Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

Дворы без машин: тренд или временная мода?

Результаты совместного исследования Комиссии РСПП по строительству и жилищной политике, Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА) и портала ЕРЗ.РФ показали, что около трети новых жилых комплексов в России строится с соблюдением принципа «дворы без машин».

      

ЖК Эволюция, №1 в ТОП ЖК г. Новосибирск

    

Массовая автомобилизация привела к существенному ухудшению комфорта проживания в крупных городах, где практически каждая семья имеет автомобиль, и часто даже не один.

Определенные советскими нормами парковочные пространства явно не вмещают все автомобили жителей домов. Поэтому автомобили стали занимать тротуары и дворы.

На фото — типичная картина нашего времени, когда двор стал выполнять преимущественно функцию хранения автомобилей. Неудивительно, что возник спрос на дома, в которых есть двор, свободный от автомобилей.

    

   

Такое проектное решение несет несколько преимуществ. Главное из них — дополнительное пространство для жизни. Парковки и проезжую часть замещают детские площадки, спортивные и прогулочные зоны, газоны или другая инфраструктура. Второе преимущество — отсутствие шума и выхлопных газов от автомобилей. Третье — безопасность для детей, которых можно спокойно отпускать играть во дворе.

Исследование показало, что в Москве, где загруженность автомобилями самая высокая, 67,4% новых жилых комплексов проектируются с дворами без машин. При этом в целом по РФ с соблюдением принципа «двор без машин» сейчас строится каждый третий жилой комплекс. Если оценивать только жилые комплексы, строительство которых началось в 2019 году, то дворы без машин предусматриваются уже в 59,4% случаев.

Исследование доказало, что двор без машин — это, без сомнения, новый тренд, которого придерживаются застройщики под давлением все возрастающего спроса со стороны потребителей. Причем эта тенденция охватывает все без исключения регионы России.

Практически в каждом регионе лидеры ТОП жилых комплексов, который опубликован на сайте ЕРЗ.РФ, предусматривают освобождение дворовых пространств от автомобилей.

Приведем примеры.

    

ЖК BOTANICA, №1 в ТОП ЖК г. Санкт-Петербург

   

Решение «дворы без машин», как правило, диктует застройщику необходимость дополнительных характеристик проекта. Например, двор без машин без видеонаблюдения во дворе встречается только в 6,6% случаев.

   

ЖК Новин квартал, №1 в ТОП ЖК г.Сургут

   

Двор без машин без огороженной территории встречается лишь в 13,3% случаев. Двор без машин без централизованной охраны встречается в 16,6% случаев.

   

ЖК Дом на Минаева, №1 в ТОП ЖК г.Ульяновск

       

При этом централизованная охрана при отсутствии двора без машин имеет место также лишь в 16,3% жилых комплексов.

Проектное решение «дворы без машин», очевидно, создает и определенные проблемы.

   

ЖК Поколения, №1 в ТОП ЖК г.Хабаровск

   

Где парковаться и хранить автомобили

Как правило, в таких жилых комплексах предусматриваются подземные паркинги. Это ведет к удорожанию жилья. Ведь кроме квартиры необходимо покупать и машино-место, стоимость которого редко бывает ниже 500 тыс. руб.

  

ЖК Европейский квартал, №1 в ТОП ЖК г.Тюмень

  

Встречаются также варианты строительства отдельно стоящих крытых паркингов, в которых места сдаются в аренду. Либо предусматриваются внешние открытые парковки, в том числе с бесплатными местами.

   

ЖК Макаровский квартал, №1 в ТОП ЖК г.Екатеринбург

   

В любом случае, застройщику необходимо нести расходы на приобретение земли для внешних парковок или стоянок, что ведет к удорожанию стоимости квартир.

    

ЖК Мичурин, №1 в ТОП ЖК г.Рязань

    

Как обеспечить подъезд спецтехники

Если доступ к подъездам личных автомобилей можно запретить, то доступ к подъездам спецтехники (скорая помощь, пожарные, милиция, аварийные службы и т.п.) должен быть обязательно.

Существует несколько вариантов решения этой задачи.

    

ЖК Сердце города, №1 в ТОП ЖК г. Набережные Челны

    

Первый вариант — сквозные подъезды. Каждый подъезд имеет два входа, — с улицы и со двора. Спецтехника имеет доступ к дому с улицы, впрочем, как и личные автомобили.

   

ЖК Первый квартал, №1 в ТОП ЖК Московская область

    

Второй вариант — доступ через паркинг. Этот вариант не подходит для пожарных машин: для них в любом случае надо обеспечивать доступ непосредственно к дому с открытой части.

   

ЖК Гранд Империалъ, №1 в ТОП ЖК г.Самара

    

Третий вариант — пожарный въезд на закрытый двор, регулируемый круглосуточной охраной. Понятно, что охрана — это тоже дополнительные затраты, которые ложатся на жильцов дома.

    

ЖК Доминант, №1 в ТОП ЖК г.Пермь

   

Вывод

Дома без машин — это очевидный тренд в жилищном строительстве. Однако такое проектное решение ведет к удорожанию жилья, как при его покупке, так и при эксплуатации.

   

ЖК Европейский, №1 в ТОП ЖК г.Воронеж

    

Поэтому строительство жилых комплексов с машинами во дворе не прекратится. Ведь есть большая категория покупателей новостроек, для которых определяющим фактором при покупке является цена. И такие граждане готовы терпеть неудобства в виде загруженного автомобилями двора.

   

 

  

Исследование проведено в отношении 2,6 тыс. жилых комплексов, строящихся и построенных в 52 регионах Российской Федерации. Исследовались сайты застройщиков или жилых комплексов, на которых есть информация о продаже квартир и описание новостроек. Ознакомиться с исследованием можно по ссылке.

       

   

  

 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Жилые дома и машино-места, находящиеся в собственности у бизнеса, обложат налогами по максимальной ставке

Вступили в силу три свода правил по проектированию зданий

Права дольщиков на нежилые помещения будут защищены

Росреестр: количество регистраций прав собственности на машино-места за январь-август опережает темпы 2017 года в полтора раза (графики)

Росреестр: количество регистраций прав собственности на машино-места опережает темпы 2017 года втрое (графики)

+

Специфика проектов достройки объектов незавершенного строительства

Одной из основных проблем градостроительного комплекса, регулярно выносимой на обсуждение на самом высоком уровне, являются так называемые обманутые дольщики. Данным обобщающим термином принято описывать все ситуации, в которых застройщик по тем или иным причинам не довел до конца проект строительства многоквартирного дома и не ввел его в эксплуатацию.

Публикуем аналитическую статью, посвященную этой теме, преподавателя Академии девелопмента, соучредителя и Генерального директора инжинринговой компании Fizir Андрея НОЗДРЯКОВА. 

        

Фото: ©  Евгений Харитонов / Фотобанк Лори

   

В случаях недостроенных или брошенных по разным причинам объектов власти пытаются изыскивать способы максимально избегать социальных взрывов и находить пути достройки таких проблемных зданий, особенно если это жилой дом, в котором люди планировали получить жилье.

Как правило, бремя по достройке таких объектов посредством тех или иных механизмов и/или договоренностей перекладывается на плечи другого инвестора. Для состоявшегося мастер-девелопера это может быть возможностью согласовать технико-экономические показатели (ТЭП) по другому объекту или получить другие преференции.

Для начинающего игрока участие в подобных мероприятиях может являться «точкой входа», возможностью наработать первичный GR-ресурс и «засветиться» в регионе.

При этом и тем и другим необходимо иметь четкий ответ на вопрос «стоит ли овчинка выделки», и как раз с этим, как показывает наша многолетняя практика, возникает огромное количество трудностей. А неверно оцененный на входе проект, в свою очередь, ведет к многомиллионным, а иногда миллиардным убыткам на выходе.

    

Иллюстрация предоставлена Академией девелопмента

    

Вместе с тем аудит частично построенных объектов имеет ряд существенных отличий от анализа новых перспективных площадок (тех, где не успел «потоптаться» другой горе-девелопер). И сегодня мы поговорим о том, как правильно оценить риски реализации таких проектов и, самое главное, сроки и бюджет доведения их до логичного результата. Изложенная далее информация также релевантна для случаев достроя любых незавершенных объектов (в том числе вне поля 214-ФЗ).

Задача реализации подобных проектов, как правило, осложняется следующим «джентльменским» набором факторов:

 полное или частичное отсутствие проектной, рабочей и исполнительной документации;

• непринятие должных мер по консервации объекта;

• отсутствие актуализированного комплекта исходно-разрешительной документации, договоров об осуществлении технологического присоединения, результатов изысканий, согласований с органами исполнительной власти и пр.

   

Иллюстрация предоставлена Академией девелопмента

    

Для определения точной стоимости и сроков работ, а также составления дорожной карты реализации объекта техническому заказчику нового застройщика необходимо провести обследование и установить, в каком техническом состоянии находится объект, детально обследовать внутренние инженерные системы, а также наружные сети объекта, провести комплекс необходимых испытаний в случае, если сети уже смонтированы.

Особое внимание необходимо уделить качеству выполненных работ на фасаде, проверке наличия проектного армирования, анализу марки и класса бетона. В большинстве случаев будет необходимо проведение дорогостоящих работ по усилению несущих конструкций, локальный ремонт участков бетона, устранение последствий длительного замачивания поверхности бетона путем обработки указанных участков специальными составами.

Обследования зачастую показывают, что кладка выполнялась со значительным количеством дефектов, не проводилось армирование раствора, предписанное рабочей документацией, а крепления к стенам и перекрытиям отсутствуют.

Внутренние инженерные системы выполнены, как правило, настолько плохо, что требуется их полная замена. С момента монтажа наружных сетей они приходят в непригодность без обслуживания и эксплуатации. Кроме того, требования к участкам наружных сетей за последние годы значительно возросли, и для их дальнейшей сдачи в эксплуатацию требуется проведение дополнительных испытаний с целью обоснования возможности их использования.    

Помимо перечисленного, требуется проводить специализированные виды обследований, такие как: внутренняя дефектоскопия трубопроводов, оценка технического состояния стыков, запорной арматуры, оценка качества материалов. Для тепловых сетей обязательна оценка ранее смонтированных систем СОДК, оценка технического состояния сварных стыков. Для наружных электрических кабелей проводятся замеры электрической лабораторией с подготовкой отчета, на основании которого принимается решение о замене кабельных линий.

В случае наличия на объекте или в архивах проектной (ПД), рабочей (РД) и исполнительной документации, необходимо детально сопоставить факт на площадке и технические документы.

С большой долей вероятности объект строился со значительным количеством отклонений от ПД, РД, а исполнительная документация отсутствует (в том числе необходимые паспорта и сертификаты на изделия).

Все дефекты как строительных конструкций, так и внутренних и наружных инженерных сетей требуют оформления дефектовочных актов и ведомостей работ с целью уточнения итогового бюджета строительства.

   

Иллюстрация предоставлена Академией девелопмента

   

Кроме того, необходимо отдельно проработать вопрос прохождения негосударственной или государственной повторной экспертизы проекта с учетом выявленных дефектов строительных конструкций и инженерных систем, особенно в случаях если разрешение на строительство не было продлено и требуется его повторное получение.

Многие нормативы, по которым был спроектирован ранее объект, устаревают, и фактически приходится «примерять» новую нормативно-техническую базу на законсервированный (или брошенный) объект.

Особо остро стоят вопросы применения 123-ФЗ, поэтому приходится заказывать специальные технические условия, схему расстановки пожарной техники, в исключительных случаях, другие специализированные отчеты во ВНИИПО МЧС.

Отдельное место в рамках достройки объекта занимает работа с обновлением всей исходно-разрешительной документации: часто встречаются случаи, когда объекты попадают в санитарно-защитную зону (СЗЗ) рядом действующих предприятий, не увязаны с проектами улично-дорожной сети.

Кроме того, зачастую необходимо внесение изменений в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), утверждение архитектурно-градостроительного решения/архитектурно-градостроительного облика (АГР/АГО) и получение комплекта новых договоров технологического присоединения.

       

Фото: © Сергей Гавриличев / Фотобанк Лори

  

Проработки требует вопрос получения заключения о соответствии (ЗОС) и Разрешения на ввод на указанные объекты. Необходимо выстроить дорожную карту с инспекторами надзорного ведомства. В случае если речь идет про работу в рамках 214-ФЗ, где были затронуты интересы дольщиков, объект подпадает под особый контроль со стороны Госстройнадзора.

На основании проведенных обследований, а также ведомостей работ разрабатываются проектная и рабочая документация для достройки объекта, проводится экспертиза проекта и начинаются работы.

В некоторых случаях необходимо организовать работы на площадке параллельно с разработкой рабочей документации. Сам процесс работы на объекте незавершенного строительства очень схож с работами по реконструкции зданий, поскольку в ходе производства работ возникает большое количество сложностей, дефектов и строительного брака, которые по разному ряду причин не могли быть выявлены в ходе обследования объекта.

    

Фото:  © Алексей Смышляев / Фотобанк Лори

     

Требуется оформление дополнительных дефектовочных актов, повторное многократное включение новых пунктов в отчет по обследованию, а также включение соответствующих работ в контрактные сметы. Именно поэтому первоначальная смета контракта на подобных объектах будет превышена в 90% случаев.

К данной практике следует относиться как к норме, поскольку выявить все дефекты можно только после проведения работ по демонтажу части элементов строительных конструкций или в ходе проведения работ, а в ходе начального обследования существуют допущения по количеству отбираемых проб и зондажей.

Для генерального подрядчика на данных объектах существует сложность в подборе исполнителей на все виды работ по причинам, указанным выше, в связи с чем рекомендуется подписывать контракты с подрядчиками согласно этапам исполнения.

    

Фото: © Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори

     

С точки зрения последовательности реализации проекта, первое и самое главное в работе технического заказчика — комплекс работ по обследованиям, уточнению методов производства работ на объекте и анализу имеющихся в наличии материалов.

Второй этап — защита объемов работ и дефектовок у инвестора совместно с генеральным подрядчиком, поиск согласованных всеми сторонами решений, утверждение ведомости работ и расценок.

Для более полного понимания ситуации рассмотрим следующий пример: на основании проведенного визуального обследования Инвестор планировал не осуществлять полную сплошную замену внутренних инженерных систем, на основании чего была сделана финансовая модель проекта. Но далее на основании совместной оценки генподрядчика, субподрядчика и изыскателей установлена невозможность окончания работ в рамках ремонта систем, и требуется их полная замена. Подобные нюансы на объектах незавершенного строительства присутствуют на всех этапах реализации.

По итогу необходимо отметить, что реализация проектов незавершенного строительства требует наличия высокой квалификации, значительного опыта и системного подхода в первую очередь со стороны технического заказчика, а также должной осмотрительности, итеративного подхода и детального финансового планирования со стороны инвестора. Кроме того, к начальной смете рекомендуется добавлять не менее 10% непредвиденных расходов в связи с обозначенными выше факторами.

     

Фото: Академия девелопмента

    

В заключение автор, соучредитель инжинринговой компании Fizir Андрей Ноздряков (на фото) отмечает, что изложенная в статье информация — выжимка из опыта инжиниринговой компании, успешно прошедшей путь достроя двух незавершенных объектов в рамках 214-ФЗ (одного в Москве, другого в Московской области).

Хочется надеяться, что она поможет инвесторам и застройщикам, которым предстоит работать с объектами такого типа, избежать распространенных ошибок и связанных с ними убытков.

    

      

Реклама. ИП Тугарев Алексей Львович.  ИНН: 772480003006

   

   

    

Другие публикации по теме:

Вкалывают роботы — счастлив человек? Системы динамического ценообразования в жилом девелопменте

Феодальные колодцы: темная сторона девелоперских компаний

Общий обзор ситуации на девелоперском рынке России

Как управлять финансами в девелопменте

Оптимизация расходов в девелопменте