Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

Как управлять финансами в девелопменте

Эту тему на страницах портала ЕРЗ.РФ анализирует создатель и руководитель Академии девелопмента, соучредитель компании — технического заказчика в строительстве Fizir Алексей ТУГАРЕВ.

 

Изображение сгенерировано нейросетью «Kandinsky»

 

В предыдущей статье была рассмотрена «Оптимизация расходов в девелопменте», напоминает эксперт. Однако, по его мнению, сама по себе оптимизация расходов — важнейшая, но не единственная составляющая эффективного девелоперского процесса. Тема управления финансами значительно шире, чем просто управление затратной частью. Поэтому данная статья задумана как логическое продолжение предыдущей.

Что есть управление финансами в девелопменте? Многие участники рынка считают ее дополнительной сервисной функцией, обслуживающей некие основные процессы: проектирование, строительство, продажи. В действительности же современная инвестиционно-строительная деятельность представляет собой, в первую очередь, управление финансовой составляющей, чему фактически подчинены все остальные процессы.

С точки зрения логичного и эффективного подхода, напротив, производственные процессы выполняют сервисную функцию по отношению к управлению финансами. Трансформация мышления людей, задействованных в производственных процессах, на подобный подход является основным залогом успеха современной компании.

 

Раздельное управление финансовой и инвестиционной деятельностью

Первым шагом на пути понимания финансов как в девелопменте, так и в любом другом инвестиционном процессе является разделение системы управления финансами на раздельное управление инвестиционной и финансовой деятельностью.

Источник: Академия девелопмента

  

Различия между двумя данными подсистемами отражены в таблице ниже.

Источник: Академия девелопмента

 

Наряду с пониманием того, что данные подсистемы имеют различную направленность, важно уяснить, что эффективное управление финансами достигается благодаря их абсолютной взаимосвязи и полной преемственности.

Часто встречаются следующие «перекосы»:

1. финансовая деятельность не отделена от инвестиционной ни в сознании управляющих бизнесом, ни в плане документов и подходов;

2. финансовая деятельность настолько отделена от инвестиционной, что они функционируют как две полностью отдельные подсистемы, не имеющие преемственности, в отрыве друг от друга.

  

Эффективный управленческий учет

Основным документом управленческого учета является бюджет предприятия.

Основные цели бюджета таковы:

 управление: принятие решений на основании плана затрат и доходов;

 оптимизация: когда мы видим показатели по различным статьям и понимаем, где лучше сосредоточить усилия по минимизации затрат и увеличению выручки;

 координация: согласование деятельности различных подразделений предприятия;

 коммуникация: доведение планов до сведения руководителей разных уровней;

 мотивация руководителей на местах;

 контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических показателей с запланированными;

 планирование потока денежных средств, в т. ч. предотвращение кассовых разрывов;

 анализ. На основании исполнения бюджета делается вывод по дальнейшему планированию.

 

Фото: © Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори

 

Производственный план

Практика внедрения и ведения управленческого учета (не только в девелопменте, но и в иных видах бизнеса) позволяет сделать однозначный вывод о том, что невозможно составление финансового плана без плана производственного (т. е. «физического»). Другими словами, нельзя спланировать расходы на прокладку трубы, не рассчитав предварительно ее необходимое сечение, расходы материала, не определив объем необходимой рабочей силы, механизации, ресурсоснабжения для данных процессов и т. д.

Исходя из этого, при составлении любых финансовых планов мы неизбежно приходим к тому, что производственный план всегда первичен. А составление производственного плана в свою очередь требует глубокого понимания механизмов бизнеса — его компонентов и логических взаимосвязей, а также налаженной системы коммуникаций между всеми подразделениями компании.

 

P&L и C-F

Как и в любом другом бизнесе, необходимо понимать разницу между такими понятиями, как P&L (Profit and loss, доходы и расходы) и C-F (Cash-flow, денежный поток).

Краткий смысл основных различий между данными способами распределения в соответствующих отчетных формах денежных средств во времени заключается в следующем.

 

Основные различия между P&L (отчетом о доходах и расходах) и C-F
(отчетом о движении денежных средств)

Источник: Академия девелопмента

 

P&L служит для оценки бизнеса и выступает в качестве ядра принятия управленческих решений в отношении вариантов развития проекта.

С-F позволяет управлять денежным потоком, своевременно привлекая средства, избегая кассовых разрывов, максимизируя норму внутренней доходности капитала акционера.

  

Особенности управления финансами на различных этапах жизненного цикла

Основными инструментами являются финансово-экономическая модель проекта и бюджет проекта. Существует определенная последовательность формирования и взаимного влияния соответствующих документов в ходе развития проекта, что отражено в таблице ниже.

Так, на первом этапе существует только финансовая модель, при переходе проекта в статус юридически закрепленного за инвестором начинает формироваться бюджет, который на последующих этапах служит основанием для регулярного уточнения финансовой модели.

Таким образом, реализуется принцип обратной преемственности подготовки аналитической финансовой документации. Что интересно, финмодель и бюджет при этом необязательно должны существовать в рамках двух разных документов. В некоторых организациях их объединяют в единый управленческий файл, что, впрочем, не меняет сути подхода, просто перетекание данных в этом случае происходит не между файлами, а внутри одного документа.

 

Источник: Академия девелопмента

 

Особое внимание предлагается обратить на строку таблицы «Исходные данные аналитики по управлению финансами». Она очень важна и отражает апробированный и рабочий регламент поэтапной оценки и уточнения доходной и расходной (особенно расходной!) частей проекта.

Несмотря на то, что такая последовательность оценки придумана далеко не вчера, регулярно появляются энтузиасты-новаторы, которые врываются на рынок с «прорывными» идеями о «новых» подходах к расчетам. В результате появляются кривые схемы оценки проектов. Наиболее распространенными из них являются:

● попытки оценить затраты проекта на допроектном, предпроектном и проектном этапах ресурсным методом (что в обиходе называется «посчитать до гвоздя»);

● попытки преодолеть в оценке себестоимости классическую последовательность оценки стоимости работ ресурсным методом: 1. Рабочая документация, 2. ВОРы (ведомости объемов работ), 3. Сметы, рассчитанные ресурсным методом;

● попытки директивно назначать показатели проекта по расценкам и срокам «сверху вниз» с указанием менеджменту обязательно в них вписаться. Это, как правило, приводит к политике менеджмента по сокрытию реальных данных, отражению в графиках нереальных сроков, а в бюджете проекта — нереальных показателей по затратам. Такого рода самообманом на сегодняшнем рынке занимается очень много компаний.

Важно также отметить, что там, где формируются сметы, появляются и нормальные тендеры. Таким образом, мы можем уже не только «считать деньги», но и управлять расходной частью.

  

Алексей Тугарев. Фото предоставлено пресс-службой Академии девелопмента

  

Принятие решений на основании финансовых моделей проектов

Наиболее эффективным и правильным является подход, обозначенный в заголовке настоящего раздела. Именно он в качестве ядра принятия решений позволяет использовать многофакторный анализ и сценарный подход, что в свою очередь дает возможность тестировать посредством финансовой модели любые многофакторные изменения проекта.

В основе данного метода лежит тезис, согласно которому любое изменение влечет за собой набор последствий. Например, какое-то предлагаемое решение может уменьшить себестоимость проекта, но, скажем, увеличить срок его реализации. Другое решение может увеличить себестоимость проекта, но при этом улучшить коэффициенты выхода полезных площадей и т. д. С учетом многофакторности влияния таких решений на проект единственно верным подходом к их оценке становится закладывание всех факторов в финансовую модель и анализ отклонений финансово-экономических показателей в том или ином случае.

Кроме того, многолетний опыт подтверждает еще одно заключение: в основе бизнес-процессов финансовой оценки (а именно управленческого учета, бюджетирования, финмоделирования) лежат формирование оргструктуры организации, ранжирование регламентов работы между подразделениями и выстраивание системы документооборота.

«В отсутствие данной основы любые попытки внедрения институтов финансовой аналитики (особенно с использованием соответствующих программных комплексов) подобны броуновскому движению и заведомо обречены на провал», — резюмирует создатель и руководитель Академии девелопмента, соучредитель компании — технического заказчика в строительстве Fizir Алексей Тугарев.

    

Реклама. ИП Тугарев Алексей Львович.  ИНН: 772480003006 

 

 

 

 

 

 

Другие публикации по теме:

Оптимизация расходов в девелопменте

Снижение себестоимости девелоперских проектов за счет префаб-технологий 

Банкротство девелоперских компаний: разбор механики — и как его избежать

Схема-пазл девелоперского бизнеса

Как технологии помогают застройщикам сократить расходы в кризис

Оптимизация системы продаж в девелопменте

+

Средняя стоимость строительства многоквартирных жилых домов массового спроса и цены на рынке недвижимости по регионам России на октябрь 2025 года

Специалисты Союза инженеров-сметчиков (СИС) подготовили справку о средней стоимости строительства многоквартирных жилых домов массового спроса и ценах на рынке жилья в регионах РФ по состоянию на 01.10.2025. Автор справки, директор Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации Строителей России, президент СИС Павел ГОРЯЧКИН любезно предоставил ее в распоряжение ЕРЗ.РФ.

   

Фото: © Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори

  

Принятое значение 1 $ = 81,50 руб.

 

п/п

 

Наименование федерального округа и региона

первая строка – в рублях
вторая строка – в долларах США

Полная стоимость
строительства
жилых домов
массового спроса
на 1 м2 общей
площади квартир
жилых зданий
(для вновь
начинаемых
строительством)

Средние
рыночные
показатели
предложений
на первичном
рынке жилья,
отнесенные
на 1 м2 общей
площади квартир
домов массового
спроса

Средние
рыночные
показатели
предложений
на вторичном
рынке типового
жилья,
отнесенные
на 1 м2 общей
площади квартир
жилых зданий

I

Центральный федеральный округ

 

 

 

1

Белгородская область

89 010

118 356

104 925

 

 

1 092

1 452

1 287

2

Брянская область

70 783

76 127

82 217

 

 

869

934

1 009

3

Владимирская область

88 156

98 836

106 180

 

 

1082

1213

1 303

4

Воронежская область

83 705

92 797

84 625

 

 

1 027

1 139

1 038

5

Ивановская область

79 236

88 514

97 504

 

 

972

1 086

1 196

6

Калужская область

89 112

74 668

91 280

 

 

1 093

916

1 120

7

Костромская область

81 829

63 715

86 519

 

 

1 004

782

1 062

8

Курская область

82 701

110 366

118 566

 

 

1 015

1 354

1 455

9

Липецкая область

81 779

81 047

84 856

 

 

1 003

994

1 041

10

Московская область

141 503

188 317

160 466

 

 

1 736

2 311

1 969

11

Орловская область

82 141

84 690

88 247

 

 

1 008

1 039

1 083

12

Рязанская область

83 971

84 689

94 800

 

 

1 030

1 039

1 163

13

Смоленская область

81 781

76 846

79 022

 

 

1 003

943

970

14

Тамбовская область

83 834

94 755

100 061

 

 

1 029

1 163

1 228

15

Тверская область

86 720

88 521

95 603

 

 

1 064

1 086

1 173

16

Тульская область

93 545

92 419

101 214

 

 

1 148

1 134

1 242

17

Ярославская область

93 792

99 395

103 217

 

 

1 151

1 220

1 266

18

г. Москва

180 811

253 516

290 096

 

 

2 219

3 111

3 559

II

2. Северо-Западный федеральный округ

 

 

 

19

Республика Карелия

89 151

60 966

68 986

 

 

1 094

748

846

20

Республика Коми

103 021

75 268

79 528

 

 

1 264

924

976

21

Архангельская область

104 694

86 423

90 745

 

 

1 285

1 060

1 113

22

Вологодская область

98 504

62 490

68 877

 

 

1 209

767

845

23

Калининградская область

114 119

131 792

137 455

 

 

1 400

1 617

1 687

24

Ленинградская область

98 887

168 014

131 905

 

 

1 213

2 062

1 618

25

Мурманская область

99 116

101 032

108 104

 

 

1216

1240

1326

26

Новгородская область

84 267

99 395

118 542

 

 

1 034

1 220

1 455

27

Псковская область

84 266

61 110

63 834

 

 

1 034

750

783

28

г. Санкт-Петербург

167 259

285 336

209 593

 

 

2 052

3 501

2 572

29

Ненецкий автономный округ

104 537

58 279

69 530

 

 

1 283

715

853

III

Южный и Северо-Кавказский федеральные округа

 

 

 

 

30

Республика Адыгея (Адыгея)

100 155

68 399

73 415

 

 

1 229

839

901

31

Республика Дагестан

78 158

56 293

66 342

 

 

959

691

814

32

Республика Ингушетия

74 008

50 543

55 812

 

 

908

620

685

33

Кабардино-Балкарская Республика

81 194

55 450

61 231

 

 

996

680

751

34

Республика Калмыкия

81 669

55 775

61 589

 

 

1 002

684

756

35

Карачаево-Черкесская Республика

74 337

50 768

56 060

 

 

912

623

688

36

Республика Северная Осетия — Алания

78 122

53 352

58 914

 

 

959

655

723

38

Краснодарский край

88 422

131 517

115 498

 

(г. Краснодар)

1 085

1 614

1 417

39

Ставропольский край

84 351

108 571

105 327

 

 

1 035

1 332

1 292

40

Астраханская область

83 839

59 802

63 151

 

 

1 029

734

775

41

Волгоградская область

86 714

95 576

101 100

 

(г. Волгоград)

1 064

1 173

1 240

42

Ростовская область

101 048

102 690

120 744

 

(г. Ростов на Дону)

1 240

1 260

1 482

IV

Приволжский федеральный округ

 

 

 

43

Республика Башкортостан

109 024

162 570

125 950

 

(г. Уфа)

1 338

1 995

1 545

44

Республика Марий Эл

85 857

63 109

69 688

 

 

1 053

774

855

45

Республика Мордовия

84 187

57 206

66 644

 

 

1 033

702

818

46

Республика Татарстан

106 738

241 560

186 780

 

(г. Казань)

1 310

2964

2 292

47

Удмуртская Республика

84 197

59 496

66 407

 

 

1 033

730

815

48

Чувашская Республика — Чувашия

83 702

56 829

64 751

 

 

1 027

697

794

49

Кировская область

81 118

76 885

99 601

 

 

995

943

1 222

50

Нижегородская область

110 358

215 666

149 689

 

(г. Нижний Новгород)

1 354

2 646

1 837

51

Оренбургская область

81 510

88 479

83 004

 

 

1 000

1 086

1 018

52

Пензенская область

82 750

86 695

91 203

 

 

1 015

1 064

1 119

53

Пермский край (Пермская область)

93 250

106 484

113 650

 

(г. Пермь)

1 144

1 307

1 394

54

Самарская область

101 216

107 505

111 420

 

(г. Самара)

1 242

1319

1 367

55

Саратовская область

75 388

92 248

96 122

 

 

925

1 132

1 179

56

Ульяновская область

71 827

72 858

102 742

 

 

881

894

1 261

57

Пермский край

**

**

**

 

(Коми-Пермяцкий автономный округ)

**

**

**

V

Уральский федеральный округ

 

 

 

58

Курганская область

71 796

54 394

56 641

 

 

881

667

695

59

Свердловская область

112 611

168 750

136 500

 

(г. Екатеринбург)

1 382

2 071

1 675

60

Тюменская область

105 429

136 542

125 100

 

 

1 294

1 675

1 535

61

Челябинская область

73 871

104 511

96 900

 

(г. Челябинск)

906

1 282

1 189

62

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

116 297

89 713

103 398

 

(г. Сургут)

1 427

1 101

1 269

63

Ямало-Ненецкий автономный округ

126 233

102 471

117 280

 

(г. Салехард)

1 549

1 257

1 439

VI

Сибирский и Дальневосточный Федеральные округа

 

 

 

 

64

Республика Алтай

83 691

67 242

71 586

 

 

1 027

825

878

65

Республика Бурятия

80 395

53 678

59 883

 

 

986

659

735

66

Республика Тыва

77 435

52 883

58 396

 

 

950

649

717

67

Республика Хакасия

81 779

58 279

63 756

 

 

1 003

715

782

68

Алтайский край

84 292

93 833

122 620

 

 

1 034

1 151

1 505

69

Красноярский край

90 097

104 511

126 823

 

(г. Красноярск)

1 105

1 282

1 556

70

Иркутская область

89 624

124 541

137 072

 

(г. Иркутск)

1 100

1 528

1 682

71

Кемеровская область

83 760

96 636

105 840

 

 

1 028

1 186

1 299

72

Новосибирская область

98 477

101 119

122 730

 

(г. Новосибирск)

1 208

1 241

1 506

73

Омская область

79 195

128 250

109 855

 

(г. Омск)

972

1574

1 348

74

Томская область

91 500

93 910

130 895

 

 

1 123

1152

1 606

75

Забайкальский край (Читинская область)

83 804

62 419

65 744

 

 

1 028

766

807

76

Забайкальский край

80 123

55 720

61 529

 

(Агинский Бурятский округ)

983

684

755

77

Красноярский край

68 661

48 401

53 447

 

(Таймырский Долгано-Ненецкий район)

842

594

656

78

Иркутская область

69 895

49 024

54 135

 

(Усть-Ордынский Бурятский округ)

858

602

664

79

Красноярский край

71 174

48 607

53 674

 

(Эвенкийский район)

873

596

659

80

Республика Саха (Якутия)

121 986

98 867

105 385

 

 

1 497

1 213

1 293

81

Приморский край

130 671

198 463

162 900

 

г. Владивосток

1 603

2 435

1 999

82

Хабаровский край

122 725

118 652

136 217

 

г. Хабаровск

1 506

1 456

1 671

83

Амурская область

108 610

74 173

82 721

 

 

1 333

910

1 015

84

Камчатский край (Камчатская область)

99 737

78 444

88 611

 

 

1 224

963

1 087

85

Магаданская область

80 758

66 471

73 397

 

 

991

816

901

86

Сахалинская область

127 229

169 871

162 542

 

 

1 561

2 084

1 994

87

Еврейская автономная область

96 126

65 648

75 648

 

 

1 179

805

928

88

Камчатский край (Корякский автономный округ)

102 212

67 192

70 075

 

 

1 254

824

860

89

Чукотский автономный округ

104 537

54 394

70 655

 

 

1 283

667

867

Российская Федерация, в среднем*

(с 01.09.2025 при расчете показателя увеличена доля крупных городов площадью свыше 100 кв. км. и населением свыше 250 тыс. человек)

93 602

103 187

99 550

1 148

1 266

1 221

Источник: Союз инженеров-сметчиков

   

Изображение сгенерировано нейросетью «Kandinsky»

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Показатели приводятся в рублях на 1 м2 общей площади квартир жилых зданий.

2. Под жилыми домами массового спроса понимаются крупнопанельные и объемно-блочные жилые дома типовых проектов (модернизированных серий) высотой 9—16 этажей, монолитные жилые дома с навесными трехслойными панелями (т. н. сборно-монолитные), а также монолитные жилые дома (монолитный каркас) с ограждающими конструкциями из блоков (газобетон и т. п. с утеплителем).

3. Показатели полной стоимости строительства и цен первичного рынка приводятся с учетом простой базовой отделки (окраска, обои, разводка, установка ПДУ, паркет березовый, линолеум, газовые или электроплиты, лифты и т. п.), наружных сетей и благоустройства (относимых на сметную стоимость дома), а также среднего уровня прочих работ и затрат застройщиков в процессе подготовки строительства, производственного цикла и сдачи дома.

     

В показателях полной стоимости строительства для застройщиков учтены:

- средние затраты застройщиков на приобретение прав на земельный участок (стоимость, зависит от местоположения и технико-экономических показателей объекта строительства и составляет от 11,1% до 14%);

- стоимость строительства внутриплощадочных наружных инженерных коммуникаций, стоимость работ по благоустройству и озеленению территории строительства составляет от 8% до 12%;

- получение и исполнение технических условий по подключению объекта к сетям инженерной инфраструктуры (с учетом инвестиционной составляющей монополистов, за исключением прямого строительства головных источников и магистральных сетей) составляет в среднем размере 4,7%;

- затраты по вводу дома в эксплуатацию.

  

Примечание: не путать с себестоимостью строительно-монтажных работ и подтвержденными учетной документацией составом затрат, относимых на себестоимость строительства.

Показатель полной стоимости строительства, приводимый в Справке — это расчетная восстановительная стоимость строительства с учетом всех затрат застройщиков на удельную единицу расчета с началом строительства в текущем месяце.

 

Для жилых домов, вводимых в эксплуатацию без отделки квартир (чистого покрытия пола, установки сантехнических приборов, оклейки обоями, малярных и облицовочных работ, установки внутренних дверных блоков), приведенные показатели уменьшаются на 7% — 10%.

При размещении в жилых зданиях встроенных или пристроенных предприятий (организаций) торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания показатели рассчитываются только для жилой части здания.

   

СРЕДНЯЯ ОБЩАЯ И ЖИЛАЯ ПЛОЩАДЬ КВАРТИР, КВ. М

Тип дома

Однокомнатные

Двухкомнатные

Трехкомнатные

общая

жилая

общая

жилая

общая

жилая

5-этажный

31

18

44

29

58

41

9-этажный

32

19

44

29

57

40

«сталинский»

34

19

56

34

78

52

12—16-этажный

36

20

48

30

68

44

17—22-этажный

38

19

55

32,5

75

45

Источник: Союз инженеров-сметчиков

   

Общая площадь жилых зданий определяется в соответствии с СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные» актуализированной редакции СНиП 31-01-2003 (утв. приказом Минстроя России от 03.12.2016 №883/пр., ред. от 19.12.2019), Приложение А «Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности и строительного объема» (в редакции с 15.04.2020, Изменение №1).

   

Фото: © Сергей Гавриличев / Фотобанк Лори

  

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ЖИЛОГО ЗДАНИЯ определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), эксплуатируемой кровли, измеренных между внутренними поверхностями наружных стен на уровне пола (без учета плинтусов), а также площади балконов, лоджий, террас и веранд, лестничных площадок и ступеней с учетом их площади в уровне данного этажа.

  

Примечания: При устройстве на балконах, лоджиях, террасах панорамного остекления с ограждением их площадь измеряется без учета площади, занятой ограждением. Площадь многосветных помещений, пространство между лестничными маршами более ширины марша или 1,5 м, проемы в перекрытиях, а также лифтовые и другие шахты следует включать в общую площадь здания в пределах только одного этажа. Площади подполья для проветривания здания, неэксплуатируемого чердака, технического подполья, технического чердака, внеквартирных инженерных коммуникаций с вертикальной (в каналах, шахтах) и горизонтальной (в межэтажном пространстве) разводками, а также тамбуров, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов в площадь здания не включают.

Эксплуатируемая кровля при подсчете общей площади здания приравнивается к площади террас.

Площадь комнат, помещений вспомогательного использования и других помещений жилых зданий следует определять по их размерам, измеряемым между отделанными поверхностями стен и перегородок на уровне пола (без учета плинтусов).

Площадь, занимаемая печью, в том числе печью с камином, которые входят в отопительную систему здания, а не являются декоративными, в площадь комнат и других помещений не включаются.

Площадь остекленных и неостекленных балконов, лоджий, а также террас следует определять по их размерам, измеряемым по внутреннему контуру (между стеной здания и ограждением) без учета площади, занятой ограждением.

Площадь французского балкона, в том числе имеющего нижнюю грань проема с наружной стороны от коробки балконного блока, образованную в пределах толщины стен, в составе площади летних помещений не учитывается.

 

ПЛОЩАДЬ КВАРТИР определяют как сумму площадей всех отапливаемых помещений (жилых комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд) по их размерам, измеряемым между поверхностями стен и перегородок, без учета неотапливаемых помещений (лоджий, балконов, веранд, террас, холодных кладовых и тамбуров).

К площади помещений вспомогательного использования в жилом помещении относятся площади кухонь, коридоров, ванных, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей, и иные.

 

Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ, ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Примечанием 64 Приказа Минстроя России №631/пр от 15.10.2020 «О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. №996/пр "Об утверждении формы проектной декларации"» определен принцип подсчета общей площади жилого помещения, а именно указывается сумма площадей всех отапливаемых помещений (жилых комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд) и всех помещений (лоджий, балконов, веранд, террас, холодных кладовых и тамбуров) без понижающего коэффициента. Данная норма введена в действие с 13 декабря 2020 года.

Указанная площадь должна соответствовать фактическому значению показателя (сумма площадей) «Общая площадь жилых помещений (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас)», отраженному в подпункте 2.2 раздела II Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

  

Фото: © Иванов Алексей / Фотобанк Лори

  

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ КВАРТИРЫ — сумма площадей ее отапливаемых комнат и помещений, встроенных шкафов, а также неотапливаемых помещений — лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджии — 0,5; для балконов и террас — 0,3; для веранд и холодных кладовых — 1,0. Площадь, занимаемая печью, в площадь помещений не включается.

Площадь под маршем внутриквартирной лестницы при высоте от пола до низа выступающих конструкций 1,6 м и более включается в площадь тех помещений, где расположена лестница, подсчитываемых с понижающими коэффициентами, установленными правилами технической инвентаризации. Площадь под маршем внутриквартирной лестницы на участке с высотой от пола до низа выступающих конструкций лестницы 1,6 м и менее не включается в площадь помещения, в котором размещена лестница.

 

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (КВАРТИР) В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ (ДОМАХ) определяется как сумма площадей всех частей жилых помещений (квартир), включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас, подсчитываемых с соответствующими понижающими коэффициентами, установленными приказом Минстроя России №854/пр от 25.11.2016 «Об установлении понижающих коэффициентов для расчета площади лоджии, веранды, балкона, террасы, используемой при расчете общей приведенной площади жилого помещения».

Указанная площадь должна соответствовать фактическому значению показателя (сумма площадей) «Общая площадь жилых помещений (с учетом балконов, лоджий, веранд, террас)», отраженному в подпункте 2.2 раздела II Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

 

В общую площадь жилых помещений не входит:

 площадь лестничных клеток, лифтовых холлов, тамбуров, общих коридоров, вестибюлей, галерей, неотапливаемых мансард и мезонинов, подполья для проветривания здания, проектируемого для строительства на вечномерзлых грунтах, чердака, технического подполья (технического чердака), внеквартирных коммуникаций, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, наружных открытых лестниц;

• площадь, предназначенная для жилищно-эксплуатационных организаций, магазинов, отделений связи, детских учреждений, предприятий службы быта и так далее;

• площадь помещений комендантов, служебных комнат обслуживающего персонала, торговых ларьков в общежитиях, специальных домах для одиноких престарелых, ветеранов, инвалидов, детских домах, домах-интернатах;

• площадь помещений столовых, буфетов, клубов, читален, библиотек, учебных классов, спортивных залов, приемных пунктов бытового обслуживания в общежитиях;

• площадь жилых помещений, переоборудованных из нежилых в результате работ, не относящихся к реконструкции;

• площадь жилых помещений в нежилых зданиях.

  

Для многоквартирных жилых домов переход от стоимости 1 кв. м общей
площади дома к показателю стоимости 1 кв. м общей площади квартир
может осуществляеться при помощи коэффициентов

Наименование

Коэффициент

Многоэтажные жилые дома (от 6 этажей и выше):

 

Жилые дома с монолитным каркасом

1,21

Жилые дома со сборным каркасом

1,21

Монолитные жилые дома

1,21

Панельные жилые дома

1,17

Кирпичные жилые дома

1,15

Жилые дома из легкобетонных блоков

1,15

Малоэтажные и жилые дома средней этажности (1—5-этажные)

1,17

Источник: Союз инженеров-сметчиков

 

При наличии фактических данных об общей стоимости (затратах застройщика на строительство/создание объекта недвижимости), расчет указного коэффициента необходимо произвести исходя из данных и величины общей площади жилого дома и общей площади жилых помещений (квартир) в жилом доме.

   

   

   

   

  

   

Другие публикации по теме:

В октябре в лидеры среди регионов России с самой дорогой стоимостью строительства неожиданно вышла Республика Алтай

Минстрой утвердил нормативы средней стоимости квадратного метра жилья на IV квартал 2025 года

Москва стала второй в списке регионов по средней рыночной стоимости квадратного метра жилья

Средняя стоимость строительства многоквартирных жилых домов массового спроса и цены на рынке недвижимости по регионам РФ на октябрь 2024 года

Средняя стоимость строительства многоквартирных жилых домов массового спроса и цены на рынке недвижимости по регионам РФ на октябрь 2024 года

Средняя стоимость строительства многоквартирных жилых домов массового спроса и цены на рынке недвижимости по регионам РФ на апрель 2024 года

Изменения в методике определения затрат на строительство временных зданий и сооружений

Индексы сметной стоимости строительства в I квартале 2024 года в очередной раз меняются

Утверждена методика определения стоимости работ по инженерным изысканиям

Расчет сметной стоимости строительства можно осуществить с учетом формирования и ведения информационной модели

Корректировка нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации