Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Все новости
+

Герман Греф и Николай Николаев разошлись в оценках влияния внедрения эскроу-счетов на ставки по ипотеке

Председатель комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям не согласен с утверждением главы Сбербанка о том, что внедрение нового механизма финансирования строительства приведет к временному снижению предложения и росту цен, что «ударит по ипотеке».

    

Фото: www.100creditov.com

    

Напомним, что в последние месяцы глава Сбербанка Герман Греф неоднократно прогнозировал, что ставки по ипотеке в силу ряда причин могут вырасти в начале 2019 года (что, собственно, уже и происходит).

В частности, перед новым годом он связал грядущее повышение ставок с политикой регулятора: по его словам банки вынуждены отреагировать повышением ипотечных ставок на изменение ключевой ставки ЦБ, которая была увеличена сначала в сентябре, а затем в декабре минувшего года.

В среду в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе руководитель крупнейшего финансово-кредитного учреждения с госучастием связал повышение ставок по ипотеке с переходом на новые принципы финансирования жилищного строительства

   

Фото: www.dp.ru

    

«Думаю, что да», —  так Герман Греф (на фото) ответил на вопрос журналистов о том, повлияет ли повышение ставок на планы Сбербанка по выдаче ипотеки.

Введение регулирования на рынке строительства приведет к временному сокращению предложения на рынке недвижимости и при сохранении высокого спроса цены на жилье пойдут вверх, это «ударит» по ипотеке, считает глава Сбербанка.

«В этом смысле может быть неплохо даже — повышение ставок по ипотеке немного охладит спрос, — отметил Греф и перешел к выводам: — Поэтому надо как можно скорее адаптироваться строительному рынку, чтобы перейти уже во вторую стадию адаптированного предложения. Как только предложение восстановится, тогда стимулирующая роль ипотеки будет критически важна», — резюмировал он.

     

Фото: www.allwomanday.ru  

     

Председатель комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, с подачи которого были приняты многие ключевые поправки в законодательство о долевом строительстве, не оставил заявления банкира без ответа и вступил с ним в заочную дискуссию. 

«Глава Сбербанка Герман Греф заявил о том, что внедрение механизма финансирования строительства через эскроу-счета приведет к росту ставок по ипотеке, — сказал Николаев, добавив: — Достаточно странная позиция, впрочем, в логике банковской деятельности: любые изменения — повод дополнительно заработать», — отметил он.

   

    

Фото: www.nikolaevonline.ru 

    

По словам депутата,  «когда банк выдает ипотеку при отсутствии эскроу-счетов, то деньги сразу уходят из банка и зачисляются на счета продавцов жилья (очень часто — в других банках), которые их, в свою очередь, немедленно тратят на свои нужды».

«То есть банк уже не может пользоваться этими средствами. В этом случае банк зарабатывает только на процентах по выданному кредиту», — пояснил Николай Николаев (на фото).

А вот при модели с эскроу-счетами картина для банка существенно меняется, напоминает парламентарий.

    

Фото: www.avatars.mds.yandex.net

    

«Банк выдает кредит под ипотеку, но эти деньги не уходят «на сторону», а кладутся на эскроу-счёт в этом же банке. И до момента сдачи купленной квартиры в эксплуатацию деньги, выданные в виде кредита, остаются в банке, продавцу не перечисляются, — уточняет Николаев, — то есть могут использоваться банком еще на протяжении всего срока строительства дома. Банк будет зарабатывать на этих средствах, не только получая проценты по ипотечному кредиту, но также на «повторном» использовании этих средств», — указывает он.

«Почему же тогда ставка по ипотеке должна повышаться в связи с появлением эскроу-счетов? — риторически спрашивает глава думского комитета и сам же отвечает: — Логика подсказывает, что она должна, наоборот, снижаться».

А вот в Минстрое исключают дальнейшее снижение ипотечных ставок. По мнению руководства ведомства, про ипотечные ставки на прошлогоднем уровне придется на время забыть. «Потенциал их снижения после резкого роста в декабре-январе исчерпан», — заявил в ходе «правительственного часа» в Госдуме глава ведомства Владимир Якушев.

  

Фото: www.szaopressa.ru

  

Напомним, что в декабре был принят очередной пакет поправок, регулирующих деятельность застройщиков. Одной из наиболее значимых норм, содержащихся в новом законе, является положение о переходе с 1 июля 2019 года на проектное финансирование и использование счетов эскроу в отношении всех реализуемых застройщиками проектов строительства многоквартирных домов.

Исключение из этого правила сделано только для проектов, соответствующих установленным Минстроем России критериям. К их числу законом отнесены степень готовности таких объектов и количество заключенных по ним ДДУ.

   

 

Фото: www.kalugasale.ru

Фото: www.mshj.ru

 

  

   

   

   

Другие публикации по теме:

Прогнозы об удорожании ипотеки в начале года подтверждаются

Из-за повышения ставок доля ипотечников на рынке кредитования может сократиться вдвое

Герман Греф: В начале 2019 года ипотека подорожает

Мнение аналитиков: ипотечный бум продолжается

Герман Греф: Вместо закрепления ипотечных каникул нужен более мягкий вариант

Николай Николаев: Новая модель финансирования долевого строительства вберет в себя действующую практику

Герман Греф: Ипотека с низким первоначальным взносом должна оставаться доступной для граждан

Герман Греф и Александр Плутник: Ставки по ипотечным кредитам могут вырасти

+

Эксперт Николай Малышев: При контроле ИЖС десяток инспекторов госстройнадзора может заменить один квадрокоптер

На портале проектов нормативных правовых актов опубликован подготовленный Минстроем РФ проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора Российской Федерации».

    

Фото: www.inkotelniki.ru

   

Для портала ЕРЗ документ прокомментировал генеральный директор общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства» Николай МАЛЫШЕВ (на фото ниже).

«Подготовленный Минстроем России проект изменений в Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» несет в себе мало содержательной информации, поскольку просто копирует положения ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (изменена в августе 2018 года), — отметил эксперт. — Поправки, внесенные в ст. 54 ГрК РФ федеральным законом от 03.08.2018 340-ФЗ, следует отметить отдельно, поскольку они определенным образом переформатируют деятельность органов государственного строительного надзора с вопросов безопасности к функциям администрирования в строительстве.

   

Николай Малышев

    

Так, уполномоченные государством органы строительного надзора теперь не вправе предупреждать, выявлять и пресекать допущенные участниками строительства нарушения законодательства о градостроительной деятельности (включая требования к организации строительного контроля, консервации незавершенного строительства) и технических регламентов (включая обязательные требования 3 части СНиП к производству и приемке работ).

К их компетенции с 4 августа 2018 года относится только проверка соответствия выполняемых строительных работ, их результатов и применяемых строительных материалов требованиям проектной документации. И ЗОС по окончании строительства должен выдаваться такими органами лишь по факту соответствия построенного объекта тем решениям, которые проектировщик отразил в проекте (вне зависимости от соответствия принятых проектировщиком решений требованиям безопасности, в том числе пожарной).

Получается своего рода авторский надзор, только от лица государства. Остается еще переложить на застройщиков затраты на него. Правда, на безопасности строительства это едва ли отразится положительно с учетом имеющихся проблем в системе экспертизы и снижающегося качества проектов.

         

   

В тоже время на органы государственного строительного надзора возложили дополнительные функции по надзору за возведением объектов капитального строительства, которые не подлежат экспертизе и не требуют получения разрешения на строительство (включая объекты индивидуального жилищного строительства).

Подчеркну: речь идет не о надзоре за качеством (безопасностью) строительства таких объектов, а лишь о выявлении самовольных построек. Схема такого надзора в статье 54 ГрК РФ заложена заведомо неэффективная, поскольку ни достаточных ресурсов, ни рычагов воздействия на физических лиц у органов государственного строительного надзора не имеется (максимальный административный штраф составляет 5 тыс. руб.).

Если в 1990-е годы до 80% инспекторов ГАСН работали в муниципальных инспекциях и не всегда справлялись с надзором за ИЖС, который в результате отменили, то с середины 2000-х строительный надзор предусмотрен только на федеральном и региональном уровне (муниципальные органы строительного надзора были упразднены).  Сложно себе представить, как среднестатистическая инспекция государственного строительного надзора, состоящая из нескольких десятков специалистов, в дополнение к основной работе по комплексному надзору (механическая, пожарная и другие виды безопасности) за объектами индустриального строительства будет проводить внеплановые выездные проверки объектов ИЖС в масштабе всего региона.

Задача таких проверок предельно проста: выехать на место, посмотреть на объект (если хозяин пустит на территорию) и по результатам направить письмо в муниципалитет с информацией о наличии или отсутствии признаков самовольной постройки.

   

  

При этом единственная содержательная вещь в подготовленном Минстроем России проекте постановления Правительства РФ заключается в том, что все внеплановые проверки на предмет самовольного строительства (включая объекты ИЖС) предлагается проводить только по согласованию с прокуратурой соответствующего субъекта РФ.

Причем согласование прокурора требуется даже в случаях, которые не предусмотрены федеральным законом от 26.12.2008 294-ФЗ (проверка исполнения ранее выданного предписания, проверка, проводимая по поручению Президента РФ, Правительства РФ, требованию прокурора).

В рамках предложенной схемы получается, что для простого осмотра объекта индивидуального жилищного строительства, который может находиться в нескольких сотнях километров от регионального центра, требуется:

 оторвать от основной работы несколько инспекторов государственного строительного надзора;

 подготовить документы о проведении внеплановой выездной проверки;

 согласовать такой выезд с прокурором региона (его заместителем);

 оформить командировку (в некоторых случаях); осмотреть объект (если пустят);

 вернуться обратно и написать письмо в муниципалитет с описанием увиденного.

В этой связи у меня возникает только один вопрос: кто это все придумал?  Уже много лет на уровне законодательства пытаются бороться со злоупотреблениями при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, в 294-ФЗ расширяют сферу осуществления контрольных мероприятий, проводимых без взаимодействия с проверяемыми лицами, а в ст. 54 ГрК устанавливают абсолютно неэффективную и потенциально коррупционную процедуру.

   

Фото: www.static.tildacdn.com  

    

Что может сделать недобросовестный инспектор, который на месте выявил признаки самовольной постройки, если никакой ответственности за дальнейшую судьбу этой постройки на нем не лежит? И какое количество у нас в стране объектов ИЖС и прочих, на которые не все документы оформлены? А прикрыть свое злоупотребление коррумпированный инспектор всегда сможет актом о невозможности проведения проверки из-за отсутствия доступа на объект (для надежности можно даже оштрафовать застройщика по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП на несколько тысяч рублей).

А вот добросовестный инспектор строительного надзора, выявивший самовольную постройку и известивший об этом соответствующий муниципалитет, не может быть уверен в том, что его время не пропало зря, поскольку документы могут «затеряться» в муниципальной администрации (для надежности можно оформить такой иск в суд, правда, он в итоге будет отклонен).

   

Фото: www.hotwalls.ru

    

Правильно говорится в русской поговорке: «У семи нянек дитя без глаза». Вместо того чтобы отвлекать от основной работы сотни специалистов государственного строительного надзора и работников прокуратуры, можно было бы закупить в каждый муниципалитет по квадрокоптеру за 10 тыс. руб. и послать специально обученного человека снимать на видео объекты не более трех этажей на предмет наличия признаков самовольных построек.

Неужели без инспектора государственного строительного надзора в муниципалитете сами не смогут разобраться в таких простых вопросах, как:

имеется ли у застройщика разрешение на строительство;

 находится ли объект капитального строительства в границах земельного участка;

 соответствуют ли площадь (габариты) и этажность объекта установленным ограничениям?», — заключил эксперт Николай Малышев.

   

 

Фото: www.omskrielt.com

Фото: www.classifieds24.ru

  

  

 

 

 

Другие публикации по теме:

Назначение и увольнение руководителей органа контроля за «долёвкой» теперь согласовывает Минстрой

Органы стройнадзора смогут обжаловать положительные заключения экспертизы

Стройнадзор получит право обжаловать положительное заключение экспертизы

С 1 января на сайтах органов госстройнадзора появятся реестры объектов строительства

Регионы начали передавать органам госстройнадзора контроль в сфере долевого строительства

К вопросу о реформировании государственного строительного надзора