Настроены0 параметров

Настроить фильтр

Регион
Раздел
Подраздел
Все новости
+

Проблемы технического нормирования в строительстве РФ

Автор нашего портала архитектор и эксперт Александр БЛИНДЕР любезно предоставил ЕРЗ.РФ свою новую фундаментальную статью, посвященную проблемам технического нормирования в России.   

      

  

Цель исследования — разработка комплексного подхода к оптимизации системы технического нормирования в строительстве

Задачи:

1. Изучение и систематизация ключевых этапов становления в РФ системы технического нормирования в строительстве.

2. Мониторинг и анализ действующих законодательных и нормативно-технических документов в строительстве, пожарной безопасности, санитарно-эпидимиологической безопасности.

3. Оценка системы межведомственного взаимодействия и координации работ технических комитетов по стандартизации при подготовке и утверждении документов в области технического нормирования в строительстве.

4. Оценка удобства для проектных организаций работы в действующей системе нормативных технических документов.

5. Выявление и систематизация недостатков действующей системы технического нормирования в строительстве.

6. Анализ существующей системы инструментов совершенствования законодательной и нормативной базы в области проектирования и строительства.

7. Разработка предложений по улучшению системы технического нормирования в строительстве.

       

Фото: www.minstroyrf.ru

     

Резюме

1. Период становления технического нормирования с введения первых строительных норм и правил в 1955 году до 2020 года условно можно разделить на три принципиальных этапа. На первом этапе, с 1955 по 2003 год, действовала система нормативных документов в строительстве. Второй этап, с 2003 по 2009 год, это переходный период от СНиП к новому виду документов — Технические регламенты. На третьем этапе, с 2009 по 2020 год включительно, действуют технические регламенты с доказательной базой в виде перечней добровольного и обязательного применения. Среди выявленных периодов первый является самым понятным при проектировании и строительстве. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ, вступивший в силу с 01.07.2003, внес существенные изменения в систему технического нормирования строительной отрасли и оказал весьма неоднозначное влияние на эффективность деятельности в сфере строительного нормирования.

2. Действующая система законодательного и технического нормирования в строительной, пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности существует в условиях дублирования и противоречий, что явно проявляется на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства. Система, которая сегодня сложилась и функционирует, фактически породила значительное число административных барьеров для бизнеса и эффективной работы по обеспечению безопасности зданий и сооружений.

3. Оценка системы межведомственного взаимодействия была выстроена на различных уровнях принятия совместных компромиссных решений: это и деятельность комитетов по стандартизации, профильных комиссий и рабочих групп федеральных министерств, отдельные поручения Правительства РФ, и, несмотря на эти усилия, просматривается устойчивая тенденция к невозможности качественно влиять на техническое нормирование в строительной отрасли.

   

Фото: www.twitter.com

  

4. В настоящий момент в строительном техническом нормировании отсутствует система нормативных документов в строительстве. Принцип, заложенный в виде доказательной базы добровольных и обязательных перечней, непонятен, сложен и противоречив для различных участников инвестиционно-строительного процесса, что неоднократно отмечалось на различных профессиональных площадках с участием представителей федеральных органов исполнительной власти.

5. Характерной особенностью действующей системы строительного технического нормирования является отсутствие «одного окна», когда все технические нормы и требования не проходят оценку профильного строительного министерства, что служит источником большого числа противоречий в нормативно-технической базе.

6. На сегодняшний день в обществе назрела потребность в проведении реформы контрольно-надзорной деятельности, выявлении и инвентаризации документов смежных ФОИВ, регулирующих строительную деятельность, а также в установлении единых полномочий строительного министерства по ведению государственной политики в области разработки, принятия и согласования технических требований, оказывающих влияние на строительное нормирование. Направлениям ценообразования в строительстве и техническому регулированию уделяется недостаточное внимание.

    

  

Ключевые проблемы действующей системы технического нормирования в строительстве

1. 184-ФЗ, вступивший в силу 01.07.2003, на два десятилетия парализовал техническое нормирование в строительной отрасли. Разрушена система строительного нормирования. Отсутствие государственного финансирования в строительной науке в течение 20 лет привело к отставанию.

2. В России отсутствует система нормативных документов в строительстве. Не принят базовый документ системы 10-01. Есть набор отдельных документов в строительстве.

3. Ежегодное федеральное бюджетное финансирование распределяется исключительно на своды правил, стандарты и методические пособия. Остальные виды нормативных и справочных документов, в т.ч документов по ценообразованию на проектные и изыскательские работы, не разрабатываются. Это привело к нарушению работоспособности всей системы документов в строительстве, проектировании и экспертизы проектной документации. В качестве внебюджетных источников финансирования возможно использовать средства НОПРИЗ и НОСТРОЙ (по согласованию).

4. Нормативные документы Российской Федерации не согласуются с документами СНГ и ЕАЭС. Не выстроена единая нормативная база.

5. Не определены базовые принципы, которые должны лечь в основу перевода разработанных Минстроем России сводов правил в машиночитаемый формат. При этом решение данного вопроса внесет существенные изменения в методологию изложения нормативных требований и физически измеряемых величин. В 2020 году НИРы по данной теме были проведены через оператора ФАУ ФЦС. При внедрении перевода нормативных требований в машиночитаемый вид вся разработанная Минстроем России нормативная база подлежит пересмотру.

   

Фото: www.gis96.ru

     

6. Несмотря на различные мероприятия, в т.ч. в области разработки нормативных документов, количество специальных технических условий (СТУ) увеличивается ежегодно. Принятые меры Минстроем России не достигают результата по уменьшению количества разработки СТУ. Необходимо разработать и утвердить План мероприятий по снижению разработки СТУ.

7. Количество разработанных документов Минстроя России не перешло в качество. К проблематике противоречий между строительными, пожарными, санитарными требованиями добавилась еще одна позиция — это противоречия и дублирования самих сводов правил Минстроя России между собой, количество которых ежегодно увеличивается. Децентрализации разработки нормативных документов различными коммерческими организациями посредствам государственных закупок (лотов) привела к разбалансировке системы, переписыванию норм различными авторскими коллективами; перегибам нормативных требований (поскольку работы не ведутся на системной основе, а являются коммерческим контрактом в очень сжатые сроки). Отсутствует преемственность школы (авторские коллективы) по целым нормативным документам и комплексам.

   

Фото: www.info-rm.com

   

Предложения по улучшению системы технического нормирования в строительстве

1. Необходима разработка «Концепции системы технического регулирования в строительстве», включающей в себя в т.ч. такую концепцию на ближайшие 5 лет с возможными вариантами и их экономической оценкой для государства и строительной отрасли.

2. Необходимо завершить принятие законопроекта, предусматривающего установление порядка издания нормативно-технических документов в области проектирования и строительства, исключающего случаи принятия указанных документов без согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а также установление строительных норм, обязательных для применения и строительных правил добровольного применения.

3. Следует рассмотреть возможность исключения из 384-ФЗ отдельных положений и статей, которые не получили развития в виде подзаконных актов с момента утверждения закона для оценки соответствия проектной документации;

4. Необходимо как можно скорее отказаться от предписывающей системы нормирования (советская система нормирования) с переходом к более современной функционально-ориентированной (гибкой) системе нормирования «performance — based requirement». Закрепить подход в «Концепции системы технического регулирования в строительстве»;

5. Требуется провести анализ областей нормирования для синхронизации направлений со странами СНГ и ЕАЭС. Организовать работу по введению в действие на территории Российской Федерации МСН 10-01-2012 «Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения».

    

Фото: www.b2bplankonzept.de

   

6. Необходимо разработать механизмы привлечения территориальных государственных экспертиз проектной документации и Главгосэкспертизы к анализу объективности технических требований, регламентируемых в разрабатываемых сводах правил. Предложение направлено на проверку по таким критериям, как «завышенные требования», «неэффективные или невыполнимые технические решения», «неувязки или дублирование технических решений».

7. Следует разработать информационную базу для хранения писем и разъяснений по сводам правил от организаций-разработчиков и подведомственных организаций Минстроя России. Инструмент направлен на формирование электронной карточки по всем СП и стандартам Минстроя России, в которых будет храниться информация по нему от актуализации к актуализации, что позволит упростить работу по формированию технических заданий на пересмотр СП и выполнение данной работы новыми организациями-исполнителями.

8. Рассмотреть возможность создания национального государственного (некоммерческого) информационного центра/ресурса/библиотеки (базы данных) в которой должны быть собраны все нормативные документы и разъяснения к ним в виде писем в области строительства, архитектуры и градостроительной деятельности. Кроме этого создать возможность подключения региональных баз, обеспечив на федеральном, региональном и муниципальном уровнях единый подход к пользованию информационной системы. База данных может быть установлена предприятиям строительной отрасли с государственным участием. Оператором базы данных может выступить Минстрой России или одна из подведомственных организаций (ФАУ «ФЦС», ФБУ «ФЦИСП», ФГБУ «ЦНИИП Минстроя»), операторами региональных баз — краевые органы в области строительной и градостроительной политики. Информационная база данных может быть создана при поддержке национальных проектов «Цифровая экономика РФ», «Жилье и городская среда».

    

Фото: www.c.pxhere.com

    

9. В целях повышения качества разрабатываемых нормативных документов следует рассмотреть возможность возврата к зональным и центральным НИИ при Минстрое по целому ряду направлений и заниматься прикладной наукой на системной основе в виде государственных ежегодных заданий. За каждым профильным НИИ (НИИСФ РААСН, НИИЖБ им. А. А. Гвоздева, НИИОСП им. Н. М. Герсеванова, ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко и т.д.) с государственным участием в этом случае должны быть закреплены конкретные направления деятельности по формированию и поддержанию в актуальном состоянии фонда нормативных документов в строительстве.

10. Следует рассмотреть возможность формирования государственных закупок на разработку отдельных сводов правил, либо небольших групп сводов правил внутри одного комплекса системы СНиП 10-01 (аналогично по НИР/НИОКР и методическим пособиям, стандартам) вместо объединения работ по различным тематикам в крупные закупки (лоты). Данный механизм позволит исключить дальнейшие субподрядные договоры с различными организациями на выполнение отдельных видов работ и уменьшением стоимости таких работ в те же сроки первоначальной закупки. По анализу государственных закупок за пять лет выявлен пул одних и тех же крупных организаций, которые побеждают на торгах. Операторам закупок следует учитывать людские ресурсы организации, если такая организация побеждает в один год сразу по нескольким Закупкам.

11. Минстрою России предлагается развивать сотрудничество с профильным строительным вузом (Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет) по направлениям разработки информационно-справочных и методических документов в строительстве;

   

 

  

12. Предлагается вынести на обсуждение с Минобрнауки вопрос о совместном издании ежегодных аннотированных сборников по работам в области строительства, техническом нормировании, архитектуре, градостроительстве. В данные сборники могут входить: диссертации на соискание ученых степеней кандидата или доктора наук; магистерские диссертации, НИРы разных министерств и ведомств, НИРы разрабатываемые профильными органами исполнительной власти субъектов РФ и другими профильными НИИ проектными институтами (по аналогии с изданием «Сборник аннотаций научно-исследовательских работ по строительству и архитектуре», работы, выполненные в 1959 г., Москва 1960 г., 534 стр. Изд. Центральный институт научной информации по строительству и архитектуре. Академия строительства и архитектуры СССР). В целях ознакомления сотрудников НИИ, проектных организаций, а также широких кругов инженерно-технических работников строительных организаций и производителей строительных материалов необходимо подготовить и издать «Сборник аннотаций работ по мониторингу и анализу действующих НТД в строительстве», научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, методических пособий, разработанных в период с 2015-го по 2020 г., а также обеспечить доступ к указанным работам на официальном сайте Минстроя России и (или) ФАУ «ФЦС» (в настоящее время размещены только методические пособия).

13. Ежегодно на 1 января издавать Указатель «Нормативных документов в строительстве», ФАУ «ФЦС». В Указатель должны войти все документы Фонда нормативной технической базы в строительстве. Ежемесячно издавать информационный бюллетень для подержания Указателя в актуальном состоянии. В настоящий момент профильное строительное министерство и Росстандарт не могут предоставить в ответ на официальное обращение текущее состояние перечня действующих и принятых стандартов в области строительства.

Александр БЛИНДЕР (на фото)

Полностью с презентацией статьи «Проблемы технического нормирования в строительстве РФ» можно ознакомиться здесь.

      

   

   

    

    

  

Другие публикации по теме:

Михаил Мишустин: Дебюрократизация строительства продолжится за счет внесения изменений в десятки отраслевых законов

Марат Хуснуллин: Дебюрократизация строительной отрасли будет во многом обеспечена за счет ее цифровизации

ТДК: комиссия по градостроительной документации одобрила предложения по дебюрократизации ряда согласительных процедур

С 1 августа обязательных СНиПов в строительстве станет на треть меньше

Владимир Путин: Треть нормативных требований в сфере строительства переведем в разряд рекомендаций

Минстрой: Президент прав — отрасль надо срочно дебюрократизировать

Как обновится Методика определения сметных цен на затраты труда в строительстве

Минстрой изменил порядок разработки и согласования СТУ

С 1 марта вступил в силу новый порядок утверждения сметных нормативов

Отраслевая нормативная база корректируется для внедрения стандарта КРТ

На публичное обсуждение вынесено 36 сводов правил: комментарий эксперта

Почему актуализированные СП устаревают раньше, чем вступают в действие: комментарий эксперта

К 1 августа Минстрой разработает рекомендации для регионов по реализации норм 151-ФЗ в части градостроительной деятельности, ценообразования и экспертизы проектов

Минстрой создаст реестр технических стандартов в строительстве

Владимир Путин: В строительстве нужно менять устаревшие правила и нормы, а также решить вопрос ценообразования

Минстрой: В сфере строительства должен быть единый техрегулятор

Утверждена методика разработки нормативов на работы по подготовке проектной документации: комментарий эксперта

Минстрой обнародовал методику применения сметных нормативов

Аналитический обзор по классификации зданий и сооружений общественного назначения: комментарий автора

+

Электронная регистрация прав в период пандемии: новые возможности для рынка или игра на нервах клиента?

Эту тему на страницах портала ЕРЗ.РФ анализирует Олег БЕРЕСНЕВ, заместитель руководителя отдела по работе с клиентами компании «ТехноКад», специалисты которой  уже более 15 лет оказывают услуги по выпуску электронных подписей для автоматизации взаимодействия заинтересованных лиц с Росреестром в электронном виде.

       

Фото: www.gazeta.ru

       

На фоне пандемии COVID-19 работа многих учреждений и предприятий, также, как и предоставление услуг, фактически были парализованы. Те государственные учреждения, в которых процент предоставления услуг в электронном виде к началу текущего года был минимальным, не только сами оказались в сложном положении, но и поставили в такое же положение граждан.

При этом услуги Росреестра оказались крайне востребованы, поскольку данное ведомство наряду с Федеральной налоговой службой оказалось одним из самых «цифровых» органов исполнительной власти.

Предоставление услуг Росреестра по кадастровому учету и регистрации прав объектов недвижимости в электронном виде в онлайн-режиме только в Москве, со слов руководителя управления Росреестра по Москве Игоря Майданова, в апреле 2020 года выросло на 4% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

  

Фото: www.rg.ru

   

«Так, по итогам первых четырех месяцев 2020 года получено в 1,6 раза больше заявлений в электронной форме от юридических лиц, чем в прошлом году за этот же период, — цитирует Игоря Майданова пресс-служба столичного управления Росреестра. — На 6% увеличилось число обращений онлайн от физических лиц, доля которых от общего объема полученных столичным Росреестром электронных заявлений стабильно составляет более 60%».

  

 

  

А на днях в Росреестре заявили о восстановлении в России динамики учетно-регистрационных действий после ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, и возвращении на уровень средних показателей 2019 года. При этом, отмечают в пресс-службе ведомства, электронными сервисами ведомства россияне пользуются активнее, чем в прошлом году.

С учетом штатной работы МФЦ в прошлом году в Росреестр в среднем поступало порядка 120 тыс. заявлений в день. Начиная с апреля 2020 года, когда была ограничена работа МФЦ, это число снизилось вдвое.  

В мае динамика по учетно-регистрационным действиям начала расти, и к середине июля, меньше чем за два месяца, Росреестр вышел на аналогичные показатели 2019 года.

    

    

  

Схожая динамика наблюдается по всем регионам нашей страны. Граждане и юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, в условиях закрытия МФЦ и органов Росреестра, ограничения личного приема посетителей нотариусами во всех регионах столкнулись с необходимостью осваивать электронный формат взаимодействия с Росреестром.

Мы, как компания-разработчик сервисов электронной регистрации, и ранее убеждали игроков рынка недвижимости, что электронная регистрация — это надежно, удобно и выгодно. В условиях самоизоляции это еще единственная возможность получить необходимую услугу как с точки зрения уменьшения риска контакта с группой лиц, так и с точки зрения безопасности сделки.

Однако стоит заметить, что электронная регистрация, также, как и любое другое действие с недвижимостью, подчиняется нормам федерального законодательства, которыми не стоит пренебрегать. Ниже я расскажу о том, на что стоит обратить внимание при выстраивании отношений с потенциальными клиентами.

      

Фото: www.i.mycdn.me

     

1) Электронные подписи. Закон «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает необходимость для обращения в Росреестр иметь электронную подпись для подписания соответствующих документов. При этом по требованиям того же закона (пп.2, п.1, ст.18) эта подпись должна быть усиленной и квалифицированной, т.е. являться аналогом собственноручной. Для получения такой подписи необходимо обратиться в аккредитованный Удостоверяющий центр для оказания такого рода услуг.

Удостоверяющий центр «ТехноКад» уже около 15 лет оказывает услуги по выпуску усиленных квалифицированных электронных подписей (далее — УКЭП) своим клиентам. За это время было изготовлено свыше 3 млн таких сертификатов, и мы как никто другой знаем о необходимости соблюдать элементарные требования безопасности:

• выпуск УКЭП только при личной идентификации клиента, что также установлено регулятором — Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ;

• обязательное собственноручное подписание клиентом документов на выпуск УКЭП (Заявление и Бланк сертификата). В наше время, несмотря на век высоких технологий, наличие этих бумаг в оригинале для всех структур (от прокуратуры до суда) является определяющим обстоятельством, подтверждающим легитимность выпуска УКЭП.

Практика показывает, что соблюдение этих правил позволяет избежать проблем с УКЭП клиента в дальнейшем.

     

 

  

2) Обязательное подписание документов лицами, полномочными это делать. Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или иных должностных лиц, перечень которых установлен законодательством РФ.

Большой ошибкой будет подавать документ, содержащий волеизъявление двух и более сторон, за подписью только одной из них. Например, это относится к договорам в простой письменной форме, кредитным договорам, нотариальным документам и т.д. Перед совершением сделки обязательно заручитесь согласием всех сторон на электронный формат, и только после этого приступайте к регистрации.

3) Многофункциональность. Внедряя у себя процесс электронной регистрации, заказчик имеет право узнать у подрядчика (разработчика программного обеспечения и сервисов) возможности предлагаемого продукта. Если потребуется провести какую-нибудь сложную сделку с долевой собственностью, с несовершеннолетними и с юридическими лицами, то данные виды сделок есть и успешно проводятся в электронном виде. Компания «ТехноКад» предлагает своим клиентам электронный сервис «под ключ»: от всех видов регистрационных действия до уплаты госпошлин в два клика.

     

Фото: www.archa-sv.ru

   

4) Информирование клиентов о порядке проведения сделки. В клиентоориентированных компаниях менеджер расскажет каждой стороне сделки о выпуске УКЭП, о стадиях подписания и прохождения документов в органах Росреестра и предоставит ответные документы с информацией, что с этим делать и куда идти дальше. Компании, пренебрегающие информацией и не договаривающие клиенту информацию по сделке, рискуют, во-первых, потерять этого клиента в перспективе, во-вторых, вести долгие и муторные переписки и телефонные переговоры с этим клиентом после завершения сделки. Клиенты нервничают, т.к. и раньше не очень доверяли электронной регистрации и облачной подписи, а тут в интернете начали появляться статьи о полностью дистанционном способе удостоверения личности для выпуска УКЭП. С клиентом лучше быть честным с самого начала, рассказывая и описывая все этапы сделки.      

5) Законодательные ограничения. Даже с учетом выполнения всех рекомендаций выше важно помнить про юридические аспекты проведения сделки. Например, есть операции, требующие обязательного нотариального заверения (сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, с долями в праве общедолевой собственности), требующие личного похода в МФЦ (если продавец – физическое лицо при сделке с отчуждением недвижимости за исключением случаев, указанных в ст.36.2 Закона «О государственной регистрации недвижимости») или нотариального согласия одного из супругов на их совершение (регистрация ипотеки). В некоторых случаях провести сделку электронно в Вашем офисе просто невозможно, а в некоторых нужно обращаться лично в различные инстанции.

     

Фото: www.obecp.ru

      

Перевод регистрации прав полностью в электронный вид – лишь вопрос ближайшего будущего. Тем, кто быстрее всего адаптируется к изменяющимся условиям рынка, будет намного проще выстроить свои бизнес-процессы в дальнейшем, имея современные и надежные инструменты и сервисы. Режим самоизоляции показал, что многие операции рынка недвижимости можно перевести в онлайн.

Компания «ТехноКад» уже много лет специализируется на организации юридически значимого взаимодействия с Росреестром между всеми заинтересованными лицами. За это время тысячи организации и физических лиц уже наладили документооборот через нас, и каждому из клиентов мы готовы найти свой подход и помочь в освоении новой для него услуги. Вновь подключившейся компании мы гарантируем предоставление грамотного консалтинга и сопровождения на всех этапах эксплуатации. Подробнее о сервисах и условиях подключения услуги можно узнать у нас на сайте.

Олег БЕРЕСНЕВ, заместитель руководителя отдела обслуживания клиентов Управления по работе с клиентами ООО «ТехноКад»

   

 

   

 

  

   

  

Другие публикации по теме:

На чем построена философия компании MACRO

ПИК-Франшиза: готовые бизнес-решения для девелоперов

Profitbase — IT-платформа для управления маркетингом и продажами в недвижимости

Система dnMAP.pro для мониторинга и анализа рынка новостроек Московского региона

Академия девелопмента: онлайн-платформа для обучения