилье

Надежда Косарева: Прежде чем изымать жилье для целей РЗТ, нужно спросить мнение его собственников

Надежда Косарева: Нужно расширять линейку вариантов по улучшению жилищных условий

Надежда Косарева: Для полного перехода от долевого строительства жилья к проектному финансированию потребуется не менее пяти лет

+

Эксперт Татьяна Полиди (ИЭГ): Москвичу придется копить на жилье 4,2 года, жителю Лондона — в два раза дольше

Доступность жилья и темпы его ввода в российских крупнейших агломерациях кратно превышают аналогичные показатели в ряде развитых стран. При этом средняя площадь приобретаемой в РФ жилой недвижимости (40—50 кв. м), по мнению Татьяны Полиди из Института экономики города, в разы уступает зарубежным аналогам. 

            

Фото: www.tsargrad.tv

    

Фонд «Институт экономики города» (ИЭГ) провел комплексную оценку доступности жилья в крупнейших 17 городских агломерациях РФ.

В основу исследования его автор, исполнительный директор ИЭГ, директор направления «Рынок недвижимости» Татьяна Полиди (на фото) положила методологию расчета коэффициента доступности жилья с использованием медианных среднедушевых доходов и медианных цен на рынке жилой недвижимости исследуемых территорий.

   

 

Сам коэффициент представляет собой период, в течение которого среднее домохозяйство может накопить на базовое жилье.

В группу агломераций с доступным жильем также попали Екатеринбургская, Воронежская, Самарско-Тольяттинская и др.

   

Фото: www.tvkrasnodar.ru

    

В результате произведенных расчетов по итогам III квартала 2019 года лидером по уровню доступности жилья в РФ стала Краснодарская агломерация (коэффициент доступности — 2 года).

См. таблицу 1.

Затем в рейтинге идут три территории, рынок жилья которых характеризуется как рынок с не очень доступным жильем: это Красноярская, Владивостокская, Казанская агломерации.  

Такие агломерации, как Санкт-Петербургская и Московская, возглавили антирейтинг крупнейших российских локаций, приобретение жилья в которых серьезно осложнено. Копить здесь на него среднему жителю придется более четырех лет.    

    

Фото: www.aseanrecords.world

    

В рамках исследования также были представлены, на основе анализа зарубежных источников, оценки коэффициента доступности жилья в ряде зарубежных агломераций.

Во всех из них коэффициент доступности жилья выше, чем в обеих российских столицах и прилегающих к ним областях.   

     

Коэффициент доступности жилья в зарубежных агломерациях в 2018 г.

Городская агломерация

2018

Нью-Йорк

5,5

Лондон

8,3

Сингапур

4,6

Гонконг

20,9

Сидней

11,7

Монреаль

4,6

Источник: Demographia International Housing Affordability Survey, 2019

   

В рамках работы также зафиксировано, что российские агломерации значительно превосходят зарубежные по такому показателю, как ежегодный объем ввода жилья на 1 000 жителей.

Если для 17 вышеуказанных территорий РФ он варьируется от 5,9 жилкомплексов (Владивостокская агломерация) до 30 (Краснодарская агломерация), то для зарубежных — от 2,2 (Нью-Йорк) до 8,4 (Сингапур).          

    

Фото: www.gorobzor.ru

  

Причиной такого превосходства ситуации с доступностью жилья в РФ по двум важнейшим параметрам Татьяна Полиди называет более мягкую градостроительную политику в РФ, чем проводится в зарубежных странах.

К тому же позволить себе жилье с привлечением кредита, по ее словам, сейчас могут 48% населения России (против 18,6% в 2006 году) — это один из самых высоких показателей в мире.

Вместе с тем российское «доступное» жилье сильно проигрывает «менее доступному» зарубежному по размерам площади, признает автор исследования.

Cм. таблицу 3.

Например, если в США базовая жилая единица — это частный дом или таунхаус площадью около 200 кв. м, в России речь идет о квартире площадью в 50 кв. м на окраине крупного города с не очень развитой сопутствующей инфраструктурой, поясняет исполнительный директор ИЭГ.

      

Фото: www.mguu.ru

   

    

   

   

   

Другие публикации по теме:

Метриум: в минувшем году рынок ипотеки не повторил успехов 2018-го

Метриум: в 2020 году не будет агрессивного роста цен

Марат Хуснуллин: Важнейшая задача для нас — переломить тренд падения объемов ввода жилья

Дальнейший рост цен на новостройки будет сдерживать платежеспособный спрос

Сколько лет нужно российской семье, чтобы накопить на 2-комнатную квартиру

Количество россиян, планирующих в ближайший год купить жилье, удвоилось

Татьяна Полиди (ИЭГ): Редевелопмент территорий российских городов требует серьезного продвижения законодательства